ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-274/20 от 25.05.2020 Палехского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-274/2020 (37RS0013-01-2020-000500-56)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Южа Ивановской области 25 мая 2020 года

Палехский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Соболева А.А.,

при секретаре Кузьминой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия в г. Южа Южского района Ивановкой области административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Некоммерческому партнёрству «Защита прав и интересов предпринимателей города Южа и Южского района» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции РФ по Ивановской области (далее – Управление Минюста РФ по Ивановской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Некоммерческого партнёрства «Защита прав и интересов предпринимателей города Южа и Южского района» (далее – административный ответчик, Партнёрство) и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

В обоснование административного иска указано, что Некоммерческое партнёрство «Защита прав и интересов предпринимателей города Южа и Южского района» зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Ивановской области 16 февраля 2010 года за основным государственным регистрационным номером 1103700000183.

Управлением Минюста России по Ивановской области в результате проведённой проверки (акт проверки № 49 от 27 декабря 2019 года) в деятельности Партнёрства выявлены нарушения действующего законодательства, при этом выявлены грубые нарушения законодательства. В нарушение п.2 ст.14 федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ №7-ФЗ):

- не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей, предусмотренных пунктом 4.1 устава;

- в нарушение пункта 7.2.2 устава не созывался высший руководящий орган - Общее собрание членов (должно созываться ежегодно);

- в нарушение пункта 7.3.7 устава заседания Правления не проводились (должны проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев);

- в нарушение пункта 8.1 устава ревизор, срок полномочий которого составляет 5 лет, не переизбирался с 2010 года. Полномочия ревизора истекли в 2015 году, документы, подтверждающие его переизбрание, не представлены.

Согласно пункту 2.3. устава партнёрство имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Согласно пункту 1.7 устава местонахождение партнерства: 155630, РФ, Ивановская область, город Южа, улица Горького, дом 7. Однако в нарушение пункта 2 статьи 14 ФЗ № 7-ФЗ печать партнёрства содержит неполный адрес (местонахождение), указанный в уставе.

Не осуществляя никакой деятельности, руководство партнёрства не решало вопрос о его ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством.

В ходе проверки деятельности партнёрства был осуществлен анализ устава, в результате установлено, что отдельные положения устава не соответствуют действующему законодательству, а именно:

- наименование партнёрства, указанное в пункте 1.6 устава не содержит указание на его организационно-правовую форму, что является нарушением пункта 1 статьи 4 ФЗ №7-ФЗ. Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации, установлен пунктом 3 статьи 50 ГК РФ, согласно подпункту 2 данного пункта организационно-правовой формой партнёрства является «ассоциация (союз)».

- согласно пункту 2.3 устава эмблема партнёрства подлежит государственной регистрации, что не соответствует пункту 5 статьи 3 ФЗ № 7-ФЗ, которым установлено, что некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

- согласно пункту 3 статьи 14 ФЗ №7-ФЗ устав некоммерческой организации должен предусматривать права и обязанности членов данной организации. Пункты 6.1 и 6.2 устава, которыми установлены права и обязанности членов партнёрства не соответствуют пунктам 1 и 4 статьи 65.2 ГК РФ и пунктам 1 и 2 статьи 123.11 ГК РФ. В уставе не в полном объёме отражены права и обязанности членов партнёрства.

Такие права, как право знакомиться с бухгалтерской и иной документацией партнерства; обжаловать решения органов партнёрства, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом; требовать, действуя от имени партнёрства, возмещения причинённых партнерству убытков; оспаривать, действуя от имени партнёрства, совершённые им сделки по основаниям, предусмотренным статьёй 174 ГК РФ и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок партнёрства; на равных началах с другими членами партнёрства безвозмездно пользоваться оказываемыми им услугами, в пункте 6.1 устава, которым установлены права членов партнёрства, не отражены.

Такие обязанности, как обязанность участвовать в образовании имущества партнёрства в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены уставом партнёрства; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности партнёрства; участвовать в принятии корпоративных решений, без которых партнёрство не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений; не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда партнёрству; не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создано партнёрство в пункте 6.2 устава, которым установлены обязанности членов партнёрства, не отражены.

