РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 октября 2019 года г. Владивосток Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи С.А. Юлбарисовой, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени, УСТАНОВИЛ: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю (далее в том числе – Межрайонная ИФНС России №12 по Приморскому краю, Инспекция) обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что ФИО1 имеет в собственности имущество, которое является объектом налогообложения. Инспекцией произведен расчет налогов, в адрес налогоплательщика направлялись соответствующие налоговые уведомления. Административным ответчиком обязанность по уплате налогов не исполнена, в связи с чем за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начислены пени. ФИО1 направлялись требования об уплате налогов и пеней, которые не были исполнены в установленный срок. Согласно выписке из лицевого счета задолженность по налогам не погашена. На основании изложенного Межрайонная ИФНС России №12 по Приморскому краю просит взыскать со ФИО1 задолженность по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 300 руб., пени в размере 93,40 руб. за 2015 год; задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 1 050 руб., пени в размере 70,13 руб. за 2015-2016 года; задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 1 843 руб., пени в размере 85,38 руб. за 2015-2016 года на общую сумму 3 441,91 руб. Определением от 08.08.2019 указанный административный иск был принят Советским районным судом г. Владивостока к производству. В последующем – 08.10.2019 – с учетом того, что общая сумма, которую просит взыскать административный истец, не превышает 20 000 руб., приняв во внимание, что от административного ответчика не поступили возражения относительно применения упрощенного порядка разрешения дела, суд вынес определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства. При таких обстоятельствах суд, в силу положений статей 291-292 КАС РФ, рассматривает настоящее административное дело по правилам упрощенного (письменного) производства. От ФИО1 11.09.2019 поступили объяснения и возражения по существу административного иска, в которых она, сославшись на положения статьи 196 ГК РФ и пункта 4 статьи 409 НК РФ, указала, что налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, тогда как административным истцом заявлено требование о взыскании задолженности за 2015 год. В связи с изложенным ФИО1 просила применить к спорным правоотношениям срок исковой давности и не взыскивать с нее задолженность в размере 3 441,91 руб. (л.д. 35). Исследовав материалы дела, давая оценку всем представленным доказательствам в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. По смыслу положений пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Из представленных в материалы дела сведений об имуществе административного ответчика (л.д. 27) усматривается, что ФИО1 принадлежит на праве собственности следующее имущество: с 10.04.2008 – квартира с кадастровым (условным) номером <номер>, расположенная по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>; с 25.06.2008 – квартира с кадастровым номером <номер>, расположенная по адресу: г. Владивосток, пос. Трудовое, <адрес>; с 27.10.2011 – земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: г. Владивосток, <адрес>; с 03.10.2013 – земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>; с 24.06.2014 – земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>. Кроме того, из содержания налоговых уведомлений от 14.11.2016 №79355929 (л.д. 9) и от 14.07.2017 №16750315 (л.д. 10) установлено и ФИО1 не опровергнуто, что ей принадлежало также следующее имущество: в 2015 году – квартира с кадастровым номером <номер>, расположенная по адресу: Приморский край, г. Находка, <адрес>; в 2015-2016 годах – квартира с кадастровым номером <номер>, расположенная по адресу: г. Владивосток, пос. Трудовое, <адрес>. Согласно пункту 3 статьи 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам. В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. По смыслу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. На территории Приморского края транспортный налог установлен и введен Законом Приморского края от 28.11.2002 №24-КЗ «О транспортном налоге». Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В силу пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам. Согласно пункту 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (пункт 1 статьи 401 НК РФ). На территории Владивостокского городского округа налог на имущество физических лиц установлен и введен действующим в настоящий момент Муниципальным правовым актом города Владивостока от 27.11.2014 №151-МПА «О налоге на имущество физических лиц на территории Владивостокского городского округа», принятым Думой города Владивостока 20.11.2014. На территории Артемовского городского округа действует Решение Думы Артемовского городского округа от 02.08.2005 №159 «Об установлении налога на имущество физических лиц». На территории Находкинского городского округа налог на имущество физических лиц установлен и введен действующим в настоящий момент Решением Думы Находкинского городского округа от 23.11.2005 №542 «Об утверждении Положения о налоге на имущество физических лиц в Находкинском городском округе». В соответствии с пунктом 1 статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно пункту 2 статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Согласно пункту 1 статьи 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам. В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ). На территории Владивостокского городского округа земельный налог введен Решением Думы г. Владивостока от 28.10.2005 №108 «О земельном налоге в городе Владивостоке». На территории Артемовского городского округа земельный налог введен Решением Думы Артемовского городского округа от 02.08.2005 №158 «Об установлении земельного налога». В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Исходя из положений НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (пункты 2, 3 статьи 52 НК РФ). Согласно пункту 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Как усматривается из содержания материалов дела, налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление от 14.11.2016 №79355929 (л.д. 9) о необходимости уплатить не позднее 29.12.2016 (налоговый период – 2015 год) следующие налоги: налог на имущество физических лиц в общем размере 536 руб.: в отношении квартиры с кадастровым (условным) номером <номер>, расположенной по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>, – 167 руб.; в отношении квартиры с кадастровым номером <номер>, расположенной по адресу: Приморский край, г. Находка, <адрес>, – 157 руб.; в отношении квартиры с кадастровым номером <номер>, расположенной по адресу: г. Владивосток, пос. Трудовое, <адрес>, – 142 руб.; в отношении квартиры с кадастровым номером <номер>, расположенной по адресу: г. Владивосток, пос. Трудовое, <адрес>, – 70 руб.; земельный налог в общем размере 1 016 руб.: в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: г. Владивосток, <адрес>, – 827 руб.; в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>, – 189 руб. Также налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление от 14.07.2017 №16750315 (л.д. 10) о необходимости уплатить не позднее 01.12.2017 (налоговые периоды – 2015-2016 года) следующие налоги: налог на имущество физических лиц (с учетом переплаты – 39 руб.) в общем размере 847 руб.: в отношении квартиры с кадастровым (условным) номером <номер>, расположенной по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>, – 193 руб. (2016 год); в отношении квартиры с кадастровым номером <номер>, расположенной по адресу: г. Владивосток, пос. Трудовое, <адрес>, – 330 руб. (2016 год); в отношении квартиры с кадастровым номером <номер>, расположенной по адресу: г. Владивосток, пос. Трудовое, <адрес>, – 324 руб. (2016 год); в отношении квартиры с кадастровым номером <номер>, расположенной по адресу: Приморский край, г. Находка, <адрес>, – 39 руб. (2015 год); земельный налог в общем размере 1 573 руб.: в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>, – 189 руб. (2016 год); в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>, – 184 руб. (2016 год); в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: г. Владивосток, <адрес>, – 827 руб. (2016 года); в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>, – 189 руб. (2015 год); в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, <адрес>, – 184 руб. (2015 год). В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. В силу абзаца первого пункта 3 статьи 75 НК РФ (в редакции, применявшейся в отношении недоимки, образовавшейся до 27.12.2018) пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ (в редакции, применяющейся в отношении недоимки, образовавшейся с 01.10.2017) пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, – одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ). По смыслу положений пунктов 1, 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, под которым понимается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 НК РФ). Из материалов дела следует, что в адрес административного ответчика направлялось требование №595 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 23.03.2016 со сроком платежа до 05.05.2016 (л.