По делу № 2а-274/2020
УИД 52RS0054-01-2020-000432-40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
25 августа 2020 года г. Чкаловск
Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Глаголевой О.Н.,
при секретаре судебного заседания Корневой Г.А.,
с участием помощника прокурора Чкаловского района Нижегородской области Данно Е.М., административного ответчика ФИО1, его представителя ФИО2 (по ходатайству, заявленному в судебном заседании), представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии городского округа город Чкаловск Нижегородской области ФИО3 (по доверенности от 24.08.2020), представителя заинтересованного лица ФИО4 - адвоката адвокатской конторы Балахнинского района НОКА ФИО5 (по ордеру № 4737 от 25.08.2020 и доверенности от 24.08.2020), представителя заинтересованного лица Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области – Брик О.Н. (по доверенности от 20.08.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва, зарегистрированного Территориальной избирательной комиссией городского округа город Чкаловск Нижегородской области 05 августа 2020 года по одномандатному избирательному округу № 6,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО6 обратился в суд с административным иском к ФИО1, просит отменить регистрацию кандидата ФИО1, <дата> рождения, место рождения: <адрес>, в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва, зарегистрированного Территориальной избирательной комиссией городского округа город Чкаловск Нижегородской области от «05» августа 2020 г. № 2 по одномандатному избирательному округу № 6.
В обоснование административного иска указал, что решением территориальной избирательной комиссии городского округа город Чкаловск Нижегородской области в июле-августе 2020 года ФИО1 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 6, по которому он также и той же избирательной комиссией был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты. Вместе с тем считает, что регистрация кандидата в депутаты ФИО1 подлежит отмене (аннулированию) по следующим основаниям: пп. «а», «з» ч. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно ч. 3 статьи 27 Закона Нижегородской области № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашении судимости. Согласно Постановлению избирательной комиссии Нижегородской области № 147/1850-6 от 23 июня 2020 г. и приложению к нему № 2 (данные документы обнародованы на сайте комиссии nnov. izbirkom.ru) сведения о судимости приводятся с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации (основание: подпункт 58 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерация»). Кандидатом ФИО1 в заявлении в ТИК о согласии баллотироваться не указаны все сведения о его судимости и впоследствии эти сведения не были уточнены, не указаны сроки погашения судимостей по составам преступлений. Так, на сайте Избирательной комиссии Нижегородской области nnov.jzbirkom.ru в разделе «Сведения о кандидатах» содержится информация о судимости кандидата ФИО1 лишь следующего содержания: «ст. 162.7 УК РСФСР, погашена 01.01.2003 г.», что не соответствует действительности. По имеющимся у административного истца сведениям у административного ответчика ФИО1 (кандидата в депутаты) имелись судимости по следующим статьям: ст. 167 прим. 7 ч. 2, ст. 17, ст. 87 ч. 1, ст. 40 УК РСФСР. Считает, что кандидат ФИО1 умышленно, с целью повлиять на восприятие избирателей, скрыл указанную выше информацию, в том числе и от Территориальной избирательной комиссии городского округа г.Чкаловск Нижегородской области, что является нарушением принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. В соответствии с п.п. 7, 8, 9 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в указанных случаях регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу (т. 1, л.д. 2-4).
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Территориальная избирательная комиссия городского округа город Чкаловск Нижегородской области (л.д. 72-76), в качестве заинтересованных лиц: кандидат в депутаты Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО4 и Совет депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области (т. 1, л.д. 133-137).
