ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2762/2022 от 26.07.2022 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-2762/2022

УИД: 39RS0001-01-2022-002183-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2022 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации к Микрокредитной компании Фонд благосостояния и развития «Капитал-Содружество», заинтересованные лица – Межрайонная ИФНС России № 1 по Калининградской области, Шлякене Л.К., Курас К.О., Гагарин А.Ю., Аверьянов А.Н., Кальницкий Е.В., Шлякис С.И., о ликвидации некоммерческой организации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором указало, что Микрокредитная компания Фонд благосостояния и развития «Капитал-Содружество» 20.08.2019 внесена в ЕГРЮЛ под основным государственным регистрационным номером . В нарушение ч. 15 ст. 5 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», пп.5 п. 4 ст. 1473 ГК РФ некоммерческий фонд использует наименование, указывающее на принадлежность к субъектам микрофинансирования, в то время как в государственном реестре микрофинансовых организаций данное юридическое лицо отсутствует. В нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» административный ответчик не предъявил в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, за 2019 год. Административным истцом в адрес административного ответчика направлялись письменные предупреждения, вернувшиеся отправителю с отметкой об истечении срока хранения. 20.09.2021 мировым судьей должностное лицо Шлякене Л.Е. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей, производство по делу об административном правонарушении в отношении некоммерческого фонда прекращено в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности. Просит суд Микрокредитную компанию Фонд благосостояния и развития «Капитал-Содружество» ликвидировать.

Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации, административный ответчик Микрокредитная компания Фонд благосостояния и развития «Капитал-Содружество» и заинтересованные лица Межрайонная ИФНС России № 1 по Калининградской области, Шлякене Л.Е., Курас К.О., Гагарин А.Ю., Аверьянов А.Н., Кальницкий Е.В., Шлякис С.И. в суд не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

В связи с тем, что в судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, административное дело рассмотрено судом по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела и дав им оценку, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Микрокредитная компания Фонд благосостояния и развития «Капитал-Содружество» 20.08.2019 внесена в ЕГРЮЛ под основным государственным регистрационным номером .

На основании п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В силу пп. 65 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, административный истец осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2, 2.2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании; микрокредитная компания - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных частями 1 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона ограничений, удовлетворяющей требованиям настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России, в том числе к собственным средствам (капиталу), и имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц.

В силу ч. 15 ст. 5 названного Федерального закона ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, сведения о которых внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций, и юридических лиц, намеревающихся приобрести статус микрофинансовой организации, не может использовать в своем полном наименовании (полном фирменном наименовании) и (при наличии) сокращенном наименовании (сокращенном фирменном наименовании) словосочетания "микрофинансовая организация", "микрофинансовая компания", "микрокредитная компания", слово, образованное сочетанием букв "мфо", "мфк" или "мкк", либо иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление микрофинансовой деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом.

Государственный реестр микрофинансовых организаций публикуется на официальном сайте Банка России.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение ч. 15 ст. 5 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» административный ответчик использует наименование, указывающее на принадлежность к субъектам микрофинансирования, в то время как в государственном реестре микрофинансовых организаций данное юридическое лицо отсутствует.

Исходя из положений пп. 5 п. 4 ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Использование юридическим лицом, не имеющим статуса микрофинансовой организации, в своем наименовании словосочетания «микрофинансовая компания» противоречит общественным интересам, поскольку вводит потребителей финансовых услуг в заблуждение относительно правового статуса организации за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию потребителей с регулируемой государством микрофинансовой деятельностью.

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности), заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В нарушение указанных требований административный ответчик не предъявил в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, за 2019 год.

Административным истцом в адрес административного ответчика направлялись письменные предупреждения № 39/03-1058 от 30.03.2021 за нарушение требований ч. 15 ст. 5 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», № 39/03-1056 от 30.03.2021 за нарушение требований п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», вернувшиеся отправителю с отметкой об истечении срока хранения.

Постановлением и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Ленинградского судебного района г. Калининграда – мирового судьи 6-го судебного участка Ленинградского судебного района г. Калининграда от 20.09.2021 по делу № 5-1198/2021 Президент фонда Микрокредитная компания Фонд благосостояния и развития «Капитал-Содружество» Шлякене Л.Е. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Постановлением и.о. мирового судьи 3-го судебного участка Ленинградского судебного района г. Калининграда – мирового судьи 6-го судебного участка Ленинградского судебного района г. Калининграда от 20.09.2021 по делу № 5-1206/2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, в отношении Микрокредитной компании Фонд благосостояния и развития «Капитал-Содружество» прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Допущенные административным ответчиком нарушения с последующим неисполнением предупреждений об устранении данных нарушений суд расценивает как грубое нарушение закона.

Поскольку в судебном заседании установлено, что административным ответчиком деятельность осуществлялась с грубым нарушением закона, административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области о ликвидации некоммерческой организации обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290-293, главой 27 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области - удовлетворить.

Ликвидировать Микрокредитную компанию Фонд благосостояния и развития «Капитал-Содружество».

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: