РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2019 года г.Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2748/2019 по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С., УФССП России по Иркутской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С., УФССП России по Иркутской области с требованием освободить министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области от взыскания исполнительского сбора, в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. от 29.05.2019г., в рамках исполнительного производства №-ИП от 04.04.2019г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Ангарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц - жителей Мишелевского муниципального образования обратился в Усольский городской суд с административным исковым заявлением к Администрации городского поселения Мишелевского муниципального образования, Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействия, выраженное в неисполнении обязанностей по организации деятельности по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 16 900 м2, расположенного в Усольском районе, в 1800 м восточнее р.п. Мишелевка, а также на земельных участках, смежных с ним. Решением Усольского городского суда от 13.08.2018г. по делу № 2а-1312/2018 требования административного истца удовлетворены в полном объеме. Решение вступило в законную силу 14.09.2018г. 04.04.2019г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. (далее - судебный пристав-исполнитель Тюрина О.С.) на основании исполнительного документа № ФС022090687 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - исполнительный документ), выданного Усольским городским судом по делу №а-1312/2018, в отношении министерства возбуждено исполнительное производство №-ИП. Требованием судебного пристава-исполнителя Тюриной О.С. министерству установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе до ДД.ММ.ГГГГ с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства (постановление получено министерством по средствам факса ДД.ММ.ГГГГ входящий №, по средствам заказной почты ДД.ММ.ГГГГ). 30.05.2019г. в министерство поступило постановление судебного пристава-исполнителя Тюриной О.С. о взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. как указывает административный истец, фактически министерством исполнен судебный акт по делу №а-1312/2018. В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009г. №-пп, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функцию по организации деятельности по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с несанкционированных мест размещения отходов. Организация деятельности по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) ТКО с несанкционированных мест размещения отходов осуществляется посредством предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области (далее - субсидии). В 2018 году предоставление субсидии осуществлялось в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Отходы производства и потребления в Иркутской области» на 2014-2018 годы государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 444-пп, в соответствии с Положением о предоставлении и расходовании субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию мероприятий по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) ТКО с несанкционированных мест размещения отходов на 2018 год, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 17 сентября 2018 года № 663-пп (далее - Положение). 07.11.2018г. в адрес Министерства от Усольского районного муниципального образования поступила заявка о предоставлении субсидии. Заявка содержала локальный ресурсный сметном расчет, предусматривающий потребность, в том числе, на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО на земельном участке, расположенном в р.п. Мишелевка Усольского района, рассчитанный на основании заключения по результатам геодезического обеспечения осмотра территории несанкционированной свалки в р.п. Мишелевка Усольского района, составленного ООО ПИЦ «Лестер». На основании указанной заявки, распределением субсидий на 2018 год, являющимся приложением к Положению, Усольскому районному муниципальному образованию на реализацию мероприятий по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) ТКО с несанкционированных мест размещения отходов предоставлена субсидия из средств областного бюджета в размере 37 117 684,8 рублей. Согласно порядку о предоставлении субсидии между Министерством и Усольским районным муниципальным образованием заключено Соглашение о предоставлении субсидии от 19.11.2018г. № 66-05-57-6/18. Мероприятия по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) ТКО с несанкционированных мест размещения отходов на территории Усольского районного муниципального образования выполнены в рамках контракта № 6 от 20.11.2018г., заключенного между администрацией муниципального района Усольского районного муниципального образования и ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК». Отчет об использовании субсидии представлен в министерство администрацией муниципального района Усольского районного муниципального образования письмом от 26.12.2018г. Вместе с тем, 24.01.2019г. комиссией в составе: начальника отдела по муниципальному хозяйству администрации Усольского районного муниципального образования П.