Дело № 2а-2751/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 апреля 2019 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре Голдобиной С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Удмуртнефть» к Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике о признании незаконными и отмене предписания Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике № <данные изъяты> года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное обществе «Удмуртнефть» (далее ООО «Удмуртнефть», административный истец) обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике (далее ГИТ в УР, административный ответчик) о признании незаконными и отмене предписания Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике № <данные изъяты> года. Административные исковые требования мотивировало тем, что <дата> года в отношении ОАО «Удмуртнефть» вынесено предписание № <номер> об устранении нарушения трудового законодательства, подписанное главным государственным инспектором труда ФИО1 В названном предписании ОАО «Удмуртнефть» предписывается в соответствии с требованиями статьи 110 ТК РФ обеспечить еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов операторам обезвоживающей и обессоливающей установки ФИО2, ФИО3, ФИО4 О выполнении предписания сообщить в срок до 01.04.2019 года. ОАО «Удмуртнефть считает, что обязанности, возложенные предписанием № <данные изъяты> года незаконны и неисполнимы по следующим основаниям. Согласно ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Особенность суммированного учета заключается в том, что учет рабочего времени в отличие от поденного и недельного допускает отклонение продолжительности рабочего времени в сутки и в течение недели от той, что установлена для данной категории работников. Выполнение нормы труда – отработка нормированного числа рабочих часов - обеспечивается не за неделю, а за более длительный период. Требования ст. 110 ТК РФ, по мнению административного истца, необходимо рассматривать применительно к каждой конкретной ситуации и с учетом специфики производственной деятельности организации, что и было учтено административным истцом при разработке и применении суммированного учета рабочего времени.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
На основании пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия. Таким образом, предписание административного ответчика должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им с учетом фактического технико-эксплуатационного состояния объекта обязанности. Административный истец считает, что формулировка предписания не соответствует принципам конкретности и исполнимости властного предписания контролирующего органа, поскольку с учетом разработанного порядка учета суммированного учета рабочего времени за учетный период 3 месяца (январь-март 2019) не представляется возможным представить подтверждающие документы за прошедшие уже месяцы (январь, февраль), а иного периода либо мероприятия, которое подтвердит исполнение предписания, не указано.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 административные исковые требования поддержала по доводам, в нем изложенным. При этом пояснила, что суммированный учет рабочего времени предполагает скользящие выходные дни по всему графику в течение трех месяцев. В предписании указано: «Обеспечить еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов», за какой период не написано, можно только предполагать. Срок исполнения предписания – 01.04.2019 года.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 административное исковое заявление не признала. При этом пояснила, что юридическому лицу было вменено нарушение статьи 110 ТК РФ, которая носит императивный характер. Нет оговорки, что при применении суммированного учета рабочего времени данная норма не применяется. Согласно табелям учета рабочего времени вторую неделю с 18 по 31 января ФИО2 работал без непрерывного отдыха. По февралю уже все нормально.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив полномочия представителей административного истца и административного ответчика, исследовав и проанализировав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Дело рассмотрено в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу ст. 354 ТК РФ, федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
В силу ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч.ч. 1, 5 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
В силу ст. 357 ТК РФ, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
ОАО «Удмуртнефть» получено оспариваемое предписание <дата> года, настоящее административное исковое заявление направило в суд почтой <дата> года, то есть в срок.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 27 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ст. 356 ТК РФ, в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.
В силу ст. 357 ТК РФ, Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
22 февраля 2019 года Главным государтвенным инспектором труда в УР ФИО1 выдано ОАО «Удмуртнефть» предписание № <номер>, которым предписано в срок по 01.04.2019 года в соответствии с требованиями статьи 110 ТК РФ обеспечить еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов ФИО2, ФИО3, ФИО4 Предоставить подтверждающие документы.
Трудовой кодекс Российской Федерации содержит понятие рабочего времени - времени, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени, устанавливая, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ), и понятие времени отдыха - времени, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).
