Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
14 февраля 2017 г. <адрес>
Белогорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Каспирович М.В.,
при секретаре Жежель А.В.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора <адрес>Жидковой Н.Ю.,
представителя административного ответчика – ФИО1, представителя заинтересованного лица – ФИО2, представителя заинтересованного лица ООО «Стройлюкс» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к Администрации <адрес> о признании нормативного правового акта не действующим полностью,
у с т а н о в и л:
Административный истец в лице прокурора <адрес> обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указал на то, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка законности муниципального правового акта, регулирующего правоотношения в сфере предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Проверкой установлено, что Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с проведением мероприятий по дорожной деятельности МО <адрес>, который был опубликован в газете «Белогорский вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный акт противоречит действующему законодательству, так как дорожная деятельность в границах <адрес> не является и не может являться предметом предпринимательской деятельности кого-либо из субъектов предпринимательской деятельности, в том числе получателей субсидии. Дорожная деятельность является вопросом местного значения и решается исключительно органами местного самоуправления в пределах предоставленной компетенции. Оспариваемое нормативное регулирование заявленных правоотношений не отвечает задачам закона. Просит признать не соответствующим действующему законодательству и не действующим полностью со дня его принятия Порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с проведением мероприятий по дорожной деятельности МО <адрес>, утверждённый постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора <адрес>Жидкова Н.Ю. заявленное требование поддержала в полном объёме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просила заявленное требование удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Администрации <адрес> – ФИО1, в судебном заседании возражала против заявленного требования, суду пояснила, что порядок предоставления субсидий, утверждённый постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, разработан в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Данный порядок определяет критерии отбора лиц имеющих право на предоставление субсидий, а также цели и условия предоставления субсидий, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий, в случае нарушения условий их предоставления. Целью предоставления субсидий в рамках заключенных договоров, является не поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, либо оплата оказанных услуг, а возмещение фактически понесенных специализированными организациями затрат по осуществлению дорожной деятельности на территории муниципального образования. Просит отказать в удовлетворении заявленного требования в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица – МКУ «Управление ЖКХ Администрации <адрес>» - ФИО2, суду пояснила, что оспариваемый порядок предоставления субсидий, разработан на основании ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, указанная норма закрепляет возможность предоставления субсидий юридическим лицам в порядке установленным муниципальным правовым актом. Просит в удовлетворении заявленного требования отказать в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица – ООО «Стройлюкс» - ФИО3, в судебном заседании поддержал позицию административного ответчика и заинтересованного лица, просит в удовлетворении заявленного требования отказать в полном объёме.
Выслушав объяснения участников административного судопроизводства, проверив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Постановлением Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ был утверждён Порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с проведением мероприятий по дорожной деятельности муниципального образования <адрес>.
Как следует из пункта 1 названного Порядка, он разработан в соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса и определяет критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидии, цели и условия предоставления субсидий, порядок предоставления субсидии и порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии неиспользованных остатков субсидии, положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и органом муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателями.
Из содержания оспариваемого административным истцом Порядка следует, что он имеет своей целью возмещение затрат, связанных с проведением мероприятий по дорожной деятельности муниципального образования <адрес>.
В соответствии с ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями и осуществляют их самостоятельно (ч. ч. 1, 3 ст. 17 указанного Закона).
Частью 9 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных дорог.
Осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу статьи 13 вышеназванного Федерального закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления городского округа наделен полномочиями по созданию муниципальных учреждений и предприятий.
В соответствии с положениями ст. 12 Устава <адрес>, решением Белогорского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, Положением о МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» одной из основных целей МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог города, организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно п. 2.1.5 Положения о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>» основными целями Учреждения является: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог города, организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность нахождения в собственности муниципальных образований имущества, предназначенного для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 50, пунктов 1, 4 статьи 51, пункта 1 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что затраты в связи с выполнением работ и оказанием услуг могут возмещаться только на конкурсной основе и после определения критериев отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий. Спорные работы, подпадающие под понятие «муниципальные нужды», должны производиться с соблюдением положений закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Данной нормой закона предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в названной сфере общественных отношений в части, касающейся в том числе аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг и контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (подпункты 6 и 7 части 1 статьи 1).