Е., ведущего консультанта отдела охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Ч.А., ведущего консультанта отдела государственного экологического надзора службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области Л.К., начальника участка ЗОО «РТ-НЭО Иркутск» Ц.О. был произведен осмотр несанкционированной свалки на территории Мишелевского муниципального образования. В ходе визуального осмотра, комиссией установлено следующее. Ликвидировано оценочно 2/3 объема ТКО, подлежащих ликвидации, площадь под несанкционированной свалкой полностью не очищена (выбран объем с центральной части территории земельного участка), остаточные навалы мусора расположены по всей территории свалки. Следовательно, несанкционированная свалка не ликвидирована в полном объеме. Согласно представленным заключениями ООО ПИЦ «Лестер» по результатам геодезического обеспечения осмотра территории по определению границ, площади и объема несанкционированной свалки, расположенной в пгт. Мишелевка Усольского района установлено следующее. В результате первичного проведения замеров и расчетов до ликвидации свалки ее площадь составляет 16 017,70 м2. Навалы мусора располагаются в одном месте, представляют собой большой цельно сформированный навал общим объемом 12 371,0 м3. В результате повторного проведения замеров и расчетов после ликвидации свалки, установлено что остаточная площадь под накопленными отходами составляет 5 171,38 м2 общим объемом 4 529 м3. Таким образом, по информации администрации Усольского районного муниципального образования, ООО ПИЦ «Лестер» при проведении геодезического обеспечения осмотра до ликвидации свалки неверно рассчитал объем ТКО на несанкционированной свалке на территории Мишелевского муниципального образования. На данный объем свалки рассчитаны субсидии, которые и были предоставлены министерством муниципальному образованию. Министерством в адрес администрации Усольского районного муниципального образования направлено письмо о принятии исчерпывающих мер по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории Мишелевского муниципального образования (исх. от 28.01.2019г. №, от 12.02.2019г. №). Учитывая особенности формирования бюджетного процесса, министерством по данному факту инициировано внесение изменений в государственную программу Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы в части обеспечения финансирования данного мероприятия. В результате утверждения данных изменений в 2019 году на реализацию мероприятий по сбору, транспортирование, захоронение (утилизацию) ТКО с несанкционированных мест размещения отходов предусмотрены средства областного бюджета (субсидии из областного бюджета местным бюджетам) в размере 27,0 млн. рублей. Отобраны приоритетные территории муниципальных образований Иркутской области для ликвидации несанкционированных свалок с объемом финансирования 29,6 млн. рублей, в том числе 2,6 млн. рублей - местный бюджет. Данные средства планируется направить: 1) на исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» по ликвидации свалок в городских округах: город Усолье-Сибирское, город Усть Илимск, город Братск, город Бодайбо; 2) на исполнение судебных решений: Боханский район, Усольский район. Предоставление субсидий будет осуществляться в соответствии с заявками муниципальных образований Иркутской области в установленном порядке. Таким образом, министерством приняты исчерпывающие меры по исполнению определения Усольского городского суда Иркутской области от 12.12.2018г. по административному делу № 2а-1312/2018, вместе с тем, обозначенная несанкционированная свалка не ликвидирована в полном объеме в результате предоставления недостоверных сведений и документов муниципальным образованием в заявке на предоставление субсидий. Тем не менее, министерством со своей стороны исполнено решение суда по организации деятельности по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) ТКО с несанкционированных мест размещения отходов на территории Усольского районного муниципального образования, в том числе на территории Мишелевского муниципального образования. Учитывая, что министерством в установленный срок фактически исполнено решение Усольского городского суда по делу 2а-1312/2018, полагают, что имеются правовые основания для освобождения от исполнительского сбора.
Стороны в судебном заседании отсутствуют, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Административным ответчиком судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. представлен письменный отзыв на административный иск, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства №-ИП от 04.04.2019г., суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч.2 ст. 105).
В судебном заседании установлено, что решением Усольского городского суда от 13.08.2018г. по административному делу № 2а-1312/2018 требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц - жителей Мишелевского муниципального образования к администрации городского поселения Мишелевского муниципального образования, Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области удовлетворены.
Решение Усольского городского суда от 13.08.2018г. не было обжаловано сторонами и ступило в законную силу 14.09.2018г.
