Дело № 2а-2758/21г.
Решение
Именем Российской Федерации
24 июня 2021г. г. Махачкала.
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе;
председательствующего судьи - Магомедрасулова Б.М.,
при секретаре Сотеевой Б.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан об обязании организовать возможность предоставления услуг гражданам, юридическим лицам по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, через региональный портал государственных и муниципальных услуг, посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет",
установил:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав Российской Федерации, Республики Дагестан и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан об обязании организовать возможность предоставления услуг гражданам, юридическим лицам по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, через региональный портал государственных и муниципальных услуг, посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", указав, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка полноты и своевременности реализации полномочий, переданных Российской Федерацией Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан, являющегося уполномоченным органом государственной власти субъекта в области лесных отношений.
В обоснование указал, что Комитетом по лесному хозяйству Республики Дагестан не организована возможность предоставления услуг гражданам, юридическим лицам по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
В связи с этим, в целях устранения выявленных нарушений закона, прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес врио председателя Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан.
Согласно ответу Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан, в целях реализации положений ЛК РФ и по поручению Департамента лесного хозяйства по ЮФО Комитет обратился в Министерство информатизации, связи массовых коммуникаций Республики Дагестан с просьбой рассмотреть возможность перевода в электронный вид государственной услуги. По полученной из Минкомсвязи РД информации, в связи с мероприятиями по оптимизации расходов на реализацию государственной программы Республики Дагестан «Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан», в 2020 году работы по переводу новых услуг в электронный вид не предусмотрены. Указанная услуга будет рассмотрена при формировании перечня услуг, подлежащих переводу в электронный вид на 2021 год.
Однако, с момента рассмотрения представления и по настоящее время, Комитетом по лесному хозяйству РД, выявленные нарушения закона не устранены.
Помощник природоохранного прокурора <адрес>ФИО2 в суде исковые требования поддержал, просил удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.
Представитель Комитета по лесному хозяйству по РД ФИО3 пояснил, что указанные в иске нарушения ответчик не может устранить в связи с отсутствием финансирования. Решение оставляет на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, изучив их доводы, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска. К такому выводу суд пришел на основании следующего.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что лесная декларация подается ежегодно в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
Согласно ст. 49 ЛК РФ отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона; заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Предоставление государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов обеспечивается в соответствии с административным регламентом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
При предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут осуществляться: 1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; 2) подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг; 3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги; 4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; 5) получение заявителем результата предоставленрм государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом; 6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги (ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ).
Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России от ДД.ММ.ГГГГ N 600 "Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация" утверждена методика расчета целевого показателя "Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов", характеризующего достижение национальной цели "Цифровая трансформация", определенной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". В соответствии с приложением № к указанной выше методике, к массовым социально значимым услугам регионального значения отнесены, среди прочего, услуга по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ "Вопросы Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан" Комитет ежегодно принимает лесную декларацию от лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (п. 5.16), принимает от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, отчеты об использовании лесов (информацию об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другую информацию) (п. 5.17). Председатель Комитета осуществляет руководство деятельностью Комитета, подведомственных учреждений, несет персональную ответственность за исполнение возложенных на Комитет полномочий в установленной сфере деятельности и за состояние антикоррупционной работы в Комитете (п. 8).
Установлено в суде и не оспаривалось ответчиком, в нарушение вышеуказанных требований закона. Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан не обеспечил возможность предоставления услуг гражданам, юридическим лицам по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, через региональный портал государственных и муниципальных услуг, посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
В результате бездействия Комитета по лесному хозяйству РД нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Правило статьи 1065 ГК РФ имеет предупредительное значение и является специальным по отношению к норме, содержащейся в статье 12 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.
При указанных обстоятельствах суд считает требования иска, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора, удовлетворить.
Обязать Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан организовать возможность предоставления услуг гражданам, юридическим лицам по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, через региональный портал государственных и муниципальных услуг, посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
Резолютивная часть решения вынесена ДД.ММ.ГГГГг.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня составления в мотивированном виде.
Судья Магомедрасулов Б.М.