ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-274/19 от 30.08.2019 Екатеринбургского гарнизонного военного суда (Свердловская область)

Деперсонификация:

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Дело № 2а-274/2019

30 августа 2019 года город Екатеринбург

Екатеринбургский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – судьи Палеева А.П.,

при секретаре судебного заседания Сюткиной К.Ю.,

с участием представителя административного истца Хамдамбоева Р.И. – Трофимова Е.Н., представителей административных ответчиков – Министерства обороны Российской Федерации – Кокарева Д.Г. и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» - Трофименко М.Е., а также представителя заинтересованного лица – ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – Алексеевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело, возбужденное по административному исковому заявлению Хамдамбоева Р.И. о признании незаконными действий ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с несвоевременным включением административного истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и с отказом ему в зачислении на его именной накопительный счет доходов от инвестирования за весь период нахождения в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,

установил:

<данные изъяты> Хамдамбоев Р.И., проходящий военную службу по контракту в войсковой части 00000, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ установленным порядком включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с момента возникновения основания для включения в реестр в связи с присвоением воинского звания <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. При этом на именной накопительный счет были зачислены только накопительные взносы за счет средств федерального бюджета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, без учета инвестиционного дохода за указанный период. ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее ФГКУ «Росвоенипотека»), рассмотрев заявление Хамдамбоева Р.И., отказала в начислении инвестиционного дохода.

Полагая, что, указанными действиями административных ответчиков нарушены его права, Хамдамбоев, с учетом уточненных требований, просил суд:

- признать незаконными действия Департамента жилищного обеспечения МО РФ и ФГКУ «Росвоенипотека», связанные с несвоевременным включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;

- признать незаконными действия ФГКУ «Росвоенипотека», связанные с отказом в зачислении на его именной накопительный счет доходов от инвестирования за весь период нахождения в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;

- обязать ФГКУ «Росвоенипотека» произвести расчет недополученного инвестиционного дохода и истребовать указанную сумму у Министерства обороны РФ сверх лимита выделенных средств.

- обязать Министерство обороны РФ произвести дофинансирование ФГКУ «Росвоенипотека» в размере недополученного инвестиционного дохода в целях зачисления на его именной накопительный счет.

В судебное заседание административный истец Хамдамбоев, надлежащим образом извещенный о времени и месте его проведения, не прибыл, просив рассмотреть дело с участием его представителя и поддержав требования своего административного иска.

В судебном заседании представитель административного истца Трофимов Е.Н. поддержал административное исковое заявление в полном объеме, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ у Хамдамбоева возникло основание для включения в реестр участников НИС. Однако в виду незаконного бездействия должностных лиц, он был несвоевременно включен в реестр участников НИС только ДД.ММ.ГГГГ с датой возникновения основания для включения в реестр - ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что именной накопительный счет был открыт только ДД.ММ.ГГГГ, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения ему рассчитывались и начислялись только с указанной даты. А в начислении инвестиционного дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Хамдамбоеву было отказано. Указанными действиями должностных лиц нарушаются права Хамдамбоев на реализацию его жилищных прав.

Представитель ФГКУ «Росвоенипотека» Трофименко М.Е., требования административного иска не признала, пояснив, что функции по формированию и ведению реестра участников НИС возложены на регистрирующий орган, а обязанность по своевременному включению в реестр участников НИС – на командование воинских частей, региональные управления жилищного обеспечения и регистрирующий орган. В связи с чем, после получения сведений по участникам НИС от регистрирующего органа у «Росвоенипотеки» возникают основания для совершения юридически значимых действий. Для начисления инвестиционного дохода, необходимо наличие открытого индивидуального накопительного счета (далее ИНС) и нахождения на нем учтенных накоплений. Действующее законодательство не предусматривает начисление инвестиционного дохода участникам НИС, которые были включены несвоевременно. На основании сведений, полученных ФГКУ «Росвоенипотека», счет Хамдамбоева был открыт ДД.ММ.ГГГГ с датой возникновения основания для включения в реестр ДД.ММ.ГГГГ. Доход от инвестирования учитывается Хамдамбоеву с ДД.ММ.ГГГГ. Инвестиционный доход в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислен быть не может, поскольку, фактически, его накопления за указанный период в доверительное управление не передавались. Возложение на ФГКУ «Росвоенипотека» обязанности по начислению инвестиционного дохода при таких обстоятельствах влечет нарушение установленного порядка формирования накоплений других участников НИС и является необоснованной нагрузкой на федеральный бюджет. Также Трофименко полагала, что в действиях ФГКУ «Росвоенипотека» отсутствуют нарушения действующего законодательства, кроме того, указав, что административный истец фактически ссылается на причиненные ему убытки в размере недополученного инвестиционного дохода, в связи с чем, истец избрал ненадлежащий способ защиты своих прав и законных интересов, а его требования должны рассматриваться в порядке, предусмотренном ст. 16 ГК РФ.

