ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-274/18 от 10.10.2018 Солнцевского районного суда (Курская область)

Изготовлено в совещательной комнате Дело № 2а-274/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Солнцево Курской области 10 октября 2018 года

Солнцевский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Костюковой Н.С.,

при секретаре Рубановой С.М.,

с участием административного истца - помощника прокурора Солнцевского района Курской области Буниной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солнцевского района Курской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Шумаковского сельсовета Солнцевского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Солнцевского района Курской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Шумаковского сельсовета Солнцевского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению нормативных правовых актов в сфере защиты прав инвесторов. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Солнцевского района Курской области проведена проверка исполнения законодательства по вопросам защиты прав инвесторов, в том числе в области предоставления государственных и муниципальных услуг, в ходе которой выявлено нарушение со стороны администрации Шумаковского сельсовета прав предпринимателей в данной сфере, а именно: до настоящего времени администрацией Шумаковского сельсовета Солнцевского района Курской области не разработаны и не утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы в сфере защиты прав инвесторов.

В судебном заседании помощник прокурора Солнцевского района Курской области Бунина О.А. поддержала административное исковое заявление по вышеизложенным основаниям и просила суд признать незаконным бездействие администрации Шумаковского сельсовета Солнцевского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативных правовых актов в сфере защиты прав инвесторов. Возложить на администрацию Шумаковского сельсовета Солнцевского района Курской области обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты прав инвесторов:

- порядок принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств местного бюджета, а также устанавливающие требования к договорам, заключенным в связи с предоставлением таких инвестиций;

- порядок предоставления различных гарантий и льгот для инвесторов;

- положение о разработке и утверждении инвестиционных проектов;

- порядок проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств местного бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Представитель административного ответчика - администрации Шумаковского сельсовета Солнцевского района Курской области Чуйкова Е.А. в судебное заседание не явилась, заявив ходатайство о рассмотрении административного дела в её отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 80 БК РФ предоставление инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке (ч.2 ст. 80 БК РФ).

В нарушение ст. 80 БК РФ администрацией Шумаковского сельсовета не принят нормативный правовой акт, регламентирующий порядок принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств местного бюджета, а также устанавливающие требования к договорам, заключенным з связи с предоставлением таких инвестиций.

Кроме того, пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Федеральный закон № 39-ФЗ) предусматривает регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, посредством создания в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения.

Однако, в деятельности администрации Шумаковского сельсовета выявлены нарушения ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 39-ФЗ, выразившиеся в отсутствии нормативного правового акта, регламентирующего порядок предоставления различных гарантий и льгот для инвесторов.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 39-ФЗ регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Администрацией Шумаковского сельсовета не принят нормативный правовой акт о разработке и утверждении инвестиционных проектов.

При этом, орган местного самоуправления не принимает никакого участия в создании в муниципальном образовании благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, поскольку не осуществляет выпуск муниципальных займов в соответствии с законодательством РФ; не предоставляет на конкурсной основе муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 39-ФЗ инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В нарушение приведенной нормы закона администрацией Шумаковского сельсовета не принят Порядок проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств местного бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Целью Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 224-ФЗ) является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и повышение качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения потребителей, которые относятся к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Одним из установленных законодательством механизмов, обеспечивающих приток частных инвестиций в экономику, является муниципально-частное партнерство, которое представляет способ привлечения бизнеса к решению задач, закрепленных за органами местного самоуправления.

Однако, выполнение администрацией Шумаковского сельсовета вышеназванных требований законодательства носит формальный характер, что негативно сказывается по преследованию реального результата по достижению положительного эффекта, созданию благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования.

06.07.2018 года прокуратурой района в адрес главы Шумаковского сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений законов. По результатам рассмотрения представления администрацией приняты определенные меры в целях устранения выявленных нарушений законов.

Проведенный прокуратурой мониторинг принятых нормативных правовых актов в указанной сфере правоотношений по состоянию на 18.09.2018 года показал, что администрацией Шумаковского сельсовета не разработаны и не приняты нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы в сфере защиты прав инвесторов, в том числе:

- порядок принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств местного бюджета, а также устанавливающие требования к договорам, заключенным в связи с предоставлением таких инвестиций;

- порядок предоставления различных гарантий и льгот для инвесторов;

- положение о разработке и утверждении инвестиционных проектов;

- порядок проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств местного бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Бездействие администрации Шумаковского сельсовета не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на создание благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Солнцевского района Курской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Шумаковского сельсовета Солнцевского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативных правовых актов в сфере защиты прав инвесторов.

Возложить на администрацию Шумаковского сельсовета Солнцевского района Курской области обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты прав инвесторов:

- порядок принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств местного бюджета, а также устанавливающие требования к договорам, заключенным в связи с предоставлением таких инвестиций;

- порядок предоставления различных гарантий и льгот для инвесторов;

- положение о разработке и утверждении инвестиционных проектов;

- порядок проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств местного бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда через Солнцевский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 10 октября 2018 года.

Председательствующий судья Н.С. Костюкова