04.04.2019г. на основании исполнительного листа ФС № от 14.09.2018г., выданного Усольским городским судом, судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника - Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области. Предмет исполнения: обязать Министерство природных ресурсов и экологии организовать деятельность по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 38:16:000040:21, площадью 16900 кв.м., расположенного в Усольском районе, в 1800 м восточнее р.п. Мишелевка, а также на земельных участках, смежных с ним в срок до февраля 2019 года.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).Из постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП от 04.04.2019г. следует, что судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не устанавливался, поскольку решением Усольского городского суда от 13.08.2018г. на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области возложена обязанность организовать деятельность по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 38:16:000040:21, площадью 16900 кв.м., расположенного в Усольском районе, в 1800 м восточнее р.п. Мишелевка, а также на земельных участках, смежных с ним в срок до февраля 2019 года, т.е. срок добровольного исполнения решения суда был установлен самим судебным актом.
Вместе с тем, в случае, если срок исполнения требований исполнительного документа должнику не был установлен, на исполнение исполнительного документы распространяется общий пятидневный срок, в связи с чем, срок исполнения требований исполнительного документа истекал 29.04.2019г. с учетом получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного документа 22.04.2019г. и выходных дней в этот период.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области от 29.05.2019г. с Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в сумме 50 000 рублей. В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области не исполнен без уважительных причин, а также отсутствуют доказательства подтверждающих уважительность причин неисполнения документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области от 29.05.2019г. должнику Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 07.06.2019г.
Также, 29.05.2019г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области направлено требование № об исполнении исполнительного документа в рамках исполнительного производства №-ИП от 04.04.2019г. и предупреждение в адрес министра об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за неисполнение судебного решения.
Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
При разрешении заявленных требований, суд учитывает Положение о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009г. № 392/171-пп, в соответствии с которым, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функцию по организации деятельности по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с несанкционированных мест размещения отходов. Организация деятельности по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) ТКО с несанкционированных мест размещения отходов осуществляется посредством предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области (далее - субсидии).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В подтверждение своих доводов об отсутствии умысла злостного неисполнения решения суда в материалах исполнительного производства имеется письмо Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 04.06.2019г., направленное в судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С., из которого следует, что в 2018 году предоставление субсидии осуществлялось в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Отходы производства и потребления в Иркутской области» на 2014-2018 годы государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 444-пп, в соответствии с Положением о предоставлении и расходовании субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на реализацию мероприятий по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) ТКО с несанкционированных мест размещения отходов на 2018 год, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 17 сентября 2018 года № 663-пп (далее - Положение). 07.11.2018г. в адрес Министерства от Усольского районного муниципального образования поступила заявка о предоставлении субсидии. Заявка содержала локальный ресурсный сметном расчет, предусматривающий потребность, в том числе, на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО на земельном участке, расположенном в р.п. Мишелевка Усольского района, рассчитанный на основании заключения по результатам геодезического обеспечения осмотра территории несанкционированной свалки в р.п. Мишелевка Усольского района, составленного ООО ПИЦ «Лестер». На основании указанной заявки, распределением субсидий на 2018 год, являющимся приложением к Положению, Усольскому районному муниципальному образованию на реализацию мероприятий по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) ТКО с несанкционированных мест размещения отходов предоставлена субсидия из средств областного бюджета в размере 37 117 684,8 рублей. Согласно порядку о предоставлении субсидии между Министерством и Усольским районным муниципальным образованием заключено Соглашение о предоставлении субсидии от 19.11.2018г. № 66-05-57-6/18. Мероприятия по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) ТКО с несанкционированных мест размещения отходов на территории Усольского районного муниципального образования выполнены в рамках контракта № 6 от 20.11.2018г., заключенного между администрацией муниципального района Усольского районного муниципального образования и ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК». Отчет об использовании субсидии представлен в министерство администрацией муниципального района Усольского районного муниципального образования письмом от 26.12.2018г. Вместе с тем, 24.01.2019г. комиссией в составе: начальника отдела по муниципальному хозяйству администрации Усольского районного муниципального образования П.