ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2762/2023 от 10.08.2023 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-2762/2023

36RS0005-01-2023-002845-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2023 года г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Сушковой С.С., при секретаре Есине И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

11 июля 2023 г. в Советский районный суд г. Воронежа поступило административное исковое заявление руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Механтьева И.И. в котором заявитель просит признать информацию, размещенную на сайте <адрес> о продаже табачных изделий – информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование своих требований административный истец указал, что в результате мониторинга интернет – ресурсов в целях контроля за соблюдением законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, законодательства о защите прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, выявлен факт размещения в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц – на сайте <адрес> информации, предлагающей приобретение табачной продукции дистанционным способом. В ходе изучения интернет-сайта <адрес>, выявлена информация о предложении к оптовой продаже сигарет с доставкой в Воронеже и Воронежской области от 1 коробки различных видов: <данные изъяты> и другие. Кроме того доступен самовывоз с доставкой по России, отправка Почта России или Курьерской службой, ТК. При этом вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с его содержанием и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь, в том числе несовершеннолетние дети. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, она подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к страницам сайтов, где размещены вышеуказанные информационные материалы – закрытию.

Представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Воронежской области, а так же представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. (л.д. 26-27) От представителя административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. (л.д. 29)

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Согласно ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела:

Согласно акта осмотра сайта от 13 июля 2023 г. при проведении проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей путем изучения сайта в сети «Интернет», главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Назинцевой Е.А. был обнаружен сайт <адрес> на страницах которого размещены предложения о продаже табачной продукции неопределенному кругу потребителей дистанционным способом, независимо от их возраста, социального положения, пола, национальности, места жительства и т.д. (л.д. 12)

Из скриншотов сайта с сетевым адресом: <адрес> усматривается, что на указанной Интернет-странице размещена информация, предлагающая продажу табачной продукции дистанционным способом. При этом доступ к вышеуказанному сайту свободен для неограниченного круга лиц. (л.д. 23-25)

Согласно информации персонального сервиса проверки ограничения доступа к сайту и (или) страницам сайтов сети «Интернет» в рамках исполнения требования статей 15.1-15.6-1, 15.8, 15.9 ФЗ от 27 июля 2006 г. №149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» сведений об ограничении доступа к сайту <адрес> не найдено. (л.д. 13-17)

В соответствии с пунктом 8.40 Положения «Об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. N 743, Управление Роспотребназдора по Воронежской области вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей,

В соответствии со статьей 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина, в соответствии со статьей 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального Закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в предусмотренных законодательством случаях.

В силу с п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила), продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, содержащей сведения о реализации табачной продукции дистанционным способом, нарушает законодательство об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей являются содействие интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с непротиворечащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их интеллектуальное, нравственное развитие.

Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 года № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, оправдывающая противоправное поведение, отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.

Таким образом, вышеприведенным правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье граждан Российской Федерации.

Российская Федерация, устанавливая на законодательном уровне запреты и меры ответственности, является регулятором правоотношений в сфере оборота табачной продукции.

Обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, предусмотрена и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», и в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 23.02.20 1 3 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, входит в полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Также необходимо учитывать, что вред курения в том, то оно вызывает три основных заболевания: рак легких, хронический бронхит, коронарная болезнь. Многократное поглощение никотина формирует никотинизм - хроническое отравление, в результате которого снижается память и работоспособность. Влияние никотина изменяет работу всех систем органов, развивает психологическую и физическую зависимость. Психологическая зависимость от никотина усиливается изменением эмоционального фона, что является одним из основных факторов влияния никотина на организм. Никотинсодержащая продукция реализуется при наличии большого разнообразия ароматизаторов (апельсин, ананас, арбуз, банан, лимонный пирог, манго и т.д), что делает такую продукцию особенно привлекательной для детей и подростков. Данная продукция составляет реальную угрозу жизни и здоровью.

Таким образом, распространение в сети «Интернет» информации о дистанционной торговле табачными изделиями противоречит политике государства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, нарушает установленные требования к реализации табачных изделий, а также идет в разрез с целями и задачами действующего законодательства в области защиты прав населения от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, должен быть закрыт.

При этом, как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела в ходе мониторинга Интернет-сайта с сетевым адресом <адрес> установлено, что на его странице размещена информация, содержащая предложения о розничной продаже дистанционным способом табачной продукции.

Кроме того, на момент проверки указанные Интернет-ресурсы в Единый реестр не внесены.

Согласно частям 1,6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса. Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Пунктом 1 стать 9 вышеназванного закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В соответствии с подпунктами 2 и 3 Правилам создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 создание, формирование и ведение указанного единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона №149 ФЗ снованиями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Принимая во внимание установленные в ходе судебного заседания обстоятельства, учитывая, информация размещенная на странице сайта с сетевым <адрес> содержит предложения о розничной продаже дистанционным способом табачной продукции, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление заявлению руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Признать информацию, размещенную на сайте <адрес> о продаже табачных изделий – информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию судебного решения направить для исполнения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страниц сайта по сетевому адресу <адрес> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Обратить решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения.

Судья Сушкова С.С.