ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-275/18 от 26.06.2018 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)

Решение вступило в законную силу: 26.06.2018 года.

дело № 2а-275/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2018 года г. Облучье

Облученский районный суд ЕАО в составе:

председательствующего судьи Полежаевой Ю.С.

при секретаре судебного заседания Зобовой О.В.,

с участием:

представителя административного истца – помощника прокурора Облученского района Полякова В.Н.,

представителя административного ответчика - администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО Смирновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке карты (плана) территории муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области, обязании разработать карту (план) территории муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области,

установил:

Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке карты (плана) территории муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, обязании разработать карту (план) территории муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Облученского района по поручению прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства администрацией МО «Облученский муниципальный район» ЕАО. Согласно ст.ст. 1, 3, 19 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях установления или изменения границ объектов землеустройства. К видам землеустроительной документации, в числе прочих, относятся карты (планы) объектов землеустройства. В соответствии с п. 2 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621, карта (план) объекта землеустройства составляется в результате описания местоположения границ объекта землеустройства и (или) установления границ объекта землеустройства на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В нарушение ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, ч. 4 ст. 13, ч. 3 ст. 19, п.п. 7,8 ч. 1 ст. 32, ч.ч. 18, 20 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и по информации администрации МО «Облученский муниципальный район» карта (план) территории МО «Облученский муниципальный район» не разработана. Таким образом, сведения о границах МО «Облученский муниципальный район» в Единый государственный реестр недвижимости не внесены. Отсутствие карты объекта землеустройства – территории МО «Облученский муниципальный район», а также бездействие ответчика по указанному вопросу, влечет невнесение сведений о границах указанного объекта в Единый государственный реестр недвижимости, и соответственно нарушает права неопределенного круга лиц на осуществление строительства в соответствии с документами территориального планирования МО «Облученский муниципальный район», выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, а также не способствует надлежащей реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отсутствие уточненных границ территории МО «Облученский муниципальный район» приводит к невозможности исполнения ч. 11 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ при образовании земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам и организациям, и в случае оспаривания прав последних могут привести к нарушению их законных интересов. Прокурор в интересах неопределенного круга лиц на основании ст. 39 КАС РФ просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО, выразившееся в непринятии мер по разработке карты (плана) объекта землеустройства - территории муниципального образования МО «Облученский муниципальный район» ЕАО. Обязать администрацию МО «Облученский муниципальный район» ЕАО разработать карту (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования МО «Облученский муниципальный район» ЕАО и предоставить в Управление Росреестра по ЕАО карту (план) объекта землеустройства - территории МО «Облученский муниципальный район» ЕАО, для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Определением от 26.04.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, уточнив их по сроку исполнения заявленных требований – до 31.12.2019. Срок исполнения административным ответчиком заявленных административных требований мотивировал проводимыми административным ответчиком мероприятиями по согласованию и уточнению границ со смежными муниципальными районами, разработке карты (плана) территории муниципального образования.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Облученский муниципальный район» Облученского муниципального района ЕАО Смирнова Т.А.в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, просила установить срок исполнения решения суда не ранее 31.12.2019, поскольку необходимо провести большой комплекс кадастровых работ по определению и уточнению границ Облученского муниципального района. С южной, юго-восточной и юго-западной сторон Облученский муниципальный район граничит с Биробиджанским, Ленинским и Октябрьским муниципальными районами. Сведения о границах Биробиджанского муниципального района внесены в ЕГРН, поэтому необходимо провести кадастровые работы по уточнению границ с Ленинским и Октябрьскими районами, требуется время для заключения договоров с соответствующими организациями на выполнение кадастровых работ.

Представитель заинтересованного лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом, в связи с чем суд рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

В соответствии со статьей 17 КАС Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений.

Согласно части 1 статьи 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ муниципального образования.

В соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» территории муниципальных образований и части таких территорий являются объектами землеустройства, которое в обязательном порядке проводится в случаях установления или изменения границ объектов землеустройства.

На основании статьи 4 названного закона, основаниями проведения землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства...

В рамках проведения землеустройства осуществляются мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. В результате таких работ согласно статье 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» подготавливается карта (план) объекта землеустройства, отображающая в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Требований к составлению карты (объекта) плана землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621, карта (план) объекта землеустройства составляется по результатам описания местоположения границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ и (или) установления границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение карты-плана территории, обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и карту-план территории посредством отправления в электронной форме. При этом, обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 названной статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с указанной статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 статьи 19 названного закона требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов).

Исследованием материалов дела судом установлено, что сведения о границах муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области в органах и учреждениях, уполномоченных на регистрацию прав и сделок с недвижимостью, отсутствуют.

По информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЕАО от 28.04.2018 в Едином государственном реестре недвижимости в отношении границ муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО сведения отсутствуют. Документы для внесения указанных сведений не предоставлялись.

В ответе на запрос прокурора Облученского района ЕАО администрация МО «Облученский муниципальный район» ЕАО сообщает, что граница Облученского муниципального района с севера и запада одновременно является границей ЕАО, которая будет вноситься в государственный кадастр недвижимости правительством ЕАО. На юге- востоке Облученский муниципальный район граничит с Биробиджанским муниципальным районом, граница которого внесена в государственный кадастр недвижимости. На юге Облученский муниципальный район граничит с Ленинским муниципальным районом, на юго-западе с Октябрьским муниципальным районом. Администрацией Облученского района начаты мероприятия по определению и уточнению границ с Ленинским и Октябрьским муниципальными районами.

