ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-274/18 от 04.10.2018 Белевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2018 года г. Белев Тульской области

Белевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Уткина Г.Н.

при ведении протокола секретарем Шеламовой Ж.В.

с участием представителя административного истца помощника Тульского природоохранного прокурора Рогонова Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-274/2018 по административному исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Правобережное Белевского района о признании незаконным бездействия, выразившегося по организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов с несанкционированного места размещения отходов и обязании организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на земельном участке на расстоянии приблизительно 50 метров в северо-восточном направлении от стелы «Героям Великой Отечественной войны» в д. Кашово Белевского района Тульской области,

установил:

Тульский природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования (далее МО) Правобережное Белевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО Правобережное Белевского района, выразившееся в не организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на земельном участке на расстоянии приблизительно 50 метров в северо-восточном направлении от стелы «Героям Великой Отечественной войны» в д. Кашово Белевского района Тульской области и обязать администрацию МО Правобережное Белевского района организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на земельном участке на расстоянии приблизительно 50 метров в северо-восточном направлении от стелы «Героям Великой Отечественной войны» в д. Кашово Белевского района Тульской области.

Требования административного истца мотивированы тем, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО Правобережное Белевского района законодательства об отходах производства и потребления, общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части осуществления полномочий по организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов.

В ходе проведенной выездной проверки 22 августа 2018 года было установлено, что на территории МО Правобережное Белевского района на земельном участке на расстоянии приблизительно 50 метров в северо-восточном направлении от стелы «Героям Великой Отечественной войны» в д. Кашово Белевского района Тульской области обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов примерной площадью 100 кв. м.

Ссылаясь на нормы ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 8, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ст. 1 Закона Тульской области от 20 ноября 2014 года № 2217-ЗТО «О закреплении за сельскими поселениями Тульской области вопросов местного значения городских поселений» просит удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании помощник Тульского природоохранного прокурора Рогонов Н.Е. административные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.

Административный ответчик администрация МО Правобережное Белевского района своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, возражений по иску не имеет, поскольку с ним согласны.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы

дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пунктом п. 14 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Закрепление за органами местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами, в частности, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, установлено также п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается (п. 3.2 Правил).

Из Устава МО Правобережное Белевского района (п. 20 ст. 7) следует, что к вопросам местного значения МО Правобережное относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д. 7-12).

22 августа 2018 года решением и.о. Тульского природоохранного прокурора назначена проверка АМО Правобережное Белевского района. Цель проверки: выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления. В этот же день глава администрации МО Правобережное Белевского района проинформирован о проведении проверки (л.д. 6, 16).

Из акта осмотра, обследования, земельных участков, составленного 22 августа 2018 года следует, что на земельном участке на расстоянии приблизительно 50 метров в северо-восточном направлении от стелы «Героям Великой Отечественной войны» в д. Кашово Белевского района Тульской области обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов примерной площадью 100 кв. м (л.д. 13-15).

Администрация МО Правобережное Белевского района сообщает, что несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, расположенная на земельном участке на расстоянии приблизительно 50 метров в северо-восточном направлении от стелы «Героям Великой Отечественной войны» в д. Кашово Белевского района Тульской области будет ликвидирована в 4 квартале текущего года при уточнении бюджета (л.д. 17).

Суд считает, что бездействие администрации МО Правобережное Белевского района по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов по вышеуказанному адресу в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

При изложенных обстоятельствах административные исковые требования Тульского природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Учитывая объем работы, который предстоит выполнить административному ответчику, суд считает, что срока - в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу будет достаточно.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Тульского природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Правобережное Белевского района о признании незаконным бездействия, выразившегося по организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов с несанкционированного места размещения отходов и обязании организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на земельном участке на расстоянии приблизительно 50 метров в северо-восточном направлении от стелы «Героям Великой Отечественной войны» в д. Кашово Белевского района Тульской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО Правобережное Белевского района выразившееся в не организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на земельном участке на расстоянии приблизительно 50 метров в северо-восточном направлении от стелы «Героям Великой Отечественной войны» в д. Кашово Белевского района Тульской области.

Возложить на администрацию МО Правобережное Белевского района обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на земельном участке на расстоянии приблизительно 50 метров в северо-восточном направлении от стелы «Героям Великой Отечественной войны» в д. Кашово Белевского района Тульской области.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Белевский районный суд Тульской области.

Председательствующий Г.Н. Уткин