Е., ведущего консультанта отдела охраны окружающей среды министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Ч.А., ведущего консультанта отдела государственного экологического надзора службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области Л.К., начальника участка ЗОО «РТ-НЭО Иркутск» Ц.О. был произведен осмотр несанкционированной свалки на территории Мишелевского муниципального образования. В ходе визуального осмотра, комиссией установлено следующее. Ликвидировано оценочно 2/3 объема ТКО, подлежащих ликвидации, площадь под несанкционированной свалкой полностью не очищена (выбран объем с центральной части территории земельного участка), остаточные навалы мусора расположены по всей территории свалки. Следовательно, несанкционированная свалка не ликвидирована в полном объеме. Согласно представленным заключениями ООО ПИЦ «Лестер» по результатам геодезического обеспечения осмотра территории по определению границ, площади и объема несанкционированной свалки, расположенной в пгт. Мишелевка Усольского района установлено следующее. В результате первичного проведения замеров и расчетов до ликвидации свалки ее площадь составляет 16 017,70 м2. Навалы мусора располагаются в одном месте, представляют собой большой цельно сформированный навал общим объемом 12 371,0 м3. В результате повторного проведения замеров и расчетов после ликвидации свалки, установлено что остаточная площадь под накопленными отходами составляет 5 171,38 м2 общим объемом 4 529 м3. Таким образом, по информации администрации Усольского районного муниципального образования, ООО ПИЦ «Лестер» при проведении геодезического обеспечения осмотра до ликвидации свалки неверно рассчитал объем ТКО на несанкционированной свалке на территории Мишелевского муниципального образования. На данный объем свалки рассчитаны субсидии, которые и были предоставлены министерством муниципальному образованию. Министерством в адрес администрации Усольского районного муниципального образования направлено письмо о принятии исчерпывающих мер по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории Мишелевского муниципального образования (исх. от 28.01.2019г. №, от 12.02.2019г. №). Учитывая особенности формирования бюджетного процесса, министерством по данному факту инициировано внесение изменений в государственную программу Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы в части обеспечения финансирования данного мероприятия. В результате утверждения данных изменений в 2019 году на реализацию мероприятий по сбору, транспортирование, захоронение (утилизацию) ТКО с несанкционированных мест размещения отходов предусмотрены средства областного бюджета (субсидии из областного бюджета местным бюджетам) в размере 27,0 млн. рублей. Отобраны приоритетные территории муниципальных образований Иркутской области для ликвидации несанкционированных свалок с объемом финансирования 29,6 млн. рублей, в том числе 2,6 млн. рублей - местный бюджет. Данные средства планируется направить: 1) на исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» по ликвидации свалок в городских округах: город Усолье-Сибирское, город Усть Илимск, город Братск, город Бодайбо; 2) на исполнение судебных решений: Боханский район, Усольский район. Предоставление субсидий будет осуществляться в соответствии с заявками муниципальных образований Иркутской области в установленном порядке.
Кроме того, в материалы дела административным истцом представлены документы, на которые должник сослался в письме от 04.06.2019г.: заключение по результатам геодезического обеспечения осмотра территории несанкционированной свалки в р.п. Мишелевка Усольского района, составленного ООО ПИЦ «Лестер»; Соглашение о предоставлении субсидии от 19.11.2018г. № 66-05-57-6/18. Мероприятия по сбору, транспортированию и утилизации (захоронению) ТКО с несанкционированных мест размещения отходов на территории Усольского районного муниципального образования выполнены в рамках контракта № 6 от 20.11.2018г., заключенного между администрацией муниципального района Усольского районного муниципального образования и ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК», акт приемки выполненных работ от 12.12.2018г.
Таким образом, принимая во внимание, что Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области в установленный срок частично исполнено решение Усольского городского суда от 13.08.2018г. по делу 2а-1312/2018, а также то, что на выполнение требований исполнительного документа осуществляется в пределах выделенных государственному органу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, добровольно исполнить исполнительный документ в 5-дневный срок не представлялось возможным по объективным обстоятельствам, суд полагает, что имеются основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области- удовлетворить.
Освободить Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области от взыскания исполнительского сбора, в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. от 29.05.2019г., в рамках исполнительного производства №-ИП от 04.04.2019г.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 03.07.2019г. Н.Н. Исакова