ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2768/2022 от 05.09.2022 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело №2а-2768/2022

УИД 91RS0019-01-2022-003923-82

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2022 года г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Томащака А.С.,

при секретаре Фасон Е.Ю.,

с участием представителя административных истцов Татаренко Р.Р., Бдуленко В.В.- Заверюха А.С.,

представителя административного ответчика администрации Симферопольского района Республики Крым - Егоровой О.Н., Петелина С.А.,

административного ответчика - заместителя главы администрации - главного архитектора Симферопольского района Республики Крым Пономарева Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Татаренко Романа Романовича, Бдуленко Виктора Викторовича к Администрации Симферопольского района Республики Крым, заместителю главы администрации - главному архитектору Симферопольского района Республики Крым Пономареву Геннадию Владимировичу, о признании незаконным ответа, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Татаренко Роман Романович, Бдуленко Виктор Викторович обратились в суд с административным иском к Администрации Симферопольского района Республики Крым, заместителю главы администрации - главному архитектору Симферопольского района Республики Крым Пономареву Геннадию Владимировичу, о признании незаконными ответов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности рассмотреть ходатайство административных истцов о переводе земельных участков из одной категории в другую.

Заявленные административные исковые требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками в равных долях по 1/2 доле земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: площадью 27794 кв.м., категория земель - Земли сельскохозяйственного назначения. ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Администрацию Симферопольского района Республики Крым с ходатайством о переводе вышеуказанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель "земли населенных пунктов" для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Администрация Симферопольского района Республики Крым рассмотрело вышеуказанные заявления и сообщило, что рассмотрение заявления невозможно в виду действия распоряжения Главы Республики Крым от 05ДД.ММ.ГГГГ год "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" запрещающий изменения видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земельного сельского хозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку. Вышеуказанные ответы не соответствует положениям Федерального закона от 21.12.2014 года №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", нарушают права административных истцов, что стало основанием для обращения в суд с указанным административным иском.

В судебном заседании представитель административных истцов заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

Представители административных ответчиков - Администрации Симферопольского района Республики Крым, административный ответчик - заместитель главы администрации- главный архитектор Симферопольского района Республики Крым Пономарев Г.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признали, просили суд в их удовлетворении отказать, поскольку они не основаны на законе, оспариваемые ответы даны в пределах компетенции административных ответчиков.

Выслушав пояснения лиц явившихся в судебное заседание, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат на основании следующего.

В соответствии со ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании частей 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Татаренко Р.Р. и Бдуленко В.В. являются собственниками в равных долях по 1/2 доле земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: площадью 27794 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование..

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Администрацию Симферопольского района Республики Крым с ходатайством о переводе вышеуказанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель "земли населенных пунктов" для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрация Симферопольского района Республики Крым в лице первого заместителя главы администрации - главного архитектора района Пономарева Г.В., рассмотрев вышеуказанные заявления, сообщила в адрес административных истцов, что рассмотрение заявления невозможно в виду действия распоряжения Главы Республики Крым от 05ДД.ММ.ГГГГ год "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" запрещающий изменения видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земельного сельского хозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку.

В соответствии со ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.4).

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.

Пунктом 1 статьи 7 названного Закона определено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в приведенной норме. Такими случаями являются: консервация земель; создание особо охраняемых природных территорий или отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; установление или изменение черты населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указывается, среди прочего, обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую (пункт 3 части 3 статьи 2 Закона N 172-ФЗ).

Перечень документов, подлежащих приложению к названному ходатайству, приведен в части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ.

В силу части 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд (часть 8 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).

Согласно статье 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения для нужд, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также не предназначенных для этих целей, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Законом N 172-ФЗ.

Законом Республики Крым от 31.07.2014 года №38 ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" предусмотрено, что порядок отнесения земельных участков, указанных в части 1 статьи 9 настоящего Закона, к соответствующей категории земель устанавливается Советом министров Республики Крым. Решение о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую принимается Советом министров Республики Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым (ч.2,3 ст. 5).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 "Об утверждении положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков" утверждено Положение об особенностях перевода земель или земельных участков из одной категории в другую (приложение 3). В соответствии с данным приложением перевод земель или земельных участков из одной категории в другую осуществляется Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). С целью перевода земель или земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее - ходатайство) с приложением всех необходимых документов, в следующие органы: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым или органы местного самоуправления - в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящего Положения. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в порядке, установленном статьей 3 Закона N 172-ФЗ, а также утвержденным административным регламентом, осуществляет рассмотрение ходатайства и прилагаемых к нему материалов, по результатам которого готовит проект приказа о переводе земель или земельных участков, указанных в ходатайстве, из одной категории в другую либо проект приказа об отказе в переводе земель или земельных участков, указанных в ходатайстве, из одной категории в другую (в случае наличия оснований, предусмотренных статьей 4 Закона N 172-ФЗ). Вышеуказанный административный регламент разрабатывается и утверждается Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в соответствии с требованиями Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 7 октября 2014 года N 369. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в сроки, предусмотренные частью 7 статьи 3 Закона N 172-ФЗ и административным регламентом, указанным в пункте 5 настоящего Положения, обеспечивает направление приказа, указанного в пункте 4 настоящего Положения, заинтересованному лицу (лицу, подавшему ходатайство).

Таким образом, судом установлено, что вопрос о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель "земли населенных пунктов" для ведения личного подсобного хозяйства входит в компетенцию Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, а не в компетенцию администрации Симферопольского района Республики Крым.

По смыслу закона необходимым условием для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В рамках настоящего дела административные истцы оспаривали ответы администрации Симферопольского района Республики Крым, полагая, что со стороны администрации района имел место отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Как было указано выше, в компетенцию администрации Симферопольского района Республики Крым не входит разрешение вопросов о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель "земли населенных пунктов" для ведения личного подсобного хозяйства.

В этой связи ответы (по существу - субъективное мнение) администрации Симферопольского района Республики Крым на обращение административных истцов о переводе земельного участка, принадлежащего им на праве собственности из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель "земли населенных пунктов" для ведения личного подсобного хозяйства, не нарушает права и свободы административных истцов, не создает препятствия к осуществлению им прав и свобод; на административных истцов данными ответами не возложена незаконно какая-либо обязанность, при этом действующим законодательством не возложена обязанность на администрацию Симферопольского района Республики Крым по направлению в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым поступившего от гражданина ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию.

Содержащиеся в письмах административного ответчика решения не являются отказом в испрашиваемом переводе, а свидетельствуют, по существу, о разъяснении действующего законодательства в рамках поданного ходатайства, что не лишает административных истцов права далее обратиться в уполномоченный орган с соответствующим ходатайством, что, по мнению суда свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов административных истцов.

С учетом указанного применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора и имеющихся в материалах дела доказательств необходимо признать, что в данном случае административные истцы не доказали незаконность решений принятых административным ответчиком, а также нарушение их прав и законных интересов оспариваемыми решениями.

Изложенные обстоятельства позволяют прийти к выводу об отсутствии в данном случае в совокупности условий, необходимых для признания обжалуемых решений административного ответчика незаконными.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд-

решил:

В удовлетворении административного иска Татаренко Романа Романовича, Бдуленко Виктора Викторовича к администрации Симферопольского района Республики Крым, заместителю главы администрации - главному архитектору Симферопольского района Республики Крым Пономареву Геннадию Владимировичу, о признании незаконными ответов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Томащак

(мотивированный текст решения изготовлен 15 сентября 2022 года)

Судья А.С. Томащак