Административный истец ФИО6 и его представитель - ФИО7 (по доверенности), в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания административный истец, его представитель извещены надлежащим образом. В суд представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с тем, что не могут присутствовать в судебном заседании 25.08.2020. Исковые требования административного искового заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты ФИО1 поддерживают, на них настаивают, просят суд их удовлетворить. Административное исковое заявление подано с соблюдением существующих процессуальных сроков в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 240 КАС РФ - не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Основаниями для отмены регистрации кандидата в депутаты ФИО1 являются: пп. «а», «з» ч. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 8 ч. 7 ст. 79 Закона Нижегородской области № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования ФИО6 не признал. Просил не лишать избирательного права избирателей по округу № 6. В настоящее время он является действующим депутатом, и при подаче заявления сведения о судимости указал на основании сведений, которые подавал ранее. Одну статью в сведениях не указал, так как прошло много лет, и он забыл. Специально этого не делал, не нарушал норм, чтобы оказать влияние на избирателей. Все произошло в 1995 году. Пока он находился в местах лишения свободы, ст. 162 УК РСФСР была отменена. Сама ст. 87 УК РСФСР является тяжким преступлением, но он был судим через ст. 17 УК, он не был участником преступления. Свою судимость никогда не скрывал.
Представитель административного ответчика ФИО1 – ФИО2, просит административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата ФИО1, заявленное ФИО6, оставить без удовлетворения. Пояснил, что позиция административного истца основана на неправильном понимании норм избирательного права Российской Федерации. ФИО6, кандидат - самовыдвиженец по одномандатному избирательному округу № 6 Чкаловского муниципального района на выборах депутатов Совета депутатов городского округа город Чкаловск второго созыва, не является субъектом, имеющим право на подачу административного искового заявления в отношении кандидата, выдвинутого в одномандатном округе в составе списка избирательным объединением. Административным истцом ошибочно сделана ссылка на п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Применению в ситуации с кандидатом, зарегистрированным в составе списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, подлежит п. 9 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Аналогичную норму возможно найти и в Законе Нижегородской области от 6 сентября 2007 года № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», в п. 9 ст. 79. ФИО1 является зарегистрированным кандидатом, выдвинутым партией «КПРФ» в составе списка кандидатов по одномандатному избирательному округу, зарегистрированного Территориальной избирательной комиссией Чкаловского района Нижегородской области. Таким образом, правом на подачу административного искового заявления об отмене регистрации кандидата ФИО1 имели право исключительно избирательная комиссия муниципального образования, и избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу. Что касается кандидата, который зарегистрирован по тому же избирательному округу, он вправе лишь обжаловать решение Территориальной избирательной комиссии Чкаловского района Нижегородской области о регистрации в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу № 6 Чкаловского муниципального района на выборах депутатов Совета депутатов городского округа город Чкаловск второго созыва ФИО1 от 05 августа 2020 года. Однако, в указанном случае, административным истцом нарушен срок подачи административного искового заявления в суд. В соответствии с п. 2 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Административное исковое заявление было направлено в суд ФИО6 19.08.2020 года, то есть за пределами 10 дневного срока направления административного искового заявления, что подтверждается конвертом, поступившим в суд. Аналогичную норму возможно найти и в Законе Нижегородской области от 6 сентября 2007 года № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» в п. 1 ст. 81. ФИО1 были соблюдены все требования избирательного законодательства в отношении указания сведений о судимости.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии городского округа город Чкаловск Нижегородской области - ФИО3, в судебном заседании просила рассмотреть административное исковое заявление ФИО6 в соответствии с действующим законодательством по существу. Сведения в отношении ФИО1 о наличии судимостей по ст. 162 прим. 7 ч. 2, ст. 17, ст. 87 ч. 1, ст. 40 УК РСФСР от ГУ МВД РФ по Нижегородской области были получены территориальной избирательной комиссией только 21.08.2020, вх. № 14, с разъяснениями о применении судимости согласно ст. 57 УК РСФСР. Административное исковое заявление от ФИО6 об отмене регистрации кандидата ФИО1 поступило в ТИК ранее сведений о судимости кандидата ФИО1, 21.08.2020 года вх. № 13.
Заинтересованное лицо - ФИО4, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ФИО4 - адвокат адвокатской конторы Балахнинского района НОКА ФИО5, в судебном заседании исковые требования административного истца ФИО6 поддержал. Считает, что имеются основания для отмены регистрации ФИО1 Статья 87 ч. 1 УК РСФР относилась к числу тяжких преступлений. Аналогичная статья содержится в УК РФ - ст. 186, которая также относится к категории тяжких. Сокрытие кандидатом сведений о судимости является основанием для отмены его регистрации судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу (подпункт «з» пункта 7 статьи 76 данного Федерального закона).
