№ 2а-2763/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Бийск 15 сентября 2020 года
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Кучеревского С.А.,
при секретаре Селищевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межмуниципальному Бийскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, ведущему специалисту-эксперту Межмуниципального Бийского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО2 и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Межмуниципальному Бийскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, ведущему специалисту- эксперту Межмуниципального Бийского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО2 и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 25 июня 2020 года № 22-0-1-254/3121/2020-311.
Требования мотивированы тем, что Межмуниципальным Бийским отделом Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 22:65:011334:20, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащим ФИО1, 25.03.2020 года принято решение № 22-0-1-254/3121/2020-311 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.
В качестве основанием для принятия данного решения указано несоответствие формы или содержания межевого плана (п.7 ч.1 ст.26 Закона № 218-ФЗ).
Ссылаясь на ч.10 ст.22 Закона № 218-ФЗ, п. 70 Требований Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», иные нормативные акты истец указывает, что документами, определявшими местоположение границ земельных участков при их образовании, а также документами, позволяющими подтвердить существование границ земельного участка на местности 15 и более лет, могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), подтверждающие образование земельного участка или соответственно фактическое местоположение границ земельных участков на местности более 15-ти лет.
В Межевом плане от 16.03.2020 года приведено подробное описание реестровой ошибки, представлены сведения о границах земельного участка, существующие на местности более 15-ти лет.
Вопреки выводам ответчика топографический план не является картографической основой ЕГРН.
В связи с этим, вывод органа регистрации о том, что в разделе «Исходные данные» межевого плана отсутствуют наименование и реквизиты документов, обосновывающих местоположение уточненных границ является незаконным; а вывод о том. что в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» не приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка - не соответствует Действительности, а, следовательно, является также необоснованным и незаконным.
При этом, действующее законодательство не содержит запрета на уточнение границ земельного участка (в том числе в связи с исправлением реестровой ошибки), предоставленного за плату. Уточненная площадь участка увеличивается менее чем на 10 %.
Кроме того, уточнение границ согласовано с 2 структурными подразделениями Администрации г.Бийска.
В оспариваемом решении ответчиком сделана ссылка только на п. 7 ч.1 ст.26 Закона № 218-ФЗ. Ссылка на пункт 31 данной статьи в уведомлении отсутствует.
При определении границ участка в 2013 году допущена ошибка, не включена часть хозяйственной постройки - капитального гаража, существующего на местности как минимум с 1993 года.
В связи с чем, истец просит восстановить срок на подачу административного искового заявления, признать незаконным решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 25 июня 2020 года № 22-0-1-254/3121/2020-311, возложить на ответчика обязанность осуществить кадастровый учет земельного участка.
Административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании, заинтересованное лицо – ФИО4 в письменном отзыве, заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО5 в судебном заседании, представитель заинтересованного лица Администрации г.Бийска ФИО6 в письменном отзыве, требования административного иска не признали, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно части 3 статьи 1 названного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация носит публичный характер, государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании Федерального закона государственной регистрации.
Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8 ст.22).
Согласно ч.10 ст.22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка). Согласно пунктам 7, 31 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; - изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ. В соответствии с пунктом 168 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием и регистрацию заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьями 25, 35, 36.1 Закона о регистрации; 3) формирование и направление межведомственного запроса о представлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги; 4) правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки); 5) внесение сведений в ЕГРН, удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; 6) выдачу (направление) документов по результатам предоставления государственной услуги; 7) исправление ошибок, содержащихся в ЕГРН. Правовая экспертиза проводится в том числе в отношении документов, представленных для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, внесения изменений в записи ЕГРН, в том числе в целях исправления технической ошибки, выдачи закладной, регистрации законного владельца закладной, погашения регистрационной записи об ипотеке (п.217).Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 22:65:011334:20 является «ранее учтенным», прошедшим процедуру государственного кадастрового учета изменений на основании заявления от 28.11.2013 № 22-0-1-160/3005/2013-440, постановления Администрации г. Бийска от 10.09.2012, согласно которому вышеуказанный земельный участок предоставлялся за плату, площадью 398 кв.м.Таким образом, местоположение границ и площадь вышеуказанного земельного участка установлены в соответствии с Федеральным Законом № 218-ФЗ.В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Согласно материалам дела границы земельного участка с кадастровым номером 22:65:011334:20 установлена в соответствии с требованиями законодательства.25.03.2020 государственным регистратором ФИО2 принято решение о приостановлении на 3 месяца государственного кадастрового учета на основании п. 7 ч.1 ст.26 Закона о регистрации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч.2 ст.26).
Согласно ст.27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
25 июня 2020 года государственным регистратором ФИО2 принято решение о прекращении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку административным истцом не представлен исправленный межевой план.
При таких обстоятельствах решение государственного регистратора об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 25.06.2020 года является законным и прав административных истцов не нарушает.
Доводы административного истца об отсутствии ортофотоплана г.Бийска, уточненная площадь участка не превышает 10%, отсутствии ссылки на п.31 ч.1 ст26 ФЗ-218 не влекут признание оспариваемого решения незаконным.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С административным исковым заявлением административные истцы обратились 06 июля 2020 года, то есть в установленные сроки.
Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья С.А. Кучеревский