ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2753/2022 от 29.06.2022 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

№ ******

№ ******

Решение

Именем Российской Федерации

29 июня 2022 года Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Обуховой В.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № ****** по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени,

Установил:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование указано, что административному ответчику ФИО1 на праве собственности в 2016-2019 годах принадлежали ряд объектов недвижимого имущества. Вместе с тем в нарушение положений налогового законодательства административный ответчик обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за указанные налоговые периоды в установленный законом срок не исполнил. В связи неисполнением указанной обязанности ФИО1 направлены требования, которые административным ответчиком не исполнены. Определением мирового судьи судебного участка № ****** Октябрьского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ того же мирового судьи о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц. До настоящего времени недоимка и пени административным ответчиком не уплачены. На основании изложенного просит взыскать с ФИО1 недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016-2019 годы в сумме 3 542 руб., пени в сумме 25 руб. 24 коп.

Административным ответчиком возражений на административный иск не представлено.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.

Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

На территории муниципального образования «<адрес>» налог на имущество физических лиц установлен и введен в действие до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением Екатеринбургской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№ ******.

Как установлено судом, ФИО1 являлся собственником следующих объектов недвижимого имущества:

-нежилое помещение гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, № ******№ ******, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;

-квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый № ******.

Как следствие, суд приходит к выводу, что ФИО1 является налогоплательщиком по налогу на имущество физических лиц в 2016-2019 годах, поскольку наличия у административного ответчика налоговых льгот судом не установлено.

В силу п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 данного Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено данным пунктом.

В силу п. 6 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Из материалов дела следует, что административному ответчику в связи с наличием права собственности на недвижимое имущество направлены налоговые уведомления № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество за 2016 год в сумме 818 руб.; № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество за 2017 год в сумме 878 руб.; № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество за 2018 год в сумме 911 руб.; № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество за 2019 год в сумме 935 руб.

Перечисленные налоговые уведомления, за исключением № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, направлены через личный кабинет налогоплательщика, как следует из уведомления № ****** оно направлено почтой, в ответ на судебный запрос налоговым органом представлены сведения об уничтожении почтовых реестров.

В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате указанного налога, на основании статей 69, 70, 71 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес ФИО1 направлены требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен срок для добровольного исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование в установленный срок исполнено не было.

Согласно ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Вместе с тем, Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-17/260@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (действовавший до ДД.ММ.ГГГГ) которым предусмотрена возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе требований об уплате.

Пунктами 9, 10 Порядка предусмотрено, что для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами).

Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль.

При первом входе в личный кабинет необходимо сменить первичный пароль (пункт 15 Порядка). Если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете, первичный пароль блокируется (пункт 16 Порядка).

Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-17/617@ также утвержден порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, предусматривающий возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе налоговых уведомлений и требований об уплате налога.

Исходя из положений статей 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации процедура принудительного взыскания налога возможна только после выполнения требований статьи 69 Кодекса о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Суду не представлено доказательств, направления налоговым органом налогоплательщику названных выше налоговых уведомлений и требований об уплате налога на имущество физических лиц путем размещения в личном кабинете налогоплательщика, при условии доступа налогоплательщика к личному кабинету.

Налоговым органом на запрос суда представлен ответ, из которого не следует, что ФИО1 лично, либо через представителя, обращался в налоговый орган с заявлением о доступе к личному кабинету налогоплательщика, получил регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика, в которой указаны логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль, затем произвел смену первичного пароля в течение одного календарного месяца с даты регистрации и осуществлял вход в личный кабинет. Напротив, из представленных скриншотов следует, что профиль налогоплательщика не содержит истории действий. Кроме того, указанное согласуется с доводами приведенными ФИО1 в заявлении об отмене судебного приказа, где последний указывает, что налоговые уведомления и требования от налогового органа не получал.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом порядок взыскания с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц не соблюден.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Аналогичные положения содержит ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ввиду неисполнения административным ответчиком вышеуказанных требований административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье судебного участка № ****** Октябрьского судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № ****** Октябрьского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вынесенный ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки и пени отменен. С настоящим иском административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ (иск направлен почтой).

Таким образом, налоговым органом пропущен срок как на обращение с настоящим административным иском так и на обращение за вынесением судебного приказа.

При таких обстоятельствах, поскольку налоговым органом пропущен срок для обращения в суд, ходатайство о восстановлении такового налоговым органом не заявлено, самостоятельно судом оснований к восстановлению срок не установлены, а также нарушен порядок взыскания недоимок (не направлены налоговые уведомления и требования налогоплательщику), суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований к ФИО1

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № ****** по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий В.В. Обухова