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области – Брик О.Н., в судебном заседании пояснила, что Совет депутатов исковые требования административного искового заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты ФИО1 поддерживает в полном объеме. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Устава городского округа город Чкаловск Нижегородской области, Совет депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области состоит из 18 депутатов, избираемых населением городского округа на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет в соответствии с федеральным законодательством и входит в структуру органов местного самоуправления городского округа (ч. 1 ст. 22 Устава). Руководит Советом депутатов глава местного самоуправления, исполняющий полномочия председателя Совета депутатов (ч. 2 ст. 26 Устава, решение Совета депутатов от 07.10.2015 № 6). На основании ч. 1 ст. 6 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», ч. 2 ст. 11 Устава решением Совета депутатов от 15.06.2020 № 41 «О назначении выборов депутатов Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва», Совет депутатов назначил выборы депутатов Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва на 13 сентября 2020 г. Указанное решение опубликовано в газете «Знамя» 19.06.2020 (выпуск № 42 (12 124). В нарушение требования законодательства о выборах в своем заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты ФИО1 не указал данные о судимости по ст. 17, ст. 87 ч. 1, ст. 40 УК РСФСР, неправильно указал наименование Кодекса, а также недостоверную дату снятия судимости. По мнению Совета депутатов, ФИО1 сокрыл сведения о судимости, которые должны были быть представлены им в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 3 ст. 27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», т.е. требования законодательства не соблюдены в должной мере. Так как выборы должны быть легитимными и правомерными, Совет депутатов считает, что избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена приговором суда.
Избирательная комиссия Нижегородской области информировалась о времени и месте рассмотрения дела.
В силу положений ч. 3 ст. 243 КАС РФ суд рассматривает административное дело в отсутствие административного истца ФИО6, его представителя ФИО7, заинтересованного лица ФИО4, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования ФИО6 не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области № 41 от 15 июня 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва на 13 сентября 2020 года (л.д. 208).
Постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от 10.05.2016 № 120/1878-5 сформирована территориальная избирательная комиссия городского округа город Чкаловск Нижегородской области сроком полномочий на пять лет (2016-2021гг.) (т. 1, л.д. 95-97).
Постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от 10.05.2016 № 120/1879-5 председателем территориальной избирательной комиссии городского округа город Чкаловск Нижегородской области назначен ФИО8 (т. 1, л.д. 98-99).
Постановлением территориальной избирательной комиссии городского округа город Чкаловск Нижегородской области № 414 от 06.07.2020 в соответствии с пунктом 9 статьи 20 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 14.05.2015 года № 091/1343-5 «О возложении полномочий избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования городской округ город Чкаловск Нижегородской области на территориальную избирательную комиссию городского округа город Чкаловск» совмещены полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Чкаловск Нижегородской области с полномочиями окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва на 13 сентября 2020 года (т. 1, л.д. 100-101, 102).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Чкаловск Нижегородской области № 1 от 03 августа 2020 года ФИО4 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 6, выдвинутого местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» (т. 1, л.д. 128).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Чкаловск Нижегородской области № 2 от 05 августа 2020 года ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 6, выдвинутого Нижегородским региональным отделением Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (т. 1, л.д. 126 – постановление, т. 1, л.д. 125 – справка).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Чкаловск Нижегородской области № 3 от 05 августа 2020 года ФИО6 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 6, выдвинутого в порядке самовыдвижения (т. 1, л.д. 127).
Статьей 27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З (ред. от 04.06.2019) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» регламентируется процедура представления документов о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам. Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Перечень и примерные формы документов, представляемых в избирательные комиссии при выдвижении кандидатов, назначении доверенных лиц на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области утверждены постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области 23 июня 2020 года от 147/1850-6 (документ размещен на официальном сайте ИКНО, и на официальном сайте администрации г.о.г. Чкаловск в разделе - Избирательная комиссия).
