ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2746/2022 от 14.09.2022 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

УИД: 04RS0002-01-2022-004367-09

Дело № 2а-2746/2022

Решение

именем Российской Федерации

14 сентября 2022 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Кудряшовой М.В., при секретаре Осеевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия к Назарову А.А. о взыскании задолженности по налогам, пени,

установил:

Обращаясь в суд, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия (далее – УФНС по РБ) просит взыскать с ответчика сумму задолженности по страховым взносам не пенсионное страхование за период *** в размере 111 747 руб.; пени по страховым взносам на пенсионное страхование – 14 244,70 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период *** в размере 25 740 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3057 руб.; пени по транспортному налогу на *** в размере 8,62 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за *** в размере 4,63 руб. В обоснование заявленных требований, административный истец указал, что Назаров А.А. является адвокатом, в связи с чем, обязан уплачивать законно установленные страховые взносы, однако обязанность свою надлежаще не исполняет.

В судебном заседании представитель истца Садовская Л.Н., действующая на основании доверенности исковые требования подержала. Суду пояснила, что указанная задолженность образовалась у ответчика в связи с ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов, неустойки по иным налогам. При этом страховые взносы начислены ответчику за 3 года в связи с тем, что в адрес налогового органа из Адвокатской палат РБ *** поступили сведения о том, что Назаров А.А. является действующим адвокатом. В связи с чем, на основании данной информации ему произведено начисление страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование с *** Доводы ответчика относительно отсутствия оснований для взыскания с него данной задолженности, в связи с тем, что он является военным пенсионером, считает необоснованными. Поскольку в ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» внесены изменения, новая редакция закона подлежит применению с ***, и на спорные отношения не распространяется. Налоговые требования и уведомления направлены Назарову в личный кабинет. Просит исковые требования удовлетворить.

Административный ответчик Назаров А.А. исковые требования признал частично, указывая на то, что у административного истца отсутствуют основания для взыскания с него страховых взносов на пенсионное страхование, поскольку он является военным пенсионером. Просит учесть срок исковой давности по требования о взыскании страховых взносов на медицинское страхование, а также то обстоятельство, что обязательства по иным платежам им исполнена, сумма задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество им уплачены на основании вынесенного судебного приказа.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:

Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу положений п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

П. 1 ст. 432 НК РФ предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно подп. 1 и 2 п. 1 ст. 430 НК РФ адвокат уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Учитывая положения подп. 1 п. 9 ст. 430 НК РФ, адвокат, уплачивающий налог на доходы физических лиц, определяет размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из своего дохода от профессиональной деятельности.

Статья 430 НК РФ закрепляет фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Так, в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» в ст. 430 НК РФ указано, что размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, за 2017 год определяется следующим образом:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Таким образом, сумма фиксированных платежей на обязательное пенсионное страхование рассчитывается: МРОТ х Тариф (...%) х 12 = = ... руб., на обязательное медицинское страхование: МРОТ х Тариф (...%) х 12 = = ... руб. МРОТ за ... год = ... руб.

Согласно ст. 425 НК РФ, тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

В статье 430 НК РФ в редакции Федерального закона от 15 октября 2020 г. № 322-ФЗ «О внесении изменений в ст. 430 ч. 2 НК РФ указано, что плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере ... рублей за расчетный период ... года, ... рублей за расчетный период ... года, ... рублей за расчетный период ... года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере ... рублей за расчетный период ... года (... рублей за расчетный период ... года, ... рублей за расчетный период ... года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере ... рублей за расчетный период ... года, ... рублей за расчетный период ... года и ... рублей за расчетный период ... года.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации к плательщикам страховых взносов отнесены, в том числе и адвокаты.

Таким образом, Назаров А.А., имея статус адвоката, признается плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за ***

Однако указанную обязанность, административный ответчик не исполнил. В связи с чем, Межрайонной ИФНС России ... по <адрес> направлено требование по состоянию на ***... со сроком исполнения до ***, содержащее суммы к уплате по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере: за *** г. - ... руб.; за *** г. - ... руб.; за *** - ... руб.; за ***. - ... руб. Общая сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за *** года составляет ... руб.

Также требование содержит сумму задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование: за *** год - ... руб., за *** год - ... руб., за *** год - ... за *** год - ... руб. Общая сумма задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за *** составляет ... руб.