Представитель административного ответчика – Министерства обороны Российской Федерации – Кокарев Д.Г. в судебном заседании требования Хамдамбоева не признал, возражал против их удовлетворения, пояснив в обоснование своих возражений, что, действительно, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» функции уполномоченного органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, возложено на Министерство обороны Российской Федерации. При этом, за своевременное выявление и учет военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр, и военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС, а также за рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений отвечают командиры воинских частей.

Основанием для открытия военнослужащему ИНС, в соответствии с п.1 ст. 13 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ, является внесение сведений о военнослужащем в реестр участников НИС.

Согласно п.п. 2, 4 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Правил, ИНС открывается и ведется уполномоченным федеральным органом – ФГКУ «Росвоенипотека». Основанием для открытия ИНС, согласно п. 6 этих же Правил, является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-­ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Административный истец включен в реестр участников НИС ДД.ММ.ГГГГ с датой возникновения основания для включения в реестр - ДД.ММ.ГГГГ и на основании поступивших сведений ФГКУ «Росвоенипотека» ему открыт именной накопительный счет и произведен учет накоплений для жилищного обеспечения (накопительные взносы и доходы от инвестирования накопительных взносов) с учетом накопительных взносов из федерального бюджета с даты возникновения основания для его включения в реестр участников НИС — ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 8 ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, а согласно ст. 17 этого закона, Российская Федерация также является выгодоприобретателем по договору доверительного управления. Таким образом, нахождение военнослужащего в реестре участников НИС до истребования и получения денежных средств, учтенных на его ИНС, не дает оснований полагать, что это наличные денежные средства, которыми административный истец имеет право распоряжаться. До возникновения же у военнослужащего права использовать накопленные на его ИНС денежные средства и их получения они являются собственностью государства. Поскольку у административного истца не возникло право использовать накопленные на его ИНС денежные средства, неначисление на указанный счет инвестиционного дохода его прав не нарушает.

Кроме того, размер инвестиционного дохода, учитываемого на ИНС участников НИС, зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на ИНС, сроков их инвестирования и доходности в конкретный период, из чего следует, что инвестиционный доход - это не расчетная величина, а конечный финансовый результат по итогам деятельности управляющих компаний (суммой денежных средств, полученных управляющими компаниями от инвестирования накопительных взносов в конкретные финансовые инструменты за определенный период), в связи с чем определить расчетным путем его размер, который мог бы быть получен участником НИС за определенный период, не представляется возможным. Поскольку доходы от инвестирования поступают не из федерального бюджета, а из иного финансового источника, т.е. от управляющих компаний, которым эти средства переданы в доверительное управление, какие-либо правовые основания для удовлетворения заявленных требований Хамдамбоева отсутствуют.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно или не находились в реестре. Восстановлению подлежат только накопительные взносы за соответствующие годы, поскольку они являются величиной известной и установленной Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Размер же инвестиционного дохода каждого участника НИС напрямую зависит от фактического включения его в реестр участников НИС и открытия именного накопительного счета, от суммы денежных средств, учтенных на его именном накопительном счете, и сроков их инвестирования, а также от суммы дохода, полученного по итогам доверительного управления.

Поскольку на Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством не возложена обязанность по перечислению на именные накопительные счета участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих доходов от инвестирования, правовых оснований для возложения на указанный федеральный орган исполнительной власти обязанности по перечислению на именной накопительный счет Хамдамбоева полагающегося ему дохода от инвестирования не имеется.

Непосредственно Министерством обороны Российской Федерации при изложенных обстоятельствах каких-либо прав и законных интересов административного истца не нарушено.

Представитель заинтересованного лица – ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее ФГКУ «Центррегионжилье») – Алексеева Т.Г. поддержав в суде доводы представленных письменных возражений, требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав на то, что, в соответствии с положениями приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, командиры воинских частей несут личную ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр участников НИС и принятие по ним обоснованных решений. ФГКУ «Центррегионжилье» и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ действовали строго в соответствии с действующим законодательством и их действиями права административного истца не нарушались.

Административные ответчики – Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и филиал ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не прибыли, своих представителей в суд не направили, об отложении рассмотрения дела и о его рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали.

В этой связи, исходя из положений ст. 150 КАС РФ, устанавливающей случаи обязательного отложения судебного разбирательства административного дела, суд при изложенных обстоятельствах не усматривает оснований для отложения судебного разбирательства и полагает, что неявка в судебное заседание указанных лиц и рассмотрение дела в их отсутствие не препятствует выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено следующее.

Из послужного списка административного истца усматривается, что прапорщик Хамдамбоев проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000, первый контракт заключен им в июне 2006 года.

Согласно рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился к командиру войсковой части 00001 установленным порядком с просьбой о включении его в реестр участников НИС.

ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центррегионжилье», а затем ДД.ММ.ГГГГ Департаментом жилищного обеспечения МО РФ документы, представленные командиром войсковой части 01162, о включении Хамдамбоева в реестр участников НИС, возвращались для устранения выявленных недостатков, после устранения которых административный истец ДД.ММ.ГГГГ установленным порядком включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с даты возникновения основания для включения в реестр – ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заявлению, Хамдамбоев обратился в ФГКУ «Росвоенипотека» с просьбой произвести перечисление на его счёт денежных средств, полученных за счет инвестирования накоплений участников НИС, за период с ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа начальника 2 управления ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что за период с даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС до даты открытия ИНС начисление инвестиционного дохода не производилось, поскольку накопления для жилищного обеспечения в доверительное управление не передавались.

Согласно справке ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ остаток денежных средств на счете Хамдамбоева на указанную дату составлял <данные изъяты>, из них доход от инвестирования накоплений <данные изъяты>. Учет накоплений на ИНС Хамдамбоева и передача их в доверительное управление производится с ДД.ММ.ГГГГ, инвестиционный доход начисляется и учитывается с ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пп. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 года №117-ФЗ, реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именном накопительном счете участников и последующего использования этих накоплений.

При этом, ч. 1 ст. 5 Закона, устанавливает, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:

1) учитываемые на ИНС участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;

2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;

3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.

Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Таким образом, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.

Пунктами 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655, предусмотрено открытие такого счета уполномоченным федеральным органом в отношении каждого участника.

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 года № 245 подобным уполномоченным органом является федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

Судом установлено, что административный истец по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительностью должностных лиц, несвоевременно включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, в связи с чем Хамдамбоев, по независящим от него обстоятельствам, оказался в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с ним время стать участниками накопительно-ипотечной системы и имевшими возможность реализовать это право фактически.

Данное обстоятельство повлекло начисление на именной накопительный счет Хамдамбоева накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения оснований для включения его в указанный реестр – ДД.ММ.ГГГГ по дату открытия ИНС – ДД.ММ.ГГГГ, без учета доходов от их инвестирования за указанный период, то есть в меньшем размере, что существенно снижает размер целевого жилищного займа, который может быть предоставлен Хамдамбоеву для приобретения жилого помещения и препятствует реализации его жилищных прав в полном объеме.

При таких обстоятельствах военный суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком нарушены права Хамдамбоева, гарантированные ему действующим законодательством по накопительно-ипотечной системе, в связи с чем требования его административного иска суд признает подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав заявленные требования подлежащими удовлетворению, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что указанные правовые нормы будут соблюдены, а нарушенные права, свободы и законные интересы административного истца восстановлены путем возложения на уполномоченный орган – ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» обязанности определить величину инвестиционного дохода, который был бы начислен Хамдамбоеву Р.И. при своевременном включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы за период с июня 2009 года по январь 2016 года, а также истребовать в установленном порядке из Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных обязательств соответствующую денежную сумму инвестиционного дохода для перечисления ее на именной накопительный счет Хамдамбоева Р.И.

В этой связи суд также полагает необходимым возложить на Министерство обороны Российской Федерации, как на распорядителя бюджетных средств, обязанность произвести дофинансирование ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в размере рассчитанного и недополученного Хамдамбоевым Р.И. инвестиционного дохода за период с июня 2009 года по январь 2016 года в целях зачисления указанных средств на индивидуальный накопительный счет административного истца.

При этом суд отмечает, что выявленные в ходе рассмотрения дела недостатки в порядке взаимодействия между органами военного управления, при проведении необходимых мероприятий по включению административного истца в реестр участников НИС, повлекшие за собой длительное затягивание решения этого вопроса, равно, как и отсутствие лимитов финансирования, не могут являться препятствием для реализации законных прав военнослужащего, поскольку организация надлежащего и своевременного взаимодействия органов военного управления и должностных лиц возлагается на эти органы и должностные лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд

решил:

требования административного искового заявления Хамдамбоева Р.И. удовлетворить полностью.

Признать действия ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением Хамдамбоева Р.И. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и с отказом ему в зачислении на его именной накопительный счет доходов от инвестирования за весь период нахождения в реестре участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих - незаконными.

Возложить на ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» обязанность определить величину инвестиционного дохода, который был бы начислен Хамдамбоеву Р.И. при своевременном включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы за период с июня 2009 года по январь 2016 года, а также истребовать в установленном порядке из Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных обязательств соответствующую денежную сумму инвестиционного дохода для перечисления ее на именной накопительный счет Хамдамбоева Р.И.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации, как на распорядителя бюджетных средств, обязанность произвести дофинансирование ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в размере рассчитанного и недополученного Хамдамбоевым Р.И. инвестиционного дохода за период с июня 2009 года по январь 2016 года в целях зачисления указанных средств на индивидуальный накопительный счет административного истца.

ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и Министерству обороны Российской Федерации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу необходимо сообщить об исполнении решения суда по административному делу в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Уральский окружной военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу А.П. Палеев