ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-275/20 от 22.09.2020 Белокурихинского городского суда (Алтайский край)

Дело 2а-275/2020

решение

Именем Российской Федерации

22 сентября 2020 года г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд Алтайского края, в составе:

председательствующего судьи Омелько Л.В.

при секретаре Крыловой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному исковому заявлению прокурора города Белокуриха в интересах неопределенного круга лиц к Коврижных Дмитрию Юрьевичу о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной к распространению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Белокурихи обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации о фиктивной регистрации по месту жительства (пребывания), размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной к распространению на интернет-сайтах https://uslugio.com/barnaul/23/38/vremennaya-propiska, http://barnaul.propiska-24.ru/price.php, ссылался на то, что в ходе проверки соблюдения миграционного законодательства, выявлены указанные Интернет-сайты, содержащие информацию о возможности фиктивной регистрации граждан по месту пребывания или по месту жительства, без фактического предоставления места проживания. Вход на сайты свободный, страницы сайтов являются открытыми, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, указанные Интернет-ресурсы доступны для неограниченного круга лиц.

На страницах сайтов по указанным адресам размещены сведения, содержащие предложения оказания услуг по фиктивной регистрации граждан по месту жительства или месту пребывания.

Указанная информация носит противоправный характер, поскольку фиктивная регистрация запрещена законодательством Российской Федерации, а распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем подлежит запрету.

Вместе с тем, Уголовным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) предусмотрена ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.2 УК РФ).

Порядок ограничения доступа к данной информации предполагает признание в судебном порядке информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Административный истец просил суд признать информацию о фиктивной регистрации по месту жительства (пребывания), распространенную в сети «Интернет» размещенную на сайтах https://uslugio.com/barnaul/23/38/vremennaya-propiska, http://barnaul.propiska-24.ru/price.php, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Стороны по делу, надлежаще уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, в связи с чем, на основании определения суда от 22 сентября 2020 года, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

До судебного заседания, представитель заинтересованных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и республике Алтай С.Н.М., действующая на основании доверенностей, представила в суд отзыв, в котором разрешение вопроса по существу оставила на усмотрение суда.

Административный ответчик Коврижных Д.Ю., который согласно сведениям ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», является администратором доменного имени propiska-24.ru, на основе которого создан субдомен http://barnaul.propiska-24.ru/price.php, где размещена информация, запрещенная к распространению на территории РФ, в судебное заседание не явился.

Из материалов дела следует, что о дате, времени и месте судебного заседания, назначенного на 22.09.2020, Коврижных Д.Ю. извещался судом своевременно и надлежащим образом – по адресу электронной почты, в соответствии с регистрационными данными ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», получение извещения подтверждается материалами дела.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Исследовав письменные материалы дела, информацию о включении в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен», указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, суд признает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим причинам.

В соответствии со ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также – административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.

В соответствии со ст. 265.2 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса, а также: в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, - административного ответчика, сведения, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 265.2 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление о признании информации запрещенной в случае, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Судья отказывает в принятии к производству административного искового заявления о признании информации запрещенной, если указанные в нем доменное имя, указатель страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» включены в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

К участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (ст. 265.3 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что информация о возможности фиктивной регистрации по месту жительства (пребывания) опубликована на страницах Интернет-сайтов https://uslugio.com/barnaul/23/38/vremennaya-propiska, http://barnaul.propiska-24.ru/price.php.

Сведения о владельце сайта https://uslugio.com/barnaul/23/38/vremennaya-propiska отсутствуют. Из материалов дела усматривается, что владелец указанного сайта на территории РФ не зарегистрирован.

Согласно сведениям ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» администратором доменного имени propiska-24.ru, на базе которого зарегистрировано доменное имя третьего уровня (субдомен) hhttp://barnaul.propiska-24.ru/price.php является Коврижных Дмитрий Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>. При этом, субдомены создаются на основе регистрируемых доменных имен второго уровня, сведениями о которых обладает лишь администратор доменного имени второго уровня, на основе которого был создан субдомен.

Заявляя требования, прокурор города Белокурихи ссылался на то, что в ходе проверки выявлены Интернет-сайты https://uslugio.com/barnaul/23/38/vremennaya-propiska, http://barnaul.propiska-24.ru/price.php с предложениями о фиктивной регистрации по месту жительства (пребывания).

В подтверждение изложенного, административный истец представил суду распечатки с Интернет-сайтов (скриншоты), согласно которым в свободном доступе пользователю предоставляется информация о возможности фиктивной регистрации граждан по месту пребывания или по месту жительства, без фактического предоставления места проживания (л.д. 10 оборот, 12 оборот).