В связи с ненадлежащим исполнением ответчиков обязательств по уплате страховых взносов в соответствии со ст. 75 НК РФ, последнему начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере ... руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – ... руб.

Кроме этого, Назаров А.А. признается плательщиком транспортного налога за ... год

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками указанного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).

В соответствии со статьей 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу закреплен в статье 362 НК РФ, согласно которой сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, (статья 363 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Как установлено, на административного ответчика зарегистрировано транспортное средство: ...

В связи с чем, Назарову А.А. направлено налоговое уведомление от ***..., в котором указаны суммы исчисленного транспортного налога за ... год, подлежащего уплате.

На основании статьи 400 НК РФ, Назаров А.А. является плательщиком налога на имущество физического лица.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налоговым периодом признается календарный год.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке их рентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено п. 2.1. настоящей статьи.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно выписке из ЕГРН, за административным ответчиком на праве собственности с *** зарегистрировано следующее имущество: квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер ....

В целях исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога на имущество физического лица за ... г. Межрайонной ИФНС России ... по <адрес> было направлено налоговое уведомление от ***....

Обязанность по уплате транспортного налога за ... год, налога на имущество физических лиц за ... год не исполнена, в связи с чем, налоговым органом выставлено требование по состоянию на ***... со сроком исполнения ***

Данное требование не исполнено в части уплаты пени по транспортному налогу за ... год в размере ... руб., пени по налогу на имущество физических лиц за ... год в размере ... руб.

Таким образом, в настоящее время у административного ответчика имеется обязанность по уплате задолженности:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за *** года составляет ... руб., пени ... руб.;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за *** года составляет ... руб., пени ... руб.;

- пени по транспортному налогу за ... год в размере ... руб.;

- пени по налогу на имущество физических лиц за ... год в размере ... руб. Всего: ... руб.

*** УФНС по РБ обратилась к мировому судье судебного участка № ... с заявлением о вынесении судебного приказа.

*** вынесен судебный приказ в отношении Назарова А.А.

*** данный судебный приказ отменен.

Из материалов дела следует, что о наличии указанной задолженности административной ответчик уведомлялся налоговым органом путем направления уведомления и требований об их уплате, которые были направлены в личный кабинет налогоплательщика.

Так, согласно п.п. 1 и 2 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Приказом ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (далее - Порядок ведения личного кабинета), п. 16 которого определено, что формирование личного кабинета налогоплательщика осуществляется ФНС России в течение трех рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика.

В соответствии с п. 18 данного Порядка физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 23 Порядка ведения личного кабинета датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки. Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

Согласно материалам дела, Назаровым А.А. открыт личный кабинет налогоплательщика. Сведений о том, что Назаров А.А. обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.

Таким образом, действия налогового органа по направлению уведомления и налоговых требований административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика не противоречат положениям действующего законодательства.

Неиспользование личного кабинета налогоплательщиком не свидетельствует о невыполнении Инспекцией своей обязанности по направлению ответчику налоговых уведомлений и требований.

Факт передачи налогоплательщику требований об уплате страховых взносов, налогов и пени через личный кабинет подтверждается скриншотами личного кабинета.

Административный ответчик в судебном заседании, возражая относительно требований УФНС по РБ ссылался на то, что обязанность по обязательному пенсионному страхованию для военных пенсионеров, каковым он является, устранена с 10 января 2021 года Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 502 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которому обязанность уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для военных пенсионеров-адвокатов, получающих пенсию по выслуге лет, прекращена.

Однако суд полагает, что приведенные доводы ошибочны.

До 1 октября 2010 года адвокаты из числа военных пенсионеров, не несли обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Однако с 1 октября 2010 года в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», изменилось правовое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования.

Новое правовое регулирование установило, что лица, которые после увольнения с военной службы получают пенсию по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и приобрели статус адвоката, наряду с иными гражданами, обеспечиваемыми пенсиями по нормам данного Закона, в соответствии с ч. 4 ст. 7 при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 1 января 2017 года на основании Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Таким образом, нормы действующего законодательства, в том числе положения Налогового кодекса Российской Федерации, так же как и нормы действовавшего ранее Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не содержат исключений из числа плательщиков страховых взносов в отношении военных пенсионеров, имеющих статус адвоката.