В окружную избирательную комиссию городского округа город Чкаловск второго созыва Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 6 ФИО1 представлены следующие документы: заявление от 20.07.2020 о согласии выдвинувшему его избирательному объединению НИЖЕГОРОДСКОЕ региональное отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» баллотироваться кандидатом в депутаты городского округа город Чкаловск второго созыва Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 6, где в сведениях о судимости указал следующее: «Судимость УК РФ ст. 162,7 ч. 2 погашена 25.06.98г.»; копия паспорта; документа об образовании; справка с места работы (<данные изъяты>); копия свидетельства о смене фамилии, имени, отчества № от 21.06.2000, из которого следует, что ФИО9, <дата> рождения, уроженец <адрес> переменил фамилию и отчество на ФИО1 (т. 1, л.д. 93-94, 108-121). Также ФИО1 представлено уведомление об открытии кандидатом специального избирательного счета его избирательного фонда (т. 1, л.д. 122-124).
Административный истец свои требования мотивирует тем, что кандидатом ФИО1 в заявлении в ТИК о согласии баллотироваться не указаны все сведения о его судимости и впоследствии эти сведения не были уточнены, не указаны сроки погашения судимостей по составам преступлений. Свои требования предъявляет в соответствии с п.п. «а», «з» ч. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
В силу положений пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020) (далее Федерального закона № 67-ФЗ), части 3 статьи 27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» (далее Закон Нижегородской области № 108-3), если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом на выборы указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Содержание понятия «сведения о судимости кандидата» определено в подпункте 58 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ, подпункте 37 ст. 3 Закона Нижегородской области № 108-3 и такие сведения представляют собой сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, и статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
На дату уведомления окружной избирательной комиссии 20.07.2020 года ФИО1 в заявлении о согласии баллотироваться в сведениях о судимости указано: «Судимость УК РФ ст. 162,7 ч. 2 погашена 25.06.98г.».
Согласно части 11 статьи 27 Закона Нижегородской области № 108-3 Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с частями 2, 3, 31 и 4 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с частями 2, 3 и 31 настоящей статьи, в течение 10 дней, а сведений, представляемых в соответствии с частью 4 настоящей статьи, - в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за 10 и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.
В силу вышеуказанной нормы Территориальной избирательной комиссией городского округа город Чкаловск Нижегородской области 24.07.2020 в ИЦ ГУ МВД РФ по Нижегородской области направлено представление о проверке достоверности сведений о кандидатах, в том числе ФИО1 (т. 1, л.д. 170-177).
Согласно сообщению Информационного центра ГУ МВД России по Нижегородской области, поступившему в Территориальную избирательную комиссию городского округа город Чкаловск Нижегородской области 21.08.2020, ФИО1 (он же ФИО9), <дата> рождения, уроженец <адрес>, 08.02.1996 осужден Нижегородским областным судом по ст. 162-прим. 7 ч. 2, ст. 17, ст. 87 ч. 1, ст. 40 УК РСФСР к наказанию в виде лишения свободы на срок 4 года с конфискацией имущества. 25.06.1998 на основании постановления Дзержинского городского суда г. Н.Новгорода от 23.06.1998 освобожден по ст. 79 УК РСФСР условно-досрочно на срок 1 год 2 месяца 3 дня. На основании п. 6 ч. 1 ст. 57 УК РСФСР не имеющими судимости признавались лица, осужденные к лишению свободы на срок более трех лет, но не свыше шести лет, если они в течение пяти лет со дня отбытия наказания не совершат нового преступления. На основании ч. 3 ст. 57 УК РСФСР, если лицо в установленном законом порядке было досрочно освобождено от наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого наказания с момента освобождения от отбывания наказания. Судимость погашена 25.06.2003 (т. 1, л.д. 132).
Из разъяснений, содержащихся в п. 31 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.03.2011 № 5 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», следует, что регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Согласно ч. 7 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;
ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;
и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Аналогичные нормы указаны в ст. 79 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».