- согласно пункту 3 статьи 14 ФЗ №7-ФЗ устав некоммерческой организации должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов некоммерческой организации. Пункт 7.2.1 устава, которым установлена исключительная компетенция высшего органа управления партнёрства (Общего собрания членов) не соответствует пункту 2 статьи 65.3 ГК РФ и пункту 1 статьи 123.10 ГК РФ. В уставе не в полном объёме отражены вопросы исключительной компетенции Общего собрания членов партнёрства.

Такие вопросы, как определение порядка приёма в состав членов партнёрства и исключения из числа его членов; принятие решений о создании других юридических лиц, об участии в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств; принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов партнёрства в его имущество, утверждение годовых отчётов и бухгалтерской (финансовой) отчётности; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации в пункте 7.2.1 устава, которым установлена компетенция Общего собрания членов, не отражены.

- пункт 10.2.2 устава о распределении имущества, включая денежные средства, оставшегося после ликвидации партнёрства и расчётов с кредиторами по обязательствам партнёрства между учредителями партнёрства, которые на момент принятия решения о ликвидации являются членами партнёрства, в равных долях, не соответствует пункту 8 статьи 63 ГК РФ, согласно которому при ликвидации некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

- пункт 10.4.5 устава партнёрства, в соответствии с которым выплаты кредиторам партнёрства производятся ликвидационной комиссией в порядке очерёдности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, не соответствует пункту 5 статьи 63 ГК РФ, согласно которому выплаты денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производятся ликвидационной комиссией в порядке очерёдности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

Управлением в адрес партнёрства 27 декабря 2019 года вынесено письменное предупреждение № 37/03-11/3610 об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений законодательства Российской Федерации. Предупреждение получено директором партнёрства Кузнецовым М.С. 27 декабря 2019 года. Указанное предупреждение партнёрством не обжаловано. В срок, указанный в предупреждении (до 11.03.2020), нарушения не устранены.

Управлением 28 февраля 2020 года получено письмо от директора партнёрства Кузнецова М.С. о том, что партнёрство не осуществляет свою деятельность и не планирует осуществлять в дальнейшем, пройти процедуру ликвидации в добровольном порядке не предоставляется возможным, в связи с чем устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения действующего законодательства Российской Федерации для партнёрства не представляется возможным.

В силу изложенного, на основании ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации Управление Минюста РФ по Ивановской области обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Представитель административного истца - Управления Минюста РФ по Ивановской области, уведомленный надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в рассмотрении дела не участвовал, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, суду представил письменное заявление с просьбой о рассмотрении административного дела в его отсутствие, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы России по Ивановской области (далее – УФНС России по Ивановской области), уведомленное надлежащим образом о дате и месте судебного заедания, в ходе судебного заседания не участвовало, на своём участии в деле не настаивало, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФНС России по Ивановской области.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, материалы административного дела, приходит к следующему:

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности ?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????????�������������?????

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, в том числе не являющимися юридическими лицами (далее - объединение граждан), Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, включая Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон о противодействии экстремистской деятельности) и Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму), может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации либо запрета деятельности по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс).

В соответствии со ст.18 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу ст. 18 Закона «О некоммерческих организациях» Партнёрство может быть ликвидировано, в том числе в случае уклонения партнёрства в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе и по решению суда по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 44 поименованного закона.

Согласно абз.3 ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые им нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям.

Гражданский кодекс Российской Федерации также предусматривает ликвидацию юридического лица по решению суда по иску органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица, предоставлено законом, в случае осуществления деятельности, запрещённой законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3 статьи 61).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» исходя из того, что закон не устанавливает перечень грубых нарушений, разъяснил, что оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым осуществляется судом, который в качестве такого нарушения может расценить, в том числе нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом (например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами), а также несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан (пункт 26).

В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705, и пункта 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года № 26, к полномочиям Управления относится обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Как следует из материалов дела, Некоммерческое партнёрство «Защита прав и интересов предпринимателей города Южа и Южского района» зарегистрировано УФНС России по Ивановской области 16 февраля 2010 года за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1103700000183.