Согласно правовой позиции, неоднократно изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (Определения от 23 апреля 2014 года № 794-О, от 28 марта 2017 года № 519-О).

Федеральным законом 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ внесены изменения в Закон об обязательном пенсионном страховании (статьи 6, 7 и 29), согласно которым адвокаты, получающие пенсию за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом № 4468-1, исключены из числа страхователей и застрахованных лиц с предоставлением им права добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» определено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Закон № 502-ФЗ опубликован 30 декабря 2020 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

С учетом того, что данный закон не содержит нормы об ином порядке его вступления в силу, он вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, то есть 10 января 2021 года

Тем самым адвокаты из числа военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, получающие пенсию в соответствии с Законом № 4468-1, освобождены от обязанности по уплате за себя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с названной даты.

Таким образом, требования административного истца о взыскании с Назарова А.А. задолженности по страховым взносам на пенсионное страхование являются обоснованными.

Доводы административного ответчика относительно частичного пропуска административным истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании страховых взносов на медицинское страхование, суд полагает основанными на ошибочном толковании норм права.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном законодательством порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон № 63-ФЗ).

Адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация (ст. 20 Закона № 63-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 85 НК РФ адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

Как указано выше, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, в том числе адвокатами, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 243) с 1 января 2017 г. налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона N 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшиеся на 1 января 2017 года осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ.

Абз. 2 п. 1 данной статьи установлено, что при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Как следует из материалов дела, в адрес налогового органа *** Адвокатской палатой РБ предоставлены сведения на Назарова А.А., который имеет действующий статус «адвоката». В связи с чем, административным истцом в отношении Назарова А.А. за период с ... г. сформировано на *** и направлено требование ... со сроком исполнения до ***

Таким образом, после выявления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование налоговый орган, составив в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ документ о выявлении недоимки, законно направил в адрес заявителя требование об уплате налога и пени.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных УФНС по РБ требований о взыскании с Назарова А.А. задолженности по страховым взносам, поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов не исполнена.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4).

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ ответчику начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, страховых взносов. Доказательств отсутствия такой задолженности и своевременного исполнения обязательств, стороной ответчика не представлено.

Доводы стороны ответчика относительно исполнения им обязательств по уплате пени по транспортному налогу и налогу на имущество, в связи с чем, у административного истца отсутствуют основания для ее взыскания, судом не принимаются.

Действительно, Назаров А.А. внес налоговому органу денежные средства в размере ... руб. и ... руб., как он пояснил, согласно требованиям истца имеющихся в судебном приказе.

Согласно письму МНС России № ФС-8-10/1199, Сбербанка России ... от *** «О бланках платежных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» налоговые органы с целью сокращения количества возможных ошибок при указании плательщиками информации в реквизитах платежных документов обеспечивают автоматизированное формирование и заполнение за налогоплательщиков бланков платежных документов формы № ПД (налог).

Сформированные в налоговом органе платежные документы должны иметь индивидуальный номер (который проставляется в реквизите «Индекс документа») и быть зарегистрированы в налоговом органе в специальном журнале (реестре).

Соответственно, в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме № ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.

Однако, согласно пояснениям административного ответчика, суммы пени внесены им согласно судебного приказа от ***, которой указание на УИН не содержит, в связи с чем, при внесении указанных сумм плательщиком, для зачисление налога и пени за определенный период необходимо было указать этот период либо сделать ссылку на вынесенный мировым судьей судебный приказ. В отсутствие указанных сведений в платежном документе, суд полагает, обоснованными действия административного истца о зачислении уплаченной суммы в ранее образовавшуюся задолженность.

Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Иных оснований для освобождения ответчика от обязанности уплаты страховых взносов, пени, не установлено.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ и пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход федерального бюджета взыскивается государственная пошлина в размере 4296,04 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 290 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Назарова А.А., ИНН ..., *** г.р., уроженца ..., в пользу УФНС России по Республике Бурятия задолженность:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за *** г.г. в размере 111 747 руб.

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 14 244,70 руб.;

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за *** г.г. в размере 25 740 руб.;

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3057 руб.

пени по транспортному налогу за *** г. в размере 8,62 руб.;

пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 4,63 руб.

Взыскать с Назарова А.А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4296,04 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 28 сентября 2022 г.

Судья подпись М.В. Кудряшова

Копия верна