д. 12). Из содержания указанного требования усматривается, что размер недоимки по транспортному налогу составил 300 руб., сумма пени по транспортному налогу – 11,50 руб., размер недоимки по налогу на имущество физических лиц – 145 руб., сумма пени по налогу на имущество физических лиц– 5,56 руб., недоимка по земельному налогу – 189 руб., пени по земельному налогу – 7,24 руб. Также в адрес ФИО1 направлялось требование №5635 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 07.02.2017 со сроком исполнения до 04.04.2017 (л.д. 13). Согласно данному требованию размер недоимки по налогу на имущество физических лиц составил 157 руб., сумма пени по налогу на имущество физических лиц – 2,04 руб., размер недоимки по земельному налогу – 827 руб., пени по земельному налогу – 10,75 руб. Кроме того, административному ответчику направлялось требование №29574 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 21.11.2017 со сроком платежа до 10.01.2018 (л.д. 14). Из содержания данного требования следует, что размер недоимки по налогу на имущество физических лиц составил 212 руб., сумма пени по налогу на имущество физических лиц – 21,36 руб. Помимо изложенного, установлено, что ФИО1 направлялось требование №5513 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 12.02.2018 со сроком исполнения до 02.04.2018 (л.д. 16). Из содержания указанного требования усматривается, что общий размер недоимки по налогу на имущество физических лиц составил 693 руб. (654 руб. + 39 руб.), общий размер пени по налогу на имущество физических лиц – 13,07 руб. (0,73 руб. + 12,34 руб.), сумма недоимки по земельному налогу – 827 руб., сумма пени по земельному налогу – 15,60 руб. Материалами дела подтверждается, что 25.08.2018 через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 17) административному ответчику направлялось требование №60991 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 25.08.2018 со сроком платежа до 26.11.2018 (л.д. 15). Из содержания указанного требования усматривается, что размер пени по транспортному налогу составил 81,90 руб., общий размер пеней по налогу на имущество физических лиц – 30,14 руб. (9,12 руб. + 21,02 руб.), общая сумма пеней по земельному налогу – 51,79 руб. (8,73 руб. + 35,24 руб. + 7,82 руб.). Доказательства исполнения данных требований в материалы дела не представлены. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Из содержания материалов дела усматривается, что судебный приказ о взыскании со ФИО1 недоимки по налогам и пени вынесен мировым судьей судебного участка №24 Советского судебного района г. Владивостока 08.02.2019, то есть в течение трех месяцев с момента истечения срока исполнения самого позднего требования №60991 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (26.11.2018) (л.д. 6). В силу абзаца второго пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Вышеназванный судебный приказ от 08.02.2019 отменен мировым судьей судебного участка №24 Советского судебного района г. Владивостока 01.03.2019 (л.д. 6). Рассматриваемый административный иск поступил в Советский районный суд г. Владивостока 07.08.2019 (л.д. 2-4), то есть в течение шести месяцев с момента отмены судебного приказа. Изложенное свидетельствует о соблюдении административным истцом требований НК РФ о сроках предъявления административного иска. Доводы административного ответчика о пропуске Межрайонной ИФНС России №12 по Приморскому краю срока исковой давности не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Положения ГК РФ о сроке исковой давности не подлежат применению к налоговым правоотношениям, а нормы НК РФ о том, что налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, не относятся к взысканию образовавшейся недоимки по налогам и начисленных пеней. Требования о сроках, в течение которых налоговый орган должен обратиться в суд для взыскания задолженности, регламентированы статьей 48 НК РФ. В рассматриваемом случае данные требования, как указано судом выше, соблюдены. Приведенные административным истцом расчеты взыскиваемых денежных сумм суд признает верными, соответствующими положениям действующего законодательства. Как отражено Межрайонной ИФНС России №12 по Приморскому краю в административном иске, задолженность по налогам ФИО1 не погашена. Поскольку административный ответчик ненадлежащим образом исполнил возложенную на него законом обязанность по своевременной уплате налогов, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Таким образом, в силу статьи 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени – удовлетворить. Взыскать со ФИО1 задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 300 руб., пени в размере 93,40 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2015-2016 года в размере 1 050 руб., пени в размере 70,13 руб.; задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2015-2016 года в размере 1 843 руб., пени в размере 85,38 руб.; а всего – 3 441,91 руб. Взыскать со ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии. Судья С.А. Юлбарисова |