19 февраля 2010 года Управлением Минюста РФ по Ивановской области Некоммерческому партнёрству «Защита прав и интересов предпринимателей города Южа и Южского района» выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации.

Согласно Уставу Партнёрства, утверждённого протоколом общего собрания учредителей от 20 января 2010 года (далее – Устав), Партнёрство создается в целях содействия его членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных настоящим Уставом.

Пунктом 1.2 Устава установлено, что Партнёрство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 года, настоящим уставом и другими законодательными актами.

Виды деятельности Партнёрства приведены в разделе 4 устава.

В нарушение п.2 ст.14 Закона «О некоммерческих организациях», устава Партнёрства Партнёрство не осуществляло деятельность, направленную на достижение уставных целей, предусмотренных разделом 4 устава Партнёрства; в нарушение пункта 7.2.2. устава не созывался высший руководящий орган Партнёрства – Общее собрание членов (должно созываться ежегодно); в нарушение пункта 7.3.7 устава заседания Правления не проводились (должны проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев); в нарушение пункта 8.1 устава ревизор, срок полномочий которого составляет 5 лет, не переизбирался с 2010 года. Полномочия ревизора истекли в 2015 году, документы, подтверждающие его переизбрание, не представлены. Печать Партнёрства в нарушение п.2 ст. 14 ФЗ № 7-ФЗ содержит неполный адрес.

Пункты 1.6, 2.3, 6.1, 6.2, 7.2.1 Устава Партнёрства не соответствуют положениям ФЗ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 3 ст. 50 ГК РФ, п.п. 5, 8 ст. 63 ГК РФ, п.п. 1,4 ст. 65.2 ГК РФ, п.2 ст. 65.3 ГК РФ, п.1 ст. 123.10 ГК РФ, п.п. 1,2 ст. 123.11 ГК РФ.

По результатам проведённой проверки Управлением Министерства юстиции РФ по Ивановской области составлен акт проверки № 49 от 27 декабря 2019 года, в котором указаны выявленные нарушения.

В связи с выявленными нарушениями Управлением Минюста Российской Федерации по Ивановской области в адрес административного ответчика вынесено предупреждение № 37/03-11/3610 от 27 декабря 2019 года, о необходимости устранения выявленных нарушений.

Указанное предупреждение получено директором Партнёрства согласно выписке из ЕГРЮЛ Кузнецовым М.С. 27 декабря 2019 года.

Данное предупреждение в судебном порядке не обжаловалось, незаконным вышестоящим органом не признано, в силу чего подлежало исполнению административным ответчиком в установленный срок до 11 марта 2020 года.

В материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об устранении административным ответчиком допущенных нарушений законодательства Российской Федерации, равно как и не представлено доказательств наличия объективных препятствий для устранения административным ответчиком выявленных нарушений. Сведений об осуществлении деятельности административным ответчиком в материалах дела также не имеется. Согласно письму директора Партнёрства Кузнецова М.С. Партнёрство не осуществляет свою деятельность и не планирует осуществлять в дальнейшем, пройти процедуру ликвидации в добровольном порядке не предоставляется возможным, в связи с чем устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения действующего законодательства Российской Федерации для Партнёрства не представляется возможным.

На основании изложенного, поскольку в ходе судебного заседания установлено, что, несмотря на предупреждение, административный ответчик не принял мер к устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, не имеет возможности устранить выявленные нарушения, отсутствуют сведения об осуществлении деятельности административным ответчиком, суд полагает, что требования Управления Минюста РФ по Ивановской области о ликвидации Некоммерческого партнёрства «Защита прав и интересов предпринимателей города Южа и Южского района» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Некоммерческому партнерству «Защита прав и интересов предпринимателей города Южа и Южского района» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческое партнерство «Защита прав и интересов предпринимателей города Южа и Южского района» (ОГРН 1103700000183).

Исключить Некоммерческое партнерство ««Защита прав и интересов предпринимателей города Южа и Южского района» (ОГРН 1103700000183) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Соболев А.А.

Решение в окончательной форме вынесено 26 мая 2020 года.