Названный Федеральный закон предусматривает полномочия органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, принимать правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи (часть 3 статьи 2 этого же Закона).
Пунктом 3 части 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - это совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд заказчиками осуществляются закупки.
Анализ вышеуказанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что товары, работы и услуги, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд, могли ранее и могут в настоящее время закупаться только в порядке, предусмотренном указанными Федеральными законами.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
- оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
- социальное обеспечение населения;
- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
- предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга;
- исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В статье 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:
- обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;
- предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;
- предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;
- осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;
- закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений), в том числе в целях: оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;
разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа; закупки товаров в государственный материальный резерв.
Приведенными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации также не предусмотрена возможность бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на возмещение затрат за товары, работы и услуги, выполненные для обеспечения муниципальных нужд.
Судом установлено, что решением Белогорского городского совета народных депутатов <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О местном бюджета на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ» из местного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, предоставляются в целях возмещения неполученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов) выполнением работ, оказанием услуг в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных настоящим Решением, в порядке установленном правовым актом Администрации города».
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» не предусматривается право органа местного самоуправления на безусловное субсидирование муниципальных казенных предприятий, а положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления субсидий таким хозяйствующим субъектам лишь на том основании, что за ними закреплено муниципальное имущество.
Иные случаи создания казенных предприятий, и прежде всего случаи, когда казенное предприятие для выполнения уставных функций и задач привлекает третьих лиц, нарушают антимонопольное законодательство Российской Федерации и вышеуказанные нормативные правовые акты.
Публичные полномочия органов местного самоуправления в сфере ответственности по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения могут быть реализованы путем создания специального ориентированных на эти цели хозяйствующих субъектов и заключения с ними гражданско-правовых договоров, поскольку именно в силу своего правого статуса органы местного самоуправления и их структурные подразделения, не имеющие профессиональных трудовых и материальных ресурсов, осуществить эти полномочия иным образом не могут.
На основании положений действующего федерального законодательства (Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), а также муниципальных нормативных правовых актов, Положения о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>», утвержденного решением Белогорского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, суд приходит к выводу о том, что порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с проведением мероприятий по дорожной деятельности муниципального образования <адрес>», утвержденный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, относятся к вопросам местного значения и являются непосредственно муниципальными нуждами.
Поскольку удовлетворение муниципальных нужд осуществляется в рамках размещения заказа, отношения между муниципальным образованием в лице уполномоченного органа и исполнителем работ (услуг) носят возмездный и возвратный характер, так как взамен выделенных исполнителю бюджетных средств, последний обязан выполнить работы (оказать услугу), поэтому такие отношения нельзя квалифицировать как предоставление субсидий.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое положение, предусматривающие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с проведением мероприятий по дорожной деятельности муниципального образования <адрес>, и, соответственно, оспариваемое постановление администрации <адрес>, которым утвержден порядок предоставления таких субсидий, противоречат приведенным положениям действующего федерального законодательства.
В силу статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Исходя из требований прокурора, суд считает необходимым признать недействующим вышеуказанный Порядок со дня его принятия, то есть с ДД.ММ.ГГГГ год.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
В связи с указанным требованием закона опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск прокурора <адрес> к Администрации <адрес> о признании нормативного правового акта не действующим полностью – удовлетворить.
Признать не соответствующим действующему законодательству и не действующим полностью с даты принятия, то есть с ДД.ММ.ГГГГ - Порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с проведением мероприятий по дорожной деятельности МО <адрес>, утверждённый постановлением Главы муниципального образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Каспирович
В соответствии со ст. 177 КАС РФ мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.