ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2755/16 от 27.04.2016 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2а-2755/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 27 апреля 2016 года

Первомайский районный суд г. Кирова в составе

судьи Маловой Н.Л.,

при секретаре Тюлькиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства юстиции РФ по Кировской области об обжаловании решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции РФ по Кировской области с обжалованием решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации, указав, что {Дата} он обратился к ответчику в порядке ФЗ № 129 от 08.08.2001 г. для государственной регистрации вновь образованного Заречного Свято-Троицкого хуторского казачьего общества, была оплачена государственная пошлина (Данные деперсонифицированы), документы были просмотрены и приняты в соответствии административным регламентом. Письмом {Номер} от {Дата} ему в регистрации некоммерческой организации было отказано, со ссылкой на недостоверность сведений об учредителях, нарушениях законодательства РФ в Уставе организации, ответчик предъявил требование о предоставлении согласия второго собственника жилого дома г. Киров, {Адрес} для регистрации в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа, указаны иные неточности, которые могли быть устранены, обжалуемое решение ответчика в вышестоящую инстанцию не обжаловалось, ответчик отказал в выдаче документов для доработки с последующей сдачей на регистрацию. Отказ ответчика нарушает его права и законные интересы. Просит отменить оспариваемое решение ответчика, предоставить возможность устранить недостатки в документах с предоставлением для государственной регистрации без повторной оплаты государственной пошлины (л.д. 39).

Административный истец на иске настаивает, в том числе, требуя возврата (Данные деперсонифицированы), ошибочно перечисленных на другой счет.

Административный ответчик, представитель Управления Министерства юстиции РФ по Кировской области ФИО2 требования иска не признает, поддержав доводы отзыва на иск, заявив о пропуске срока истцом на обращение в суд с административным иском.

Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Суд установил, что {Дата} административным истцом в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Управление Министерства юстиции по Кировской области поданы документы Заречного Свято-Троицкого хуторского казачьего общества для принятия решения о государственной регистрации при создании. Представленные документы были просмотрены и приняты. Заявителем выступил учредитель ФИО1, являющийся уполномоченным лицом.

Не оспорены доводы ответчика о том, что в соответствии с пунктом 68 Административного регламента предоставление Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации 30.12.2011 № 455, при предоставлении документов специалист знакомится с их содержанием с целью предмета обращения заявителя. При приеме документов от заявителя главным специалистом-экспертом было установлено, что предметом обращения являлась государственная регистрация некоммерческой организации. Заявителю была выдана расписка о приеме документов. Документы общества были переданы специалистом в отдел обеспечения деятельности для регистрации.

25.09.2015г. документы общества были переданы для рассмотрения специалисту-эксперту.

Административный регламент в соответствии с п. 73 не предусматривает основания отказа в приеме документов. Проверка соответствия состава документов, соблюдение оформления документов, соответствия содержания представленных документов достоверности и непротиворечивости представленных сведений законодательства и Административного регламента производится рассмотрения документов, а не на стадии приема документов.

Письмом № 43/03-10-6240 от 15.10.2015 года в государственной регистрации некоммерческой организации заявителю было отказано (л.д. 4-10).

Административный истец указывает, что одной из причин отказа в государственной регистрации некоммерческой организации стало указание в его заявлении о государственной регистрации общества при создании недостоверных данных учредителей ФИО4 и ФИО3

Согласно п.74 Административного регламента в целях проверки достоверности представленных сведений Управлением был сделан запрос в УФМС по Кировской области. На момент принятия решения о государственной регистрации УФМС в официальном ответе сообщило, что ФИО4 по учету УФМС России по Кировской области не значится.

Не оспорены доводы административного ответчика о том, что действительность паспортных данных, которые указаны в заявлении о государственной регистрации общества при создании, были проверены административным ответчиком на официальном сайте ФМС (http:// services.fms.gov.ru). Но официальном сайте по паспортным данным ФИО3, указанным в заявлении (33 02 {Номер}) на момент принятия решения о государственной регистрации общества, выдавалась информация о том, что паспорт недействителен (заменен на новый). Оснований не доверять информации, размещенной на официальном сайте ФМС, у административного ответчика не имелось. По состоянию на {Дата} на официальном сайте ФМС по паспортным данным ФИО3, указанным в заявлении о государственной регистрации общества при создании, выдается та же информация о недействительности паспорта (заменен на новый). На основании полученной информации из УФМС и с официального сайта ФМС Управлением был сделан вывод о том, что сведения, указанные в отношении ФИО4 и ФИО3, являются недостоверными.

Административный истец указывает, что имеющиеся нарушения законодательства в уставе общества «натянуты», так как устав написан на основе устава Королёвского хуторского казачьего общества, размещенного на официальном сайте Королёвского хуторского казачьего общества (korolev-kazak.ru).