Согласно подпункту «е» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1, 2 и 2.1 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в названном заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 10 марта 2016 года N 450-О «По жалобе гражданина ФИО10 на нарушение его конституционных прав подпунктом 58 статьи 2 и пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.
Принимая во внимание, что в заявлении о согласии выдвинувшему его избирательному объединению НИЖЕГОРОДСКОЕ Региональное Отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» баллотироваться кандидатом в депутаты городского округа г. Чкаловск второго созыва Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 6 от 20 июля 2020 года (т. 1, л.д. 93-94), после подачи которого кандидат в силу закона считается выдвинутым и приобретает права и обязанности кандидата, ФИО1 не указал дату осуждения, данные о судимости по ст. 87 ч. 1 УК РСФСР (ст. ст. 17, 40 УК РСФСР относятся к общей части УК РСФСР), неверно указал наименование Кодекса по ст. 162. 7 (указал УК РФ, вместо УК РСФСР), указал неверную дату погашения судимости (указал 25.06.98г., а погашена 25.06.2003), не представил дополнительных документов о данном обстоятельстве до дня, предшествующего дню регистрации кандидата (до 05 августа 2020 года), суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований ФИО6 в связи с сокрытием кандидатом ФИО1 сведений о судимости.
Судимость, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный суд Российской Федерации, в первую очередь уголовно-правовой институт, имеющий значение для целей реализации уголовной ответственности, однако за пределами уголовно-правового регулирования судимость приобретает автономное значение и влечет за собой не уголовно-правовые, а общеправовые, опосредованные последствия, которые устанавливаются не Уголовным кодексом РФ, а иными федеральными законами исходя из природы и специфики регулирования соответствующих отношений, не предполагающих ограничений уголовно-правового характера.
Таким образом, суд считает, что имеются предусмотренные законом основания для отмены регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва, и административные исковые требования ФИО6 подлежат удовлетворению.
Доводы стороны административного ответчика о том, что ФИО6, кандидат – самовыдвиженец по одномандатному избирательному округу № 6 Чкаловского муниципального района на выборах депутатов Совета депутатов городского округа город Чкаловск второго созыва не является субъектом, имеющим право на подачу административного искового заявления в отношении кандидата, выдвинутого в одномандатном округе в составе списка избирательным объединением, суд признает не состоятельными, основанными на неверном толковании законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Также судом признается несостоятельным довод административного ответчика ФИО1 о нарушении срока подачи административного искового заявления в суд.
В соответствии с ч. 5 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования).
Выборы депутатов Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва назначены на 13 сентября 2020 года. Административное исковое заявление направлено в суд ФИО6 почтовой корреспонденцией 19.08.2020, то есть в соответствии с установленными сроками.
Как установлено, административный истец просит отменить регистрацию кандидата, а не отменить решение Территориальной избирательной комиссии.
Доводы ответчика ФИО1 о том, что в настоящее время он является действующим депутатом, и при подаче заявления сведения о судимости указал на основании сведений, которые подавал ранее, одну статью в сведениях не указал, так как прошло много лет, и он забыл, специально этого не делал, не нарушал норм, чтобы оказать влияние на избирателей, суд не считает уважительной причиной нарушения требований законодательства и во внимание не принимает, поскольку субъективные причины, по которым кандидатом в депутаты сокрыты необходимые сведения, правового значения не имеют. Суд считает, что ФИО1 нарушил требования избирательного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО6 к ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва, зарегистрированного Территориальной избирательной комиссией городского округа город Чкаловск Нижегородской области 05 августа 2020 года по одномандатному избирательному округу № 6, - удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата в депутаты ФИО1, <дата> рождения, уроженца <адрес>, по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 6 (зарегистрирован Территориальной избирательной комиссией городского округа город Чкаловск Нижегородской области 05 августа 2020 года).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья О.Н. Глаголева
Мотивированное решение суда изготовлено 26.08.2020.
Судья О.Н. Глаголева. Решение не вступило в законную силу.