В силу статьи 107 ТК РФ, видами времени отдыха являются:
перерывы в течение рабочего дня (смены);
ежедневный (междусменный) отдых;
выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
нерабочие праздничные дни;
отпуска.
Статья 104 ТК РФ, устанавливающая случаи введения суммированного рабочего времени, относится к главе 16 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующей режим рабочего времени.
В силу статьи 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
В силу статьи 100 ТК РФ, режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
В силу пункта 4.2 дополнительного соглашения от <дата> года к трудовому договору № <данные изъяты> года, заключенному с ФИО4, работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени. Режим труда определяется в соответствии с графиками сменности и режимами работы работодателя. Режим работы закрепляется работодателем путем издания распорядительного документа или устанавливается локальными нормативными документами работодателя.
В силу пункта 4.2 дополнительного соглашения <дата> года к трудовому договору № <данные изъяты>, заключенному с ФИО2, работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени. Режим труда определяется в соответствии с графиками сменности и режимами работы работодателя. Режим работы закрепляется работодателем путем издания распорядительного документа или устанавливается локальными нормативными документами работодателя.
В силу пункта 4.2 дополнительного соглашения от <дата> к трудовому договору № <данные изъяты> года, заключенному с ФИО3, работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени. Режим труда определяется в соответствии с графиками сменности и режимами работы работодателя. Режим работы закрепляется работодателем путем издания распорядительного документа или устанавливается локальными нормативными документами работодателя.
Установление работникам работы по графику с суммированным учетом рабочего времени не предполагает, что такие работники будут работать без выходных дней (еженедельного непрерывного отдыха).
В силу статьи 110 ТК РФ, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. Исключений из этого правила законом не предусмотрено.
Установление работникам суммированного рабочего времени не отменяет обязанность работодателя предоставлять таким работникам еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов.
Из приложенного табеля учета рабочего времени за январь 2019 года усматривается, что ФИО3 с 21.01.2019 года по 31.01.2019 года (11 дней подряд), ФИО2 с 18.01.2019 года по 31.01.2019 года (14 дней подряд), ФИО4 с 19.01.2019 года по 31.01.2019 года (13 дней подряд) работали без предоставления им еженедельного непрерывного отдыха, что противоречит требованиям статьи 110 ТК РФ.
Доводы административного истца о том, что формулировка предписания не соответствует принципам конкретности и исполнимости властного предписания контролирующего органа, поскольку с учетом разработанного порядка учета суммированного учета рабочего времени за учетный период 3 месяца (январь-март 2019) не представляется возможным представить подтверждающие документы за прошедшие уже месяца (январь, февраль), а иного периода либо мероприятия, которое подтвердит исполнение предписания, не указано, суд отклоняет по следующим основаниям.
Предписание выдано 22.02.2019 года, получено административным истцом 04.03.2019 года, срок исполнения предписания – по 01.04.2019 года. Административному истцу предписано в соответствии с требованиями ст. 110 ТК РФ обеспечить еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов ФИО2, ФИО3, ФИО4 Представить подтверждающие документы. С учетом периода от вынесения предписания и получения его административным истцом до даты, когда должно было быть исполнено предписание, очевидно, что административный отдых был обязан обеспечить еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов ФИО2, ФИО3, ФИО4 в период март 2019 года и представить документы об этом. Доводы административного истца о том, что, по его мнению, предписание содержит обязанность обеспечить еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов ФИО2, ФИО3, ФИО4 за прошедший период январь-февраль 2019 года, не соответствует содержанию предписания и не может быть осуществлено объективно.
Таким образом, оспариваемое предписание законно и не нарушает прав административного истца, а в удовлетворении административных исковых требований должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление открытого акционерного общества «Удмуртнефть» к Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике о признании незаконными и отмене предписания Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике № <данные изъяты> года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьёй на компьютере 09.04.2019 года.
Председательствующий судья Стех Н.Э.