РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2020 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Быстровой А.Б. ,
с участием старшего помощника прокурора Кировского района г. Иркутска Квасовой Е.Г. ,
административного истца ФИО1 ,
представителя административного ответчика – председателя Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) ФИО2 ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2749/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) о признании незаконным решения об отказе во включении в списки для голосования по месту нахождения, восстановлении нарушенных избирательных прав путем включения в списки для голосования по месту нахождения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) о признании незаконным решения об отказе во включении в списки для голосования по месту нахождения, восстановлении нарушенных избирательных прав путем включения в списки для голосования по месту нахождения, мотивируя свои требования тем, что постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС на ДД.ММ.ГГГГ назначены досрочные выборы Губернатора Иркутской области. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Иркутскую городскую № 3 территориальную избирательную комиссию (Правобережный округ) с заявлением о включении его в списки для голосования по выбору Губернатора Иркутской области по месту нахождения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ избирательная комиссия сообщила об отказе во включении его в списки для голосования по месту нахождения, поскольку он имеет постоянную регистрацию в городе федерального значения Москва Российской Федерации, в связи с чем, не обладает активным избирательным правом на досрочных выборах Губернатора Иркутской области. Полагает, что действия административного ответчика привели к нарушению его избирательных прав, а именно права на участие ДД.ММ.ГГГГ в выборах Губернатора Иркутской области, что, по его мнению, противоречит положениям Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 1(1) статьи 4 Закона Иркутской области от 25.06.2012 № 54-ОЗ «О выборах Губернатора Иркутской области». Указывает на то, что он зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Кроме того, имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку истец зарегистрирован по месту пребывания на территории Иркутской области более чем за три месяца до дня голосования, полагает, что имеет активное избирательное право на участие в выборах Губернатора Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ.
Просит суд признать незаконным отказ Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) во включении его в списки для голосования по месту нахождения, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, восстановить нарушенные избирательные права путем включения его в списки для голосования по месту нахождения по адресу: <адрес>.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам и правовым основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика - председатель Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам и правовым основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо Избирательная комиссия Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направила, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу комиссия уведомлена надлежащим образом.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Квасовой Е.Г. , полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума.
Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания (пункт 4.1 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
Как следует из части 1(1) статьи 4 Закона Иркутской области от 25.06.2012 № 54-ОЗ (ред. от 20.05.2020) «О выборах Губернатора Иркутской области», активным избирательным правом на выборах Губернатора Иркутской области обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории области не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей по месту нахождения в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Закона для голосования в пределах области.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 19 июня 2007 года № 389-О-О и от 15 апреля 2008 года № 314-О-О).
В соответствии с частью 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с главой 24 КАС РФ при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.
Судом установлено, что постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС на ДД.ММ.ГГГГ назначены досрочные выборы Губернатора Иркутской области.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 лично обратился в Иркутскую городскую № 3 территориальную избирательную комиссию (Правобережный округ) с заявлением о включении его в списки для голосования по выбору Губернатора Иркутской области по месту нахождения, в котором указал, что постоянно проживает на территории Иркутской области с 2012 года.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Иркутская городская № 3 территориальная избирательная комиссия (Правобережный округ) сообщила об отказе во включении ФИО1 в списки для голосования по месту нахождения, поскольку он имеет постоянную регистрацию в городе федерального значения Москва Российской Федерации, в связи с чем, не обладает активным избирательным правом на досрочных выборах Губернатора Иркутской области.
Судом также установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующей отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации, копия которого представлена в материалы административного дела.
Кроме того, ФИО1 имеет регистрацию по месту пребывания на территории <адрес> по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ОУФМС России по <адрес> в <адрес>.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункты 2 и 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в пункте 17 статьи 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 01.04.2019) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Анализируя приведенные выше нормы закона, суд приходит к выводу о том, что исходя из установленного законом принципа свободы передвижения гражданина на территории Российской Федерации, права самостоятельно определять место жительства и места своего пребывания, заявительного характера регистрации по месту жительства ФИО1 , зарегистрированный на территории Иркутской области по месту пребывания по адресу: <адрес>, имеющий регистрацию на территории иного субъекта Российской Федерации, а именно по адресу: <адрес>, активным избирательным правом на досрочных выборах Губернатора Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ не обладает, в связи с чем, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для включения ФИО1 в список избирателей по месту нахождения.
При таких обстоятельствах нарушений прав и охраняемых законом интересов ФИО1 обжалуемым решением Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) об отказе во включении в списки для голосования по месту нахождения, выраженным в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, не допущено, оспариваемое решение является законным.
Доводы административного истца о том, что на территории Иркутской области он приобрел квартиру по адресу: <адрес>, где постоянно проживает, имеет льготы и согласно справкам, выданным отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№, УПФР в Правобережном и <адрес>х <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, является получателем пенсии, на выводы суда не влияют, поскольку доводы истца основаны на неверном толковании права.
Административный истец вправе иметь на законных основаниях объекты недвижимого имущества на территории любого субъекта Российской Федерации и проживать (пребывать) в них. Вместе с тем, наличие у административного истца объекта недвижимого имущества на территории Иркутской области, а также факт получения им пенсии по месту своего пребывания, не свидетельствует о наличии у ФИО1 активного избирательного права на досрочных выборах Губернатора Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования ФИО1 к Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) о признании незаконным решения об отказе во включении его в списки для голосования по месту нахождения, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, восстановлении нарушенных избирательных прав путем включения его в списки для голосования по месту нахождения по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежат.
Срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования ФИО1 к Иркутской городской № 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) о признании незаконным решения об отказе во включении в списки для голосования по месту нахождения, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, восстановлении нарушенных избирательных прав путем включения в списки для голосования по месту нахождения по адресу: <адрес> - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 20.08.2020.