Заслуживают внимания доводы административного ответчика о том, что устав Королёвского хуторского казачьего общества, размещенный на его официальном сайте, представлен в редакции от 2010 года, с 2010 года по настоящее время произошли значительные изменения действующего законодательства, внесены существенные изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, в ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». При правовом анализе устава общества уполномоченным специалистом было установлено, что отдельные его положения не соответствуют действующему законодательству. В уведомлении об отказе в государственной регистрации обосновывается каждое положение устава, не соответствующее нормам действующего законодательства, со ссылкой на конкретную норму права, которой не соответствует положение устава.

Административный ответчик указывает, что в обжалуемом решении в нарушение пункта 3.2 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.1992 г. № 632 на титульном листе Устава указано, устав согласован Главой администрации Первомайского района города Кирова. Пункт 2.2 Устава не соответствует пункту 1 статьи 6 ФЗ от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», в части органов, которыми согласуется хуторского казачьего общества. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 123.15 ГК РФ, статьи 6 ФЗ № 7-ФЗ и пункта 3 части 1 статьи 2 ФЗ № 154-ФЗ казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Пункт 3.1 Устава необходимо привести в соответствии с положениями пункта 1 статьи 123.15 и пункта 3 части 1 статьи 2 ФЗ№ 154-ФЗ. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 52 ГК РФ и пункта 3 ст. 14 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях в уставе некоммерческой организации должен быть определены предмет и цели деятельности. В нарушение положений пункта 4 статьи 52 ГК РФ и пункта 3 ст.14 ФЗ № 7-ФЗ в уставе организации отсутствуют сведения о предмете деятельности. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 24 ФЗ 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, которые предусмотрены ее учредительными документами, все виды деятельности некоммерческой организации должны быть предусмотрены в уставе. В нарушение положений пункта 1 статьи 24 ФЗ № 7 в пункте 3.3 устава указано, что организация имеет право «осуществлять иную деятельность». Пункт 4.1 устава не соответствует пункту 4 части 1 статьи 2 ФЗ № 154-ФЗ, в соответствии с которым хуторское казачье общество- первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей. Положения пункта 4.3 устава в части установления испытательного срока вступающим гражданам и в части распространения на указанных граждан обязанностей, установленных уставом, противоречат положениям статьи 65.2 ГК РФ, пункту 3 статьи 14 ФЗ № 7-ФЗ, исходя из которых определяет правовой статус членов казачьего общества, права и обязанности членов казачьего общества, испытательный срок не может быть установлен, если гражданин не вступил в казачье общество. Пунктом 4.5 устава определено, что одной из причин исключения из
членов организации является «финансовые нарушения, правонарушения в структуре организации, не подлежащие рассмотрению в судах общей юрисдикции». В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В пункте 4.5 устава слова «не подлежащие рассмотрению в судах общей юрисдикции» необходимо исключить. Пунктом 4.6 устава установлено, что казаки организации имеют право
«носить в установленном порядке традиционную казачью форму одежды». Исходя из положений Указа Президента Российской Федерации от 09.02.2010 г. №171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации» форму одежды члена казачьего общества могут носить только члены казачьего общества, внесенного в реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Пункт 4.6 устава в части ношения казачьей формы одежды обходимо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства. Пункт 4.7 устава содержит указание на Королёвское хуторское казачье общество. Пункт 5.4 устава противоречит пункту 4 статьи 29 ФЗ № 7- ФЗ, согласно которому заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном заседании присутствует более половины его членов. Пункт 5.4 устава противоречит пункту 4 статьи 29 ФЗ № 7-ФЗ, в соответствии с которым решение высшего органа управления принимается от числа присутствующих на его заседании, а не от общего числа. Пункт 5.4. устава в части подписания решения Круга противоречит п. 3 статьи 181.2 ГК РФ, согласно которому протокол собрания подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания. Положения пункта 5.5 устава необходимо привести в соответствие с положениями пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ, которым определена исключительная компетенция высшего органа управления. Положения пункта 5.9 устава в части издания приказа о смещении и назначении на должность избираемых Кругом лиц противоречат пункту 2 статьи 65. 3 ГК РФ. Пунктом 5.11 устава определено, что полномочия атаманского правления,
а также порядок его работы, принятия им решения и их исполнения определяются положением об атаманском правлении. Пунктом 8.1 устава предусмотрено, что полномочия контрольно-ревизионной комиссии и порядок ее работы определяется положением о контрольно- ревизионной комиссии. Согласно положениям пункта 1 статьи 28 ФЗ №7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими ре выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации. Положения пунктов 5.11 и 8.1 устава не соответствуют 1 статьи 28 ФЗ № 7-ФЗ. Согласно положениям пункта 1 статьи 28 №7- ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации. В нарушение положений пункта 1 статьи 28 №7-ФЗ уставом организации не определены компетенция атаманского правления, Суда чести и Совета старейшин, а также порядок принятия решений Судом чести и Советом старейшин. Согласно статье 2 ФЗ № 154-ФЗ российское казачество -граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. Пунктом 6 статьи 5 ФЗ № 154-ФЗ определено, что российское казачество привлекается к несению государственной службы при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке на себя обязательства по несению государственной или иной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Несение членами казачьего общества государственной службы в порядке, предусмотренном ФЗ № 154-ФЗ, только в случае, если такое казачье общество внесено в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Правоспособность казачьего общества возникает только после государственной регистрации в качестве юридического лица, в том числе принять обязательства по несению государственной и иной службы члены казачьего общества могут только после государственной регистрации казачьего общества, утверждение пункта 6.2 устава, что «казаки берут на себя в установленном порядке обязательства по несению гражданской, военной и правоохранительной службы, не соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам. Порядок принятия членами казачьих обществ обязательств по несению государственной и иной службы установлен Указом Президента Российской Федерации от 07.10.2009 № 1124 «Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной и иной службы». Сферы деятельности, в которых члены хуторских казачьих обществ привлекаются к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 93 «О государственной и иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, ничных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ». Главу 6 устава организации необходимо привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. Целью создания и деятельности казачьего общества в соответствии с положениями пункта 1 статьи 123.15 ГК РФ, статьи 6.2 ФЗ № 7-ФЗ и пункта 3 части 1 статьи 2 ФЗ № 154-ФЗ является
возрождение российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Согласно пункту 1 статьи 24 ФЗ № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности (в том числе и приносящей доход), не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Указанные в пункте 7.3 устава виды предпринимательской деятельности, по которым организация получает доход (за исключением следующих видов предпринимательской деятельности - деятельность в области спорта; научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук; деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических представлений), не соответствуют цели создания казачьих обществ, определенной действующим законодательством. Положения пункта 7.4 устава необходимо привести в соответствие с положениями пункта 2 статьи 6.2 ФЗ № 7-ФЗ. Пункт 9.1 устава устанавливает, что решение о прекращении деятельности организации принимается учредителями. В соответствии с пунктом 3 статьи 29 ФЗ № 7-ФЗ решение вопроса о ликвидации некоммерческой организации отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления. Пункт 9.1 устава в части принятия учредителями решения о прекращении деятельности противоречит пункту 3 статьи 29 ФЗ № 7-ФЗ. В пункте 9.2 устава некорректно указано наименований закона, а именно указано Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях»,вместо Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Пункт 9.4 устава противоречит пункта 1 статьи 23 Федерат 7-ФЗ, в соответствии с которым государственная регистрация изменений в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Административный истец указывает, что требование административного ответчика о предоставлении согласия второго собственника помещения, предоставленного для регистрации в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа, не имеет основания. Административный ответчик указывает, что регистрация по адресу жилого объекта допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие, согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать юридического лица без доверенности. Один из долевых собственников помещения по адресу: г. Киров, {Адрес}, ФИО5, не является учредителем, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени общества. В Управление для принятия решения о государственной регистрации общества представлено согласие ФИО5 право на ? доли в общей долевой собственности, на использование помещения в качества адреса (месте нахождения) постоянно исполнительного органа, по которому осуществляется связь с обществом. Правом на ? доли в праве общей долевой собственности на указанное помещение имеет ФИО6 В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 247 ГГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Согласия ФИО6 на использование жилого помещения в Управление не было представлено.