В рамках проведения землеустроительных работ по определению границ Облученского муниципального района для уточнения стоимости кадастровых работ администрацией Облученского муниципального района ЕАО 15.03.2018 направлены запросы в ОАО «Бирземпроект», ООО «Гелиос».

Из сообщения, адресованного ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЕАО прокурору Облученского района от 08.05.2018 следует, что в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований и населенных пунктов, проверить наличие пересечения не представляется возможным. При внесении границ муниципальных образований и населенных пунктов в ЕГРН выявляются множественные проблемы по пересечению с границами земельных участков, внесенных в ЕГРН, при этом возникают проблемы по устранению данных пересечений, связанные с дополнительными затратами по разделу земельных участков, уведомлению правообладателей о необходимости внесения изменений, правомерности распоряжения земельными участками, оказавшимися на территории смежного муниципального образования или населенного пункта. Наличие актуальных сведений о границах муниципальных образований в реестре недвижимости способствует развитию территорий, рациональному использованию земельных ресурсов, эффективному налогообложению, а также гарантирует права собственников недвижимости.

В соответствии с частью 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории; выполнение комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории относится в вопросам местного значения муниципального района. Кроме того, в соответствии со статьей 42.2 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ «О кадастровой деятельности» уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района выступает в качестве заказчика комплексных кадастровых работ.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, обязанность разработать карту (план) объекта землеустройства – территории Облученского муниципального района является полномочием администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район».

Как следует из статьи 19 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» карты (планы) объектов землеустройства относятся к видам землеустроительной документации.

Статья 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определяет кадастровые карты как составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. Состав сведений, содержащихся в кадастровых картах, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

При этом публичными кадастровыми картами признаются кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц.

На основании приказа Минэкономразвития России от 17.03.2016 № 145 на публичных кадастровых картах воспроизводятся общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, в частности границы муниципальных образований.

Законом Еврейской автономной области от 26.11.2003 № 229-ОЗ «О статусе и границе Облученского муниципального района» описаны (установлены) границы Облученского муниципального района.

Пунктом 3 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность направления в орган регистрации прав документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований в случае установления или изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, что не свидетельствует об освобождении муниципального образования от возложенной Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» обязанности по предоставлению необходимых документов для осуществления государственного кадастрового учета - карты (плана) объекта землеустройства территории Облученского городского поселения для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Составление карт (планов) объектов землеустройства является неотъемлемой частью описания границ объекта землеустройства. Отсутствие таких карт (планов) влечет невнесение сведений о границах таких объектов в государственный кадастр недвижимости и невыполнение возложенной на муниципальное образование закрепленной законодательством обязанности по составлению документов, необходимых для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, предоставлению их в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО.

Таким образом, материалами дела установлено и не оспаривается административным ответчиком, что на момент проведения проверки прокуратурой района исполнения администрацией МО «Облученский муниципальный район» земельного законодательства, а также на день рассмотрения дела по существу, карта (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО административным ответчиком не разработана и не представлена в орган кадастрового учета - в Управление Росреестра по ЕАО.

Административным ответчиком в судебное заседание не предоставлены доказательства, свидетельствующие о наличии оснований, предусмотренных законом, исключающих необходимость разработки карты объекта землеустройства - территории муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО.

Поскольку карта (план) является официальным источником сведений о местонахождении и границах объекта землеустройства, ее отсутствие нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ к сведениям о границах муниципального образования на публичной кадастровой карте, а также создает угрозу нарушения прав такого круга лиц, так как не может безусловно исключить возможность пересечения границ учитываемых земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, либо будут внесены, с границами Облученского муниципального района ЕАО.

Бездействием признается неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого органа.

При изложенных обстоятельствах и принимая во внимание, что вопросы организации разработки и утверждения данного вида землеустроительной документации в соответствии с действующим законодательством отнесены к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления муниципального района, суд приходит к выводу о наличии бездействия администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, выраженного в непринятии исполнительно-распорядительным органом поселения мер по разработке карты (плана) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области, а также возложении обязанности на административного ответчика по разработке карты (плана) объекта землеустройства и ее предоставлению в Управление Росреестра по ЕАО для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Согласно части 3 статьи 227 КАС Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд, учитывая мнение представителей сторон относительно срока исполнения заявленных требований, считает приемлемым установить срок для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности до 31.12.2019.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст. 333.36 п. 1 подпункты 9,19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождается: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

С учетом изложенного государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче настоящего административного иска, взысканию с администрации МО «Облученский муниципальный район», как органа местного самоуправления, не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 180, 226-228 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке карты (плана) территории муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области, обязании разработать карту (план) территории муниципального образования Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области, выразившееся в непринятии мер по разработке карты (плана) территории муниципального образования Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области.

Обязать администрацию муниципального образования Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области в срок до 31.12.2019 разработать карту (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области и предоставить в Управление Росреестра по ЕАО карту (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области об исполнении решения суда по настоящему административному делу сообщить в письменной форме в Облученский районный суд ЕАО, в прокуратуру Облученского района ЕАО, в течение одного месяца с даты, установленной дня исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья Ю.С. Полежаева