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии со ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Судом установлено, что прокуратурой г. Белокурихи проведена проверка соблюдения миграционного законодательства.

В ходе проведенной проверки, с применением персонального компьютера с использованием доступа в информационно-коммуникационную сеть «Интернет», произведен осмотр сайтов https://uslugio.com/barnaul/23/38/vremennaya-propiska, http://barnaul.propiska-24.ru/price.php. В ходе мониторинга указанных сайтов установлено, что вход на сайты является свободным, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой пользователь сети «Интернет», страницы сайтов являются открытыми. На указанных сайтах размещена информация о возможности фиктивной регистрации граждан по месту пребывания или по месту жительства, без фактического предоставления места проживания. По результатам осмотра сети Интернет, представлены скриншоты страниц с указанной информацией.

Суд принимает в качестве доказательств скриншоты страниц указанных первоисточников, они содержат названия и адреса сайтов, тем самым доказывают, что информация взята именно из этих источников.

Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами прокурора г. Белокурихи о том, что обеспечение доступа к информации, побуждающей к изготовлению и использованию подложного документа, нарушает права и законные интересы граждан, а также подрывает основы конституционного строя Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2006 №149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет». Согласно ч. 2 ст. 15.1 вышеназванного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; данные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредствам сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 №149-ФЗ).

Административный истец указал на то, что целью обращения прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 №149-ФЗ для ограничения доступа к указанной информации как незаконной. Спор о праве по заявленному требованию отсутствует.

Признание тех или иных информационных материалов, запрещенных для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, нравственное развитие.

В части 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 №149-ФЗ содержится запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Так, законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации о возможности фиктивной регистрации граждан по месту пребывания или по месту жительства, без фактического предоставления места проживания.

Статьей 322.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по предоставлению фиктивной регистрации по месту жительства (месту пребывания), с использованием сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 5242-1) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица (ст. 2 Закона № 5242-1).

Согласно п. 8 раздела 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность граждан, нанимателей (собственников) жилых помещений, должностных лиц и лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По делам о признании информации о возможности фиктивной регистрации граждан по месту пребывания или по месту жительства, без фактического предоставления места проживания, среди широкого круга лиц, и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

В целях ограничения доступа к Интернет-ресурсу, содержащему запрещенную информацию, необходимо внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» по основаниям, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 26.10.2014 №1101.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2014 №1101.

По состоянию на 22.09.2020 указанные Интернет-ресурсы https://uslugio.com/barnaul/23/38/vremennaya-propiska, http://barnaul.propiska-24.ru/price.php в Единый реестр не внесены.

Основанием для внесения упомянутых сайтов в Единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Часть 2 ст. 124 КАС РФ содержит правило, устанавливающее открытый перечень способов защиты, которые может использовать административный истец. Одним из таких способов защиты, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При наличии вышеизложенных обстоятельств, учитывая, что на интернет-сайтах https://uslugio.com/barnaul/23/38/vremennaya-propiska, http://barnaul.propiska-24.ru/price.php фактически организовано предоставление услуг по фиктивной регистрации по месту жительства (месту пребывания), что фактически является информационным пособничеством к совершению уголовно наказуемых действий, создающих опасность для основ конституционного строя, нравственности и законных интересов граждан, суд приходит к выводу, что информация, размещенная на интернет-сайтах https://uslugio.com/barnaul/23/38/vremennaya-propiska, http://barnaul.propiska-24.ru/price.php, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и, как следствие, подлежит включению в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 №149-ФЗ.

Таким образом, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку требования административного иска удовлетворены в полном объеме, административный истец в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 рублей, согласно ст. 61 Бюджетного кодекса РФ в доход бюджета муниципального образования город Белокуриха.

Руководствуясь статьями 175-180, 265.1-265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора города Белокуриха о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной к распространению, удовлетворить.

Признать информацию о возможности фиктивной регистрации граждан по месту пребывания или по месту жительства, без фактического предоставления места проживания, размещенную на Интернет-сайтах https://uslugio.com/barnaul/23/38/vremennaya-propiska, http://barnaul.propiska-24.ru/price.php, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Коврижных Дмитрия Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего <адрес>, в доход муниципального образования город Белокуриха государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.

Решение по административному делу может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Белокурихинский городской суд.

Судья Белокурихинского

городского суда Л.В. Омелько