По убеждению суда все действия государственных служащих административного ответчика являются законными и обоснованными, совершены в соответствии с Административным регламентом и требованиями действующего законодательства.

Заслуживают внимания доводы административного ответчика о том, что отказ в государственной регистрации общества при создании является обоснованным и законным и не нарушает законные права и интересы административного истца, поскольку не содержит запрета на государственную регистрацию общества, в случае устранения оснований, вызвавших отказ, документы для принятия решения о государственной регистрации общества при создании могут быть поданы повторно.

Государственная пошлина при отказе в государственной регистрации не возвращается (пункт 90 Административного регламента). Юридически значимым действием является рассмотрение документов и принятие решения по результатам рассмотрения. В соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию юридического лица уплачивается государственная пошлина, то есть при повторной подаче документов государственная пошлина должна быть уплачена вновь.

В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обращение с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа государственной власти возможно в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. В соответствии с информацией, полученной административным ответчиком с официального сайта Почты России (www.russianpost.ru) ФИО1 получил уведомление об отказе в государственной регистрации общества при создании 28.10.2015 г., в суде административный истец это обстоятельство не осаривает. Срок обращения с административным исковым заявлением об оспаривании решения Управления Министерства Российской Федерации по Кировской области истек 29.01.2016г.

В соответствии с п. 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием отказа в удовлетворении административного иска.

Административным истцом доказательств уважительности пропуска срока на обращение в суд не представлено, он не просит восстановить этот срок, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с {Дата}.

Судья Н.Л. Малова