ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-275/2022 от 13.05.2022 Змеиногорского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-275/2022

22RS0009-01-2022-000218-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2022 года г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кунанбаевой Е.С.,

при секретаре Шаршовой О.А.,

с участием представителя административного истца помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Эйхольц Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Карамышевская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Змеиногорский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Карамышевская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, указывая, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей. В ходе проверки установлено, что согласно п. «б» раздела 6 паспорта безопасности МБОУ «Карамышевская СОШ» предусмотрены первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности: 1) оборудовать объект (территорию) системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории), обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действий, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники; 2)обеспечить пропускной и внутриобъективный режим и контроль за их функционированием; 3) оборудовать объект (территорию) системой наружного освещения; 4) оснастить объект (территорию) стационарными или ручными металлоискателями; 5) обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Паспортом безопасности МБОУ «Карамышевская СОШ» срок исполнения указанных мероприятий предусмотрен 18.10.2021.

В нарушение п. «б» раздела 6 паспорта МБОУ «Карамышевская СОШ» не оборудован объект (территория) системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории), обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники, не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не оборудован объект (территория) системой наружного освещения, объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями, не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режим и контроль за их функционированием.

Ссылаясь на ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 2, 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», просит признать незаконным бездействие МБОУ «Карамышевская СОШ», выразившееся в непринятии мер по проведению первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Обязать МБОУ «Карамышевская СОШ» провести первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:

1) оборудовать объект (территорию) системой оповещения и управления эвакуацией людей на объект (территории), обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действий, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники;

2) обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим и контроль за их функционированием;

3) оборудовать объект (территорию) системой наружного освещения;

4) оснастить объект (территорию) стационарными или ручными металлоискателями;

5) обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Представитель административного истца Эйхольц Н.В. в судебном заседании настаивал на полном удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МБОУ «Карамышевская СОШ» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом.

Исследовав материалы административного дела, представленные по делу доказательства, а также выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно п. 1, 2, 3, 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закон о противодействии терроризму федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», одним из вопросов местного значения городского поселения является участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии ч. «а» ч. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму, противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о противодействии терроризму, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 определено, что к основным задачам противодействия терроризму относится обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, а также мест массового пребывания людей.

Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее по тексту - Постановление) антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем:

а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий;

б) определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов;

в) контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей;

г) применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей;

д) оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами;

е) контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей;

ж) осуществления следующих мероприятий по защите служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности места массового пребывания людей: установление порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения; организация допуска лиц к служебной информации ограниченного распространения; определение обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности и иных документов ограниченного распространения, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и принимаемых мерах по ее усилению; организация и осуществление контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения;

з) проведения следующих мероприятий по выявлению и предотвращению несанкционированного проноса (провоза) и применения в местах массового пребывания людей токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов (в том числе при их получении посредством почтовых отправлений): периодическая проверка (обход и осмотр) зданий (строений, сооружений) и территорий мест массового пребывания людей в порядке, определяемом правообладателями мест массового пребывания людей; организация контролируемого допуска в места массового пребывания людей физических лиц и автотранспортных средств при проведении в таких местах публичных, спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий; оперативное оповещение и эвакуация людей в случае угрозы применения (применения) в местах массового пребывания людей токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов;

и) назначения лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Пунктом 16 Постановления предусмотрено, что паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.

Из материалов дела следует, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей. В ходе проверки установлены нарушения МБОУ «Карамышевская СОШ» законодательства об антитеррористической защищенности.

Согласно п. «б» раздела 6 паспорта МБОУ «Карамышевская СОШ» не оборудован объект (территория) системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории), обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники, не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не оборудован объект (территория) системой наружного освещения, объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями, не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режим и контроль за их функционированием.

Паспортом безопасности МБОУ «Карамышевская СОШ» срок исполнения указанных мероприятий предусмотрен 18.10.2021.

С целью устранения вышеуказанных нарушений 16.02.2022 в адрес директора МБОУ «Карамышевская СОШ» внесено представление.

Согласно ответа директора МБОУ «Карамышевская СОШ» на представление от 16.02.2022 №02-47-2022, в нарушение требований к антитеррористиской защищенности объектов (территорий) указанные мероприятия в срок предусмотренный паспортом безопасности, в МБОУ «Карамышевская СОШ» не исполнены. По данному вопросу сообщает следующее: согласно Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» от 02.08.2019 № 1006 (с изменениями и дополнениями внесенными Постановлением правительства «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)») от 05 марта 2022 г. № 289 согласно которому МБОУ «Карамышевская СОШ» объекту будет присвоена 4 категория опасности. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к 4 категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозреваемых предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступления информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности работников МБОУ «Карамышевская СОШ» отсутствуют.

Указанные мероприятия в срок, предусмотренный паспортом безопасности МБОУ «Карамышевская СОШ» не исполнены.

Бездействие МБОУ «Карамышевская СОШ» может привести к чрезвычайной ситуации и ставит под угрозу жизнь, здоровье учащихся МБОУ «Карамышевская СОШ».

Ответчиком выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, доказательств обратного в материалах дела не содержится и суду не представлено.

Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе с целью обеспечения безопасности граждан.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации – единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.

В связи с вышеизложенным, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Следует признать незаконным бездействие МБОУ «Карамышевская СОШ», выразившееся в непринятии мер по проведению первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности места массового пребывания учащихся МБОУ «Карамышевская СОШ».

Возложить обязанность на МБОУ «Карамышевская СОШ» провести первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности места массового пребывания учащихся МБОУ «Карамышевская СОШ» в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Карамышевская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Карамышевская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по проведению первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Карамышевская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края провести первоочередные, неотложные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:

1) оборудовать объект (территорию) системой оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории), обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действий, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники;

2) обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

3) оборудовать объект (территорию) системой наружного освещения;

4) оснастить объект (территорию) стационарными или ручными металлоискателями.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13.05.2022.

Судья Е.С. Кунанбаева