2а-2768/2023
70RS0004-01-2023-003195-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Томск 14 августа 2023 г.
Советский районный суд г. Томска в составе
председательствующего судьи Ткаченко И.А.,
при секретаре Несмеловой С.С.,
с участием:
представителя административного истца помощника прокурора г. Томска Березовской М.И.,
представителя заинтересованного лица Департамента недвижимости Федорова И.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску прокурора г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
Прокурор г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к администрации города Томска с учетом заявления в порядке ст. 46 КАС РФ о признании недействующими со дня вынесения решения суда абзац 1 пункта 2.4, абзац 10 и 13 пункта 3.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений или помещений в них», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 16.05.2017 № 360, а также приложение № 1 к административному регламенту (блок схема предоставления муниципальной услуги) как противоречащие требованиям законодательства.
В обоснование иска указано, что постановлением администрации г. Томска от 16.05.2017 № 360 утвержден административный регламент Предоставление в собственность, в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений или помещений в них». Текст документа официально опубликован. Федеральным законом от 05.12.2022 № 509-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с 1 марта 2023 года, сокращены сроки административных процедур при вовлечении публичных земель в хозяйственный оборот. В частности с тридцати до двадцати дней сокращены сроки рассмотрения заявлений о предоставления земельного участка.
В силу пункта 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 06.02.2023 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставления земельного участка уполномоченный орган рассмтаривает поступившее заявление. Проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанного рассмотрения и проверки совершает одно из действий, предусмотренных пп. 1-3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также в случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В частности согласно подп. «в» пункта 1 указанного Постановления в 2022 и 2023 годах процедуры, предусмотренные пунктом 7 статьи 11.4, подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11, пунктом 7 статьи 39.15, пунктом 5 статьи 39.17, пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляются в срок не более 14 календарных дней.
Однако, абзацем 1 п. 2.4 административного регламента предусмотрено, что общий срок предоставления муниципальной услуги составляет 30 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении муниципальной услуги.
Сроки отдельных этапов муниципальной услуги, закреплены в абзацах 10, 13 п. 3.6 административного регламента.
Аналогичные сроки выполнения муниципальной услуги закреплены в приложении № 1 к административному регламенту (блок-схема предоставления муниципальной услуги).
10.01.2023 в адрес администрации г. Томска было направлено предложение о рассмотрении вопроса о внесении изменений в соответствующие правовые акты.
25.04.2023 прокурором г. Томска принесен протест на противоречащий требованиям законодательства административный регламент, который рассмотрен и признан обоснованным. Однако до настоящего времени соответствующие изменения в административный регламент не внесены.
Указанное нарушает права неопределенного круга лиц, на которых распространяется действие административного регламента, на своевременное и качественное получение соответствующей муниципальной услуги.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Томска Березовская М.И. поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации г.Томска в судебное заседание не явился, представила отзыв на административное исковое заявление, согласно которому нормы абзацев первого и второго п. 2.4 административного регламента подлежат приведению в соответствие с требованиями Федерального закона. Однако ссылка административного истца на несоответствие административного регламента Постановлению Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» не может быть принята во внимание, поскольку норма носит частный характер, направленный на регулирование отношений в определенный период времени, имеет ограничение во времени. Относительно требования о признании недействительным приложения № 1 к административному регламенту отмечает, что в блок-схеме приведены не только сроки совершения административных процедур, но и их последовательность, которая требований законодательства не нарушает.
Представитель заинтересованного лица департамента недвижимости администрации Города Томска в судебном заседании поддержала позицию изложенную в отзыве администрации г. Томска.
Суд на основании ст. 150 КАС РФ определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца, заинтересованного лица департамента недвижимости исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита, в том числе охраняемых законом интересов общества или государства.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23 и 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, ч. 3 ст. 208 КАС РФ).
В силу положений части 6 статьи 208 КАС РФ, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемый административный регламент «Предоставление в собственность, в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений или помещений в них», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 16.05.2017 № 360 в оспариваемой части в настоящее время является действующим, административный истец относится к субъектам, обладающим правом на обращение в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, следовательно, он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением.
Процедура проверки законности нормативно-правовых актов регулируется главой 21 КАС РФ.
В силу части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой статьи, в полном объеме.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Административный регламент «Предоставление в собственность, в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений или помещений в них», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 16.05.2017 № 360, является нормативно-правовым актом, поскольку имеет нормативно-правовой характер, издан управомоченным органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования «Город Томск», соответственно, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Положениями части 9 статьи 213 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Ссылок на какие-либо существенные нарушения процедуры принятия оспариваемого административного регламента административное исковое заявление не содержит.
В судебном заседании установлено, что 16.05.2017 администрацией города Томска было принято постановление № 360 об утверждении административного регламента «Предоставление в собственность, в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений или помещений в них».
Согласно пункту 2 данного постановления, оно подлежит официальному опубликованию, что подтверждает обстоятельства его официальности, доступности и общеизвестности для неопределенного круга лиц.
В силу части 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), части 4 статьи 50 Устава Города Томска нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются, принят уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением установленной законодательством формы муниципального правого акта.
Предусмотренная статьей 47 Федерального закона № 131-ФЗ, статьей 52 Устава процедура принятия и опубликования нормативного правового акта соблюдена. Постановление администрации города Томска 16.05.2017 № 360 об утверждении административного регламента «Предоставление в собственность, в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений или помещений в них» принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке, с соблюдением установленных федеральным законодательством правил и процедур.
Как следует из содержания пункта 1 части 2 статьи 215 указанного Кодекса, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 34 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что судами при рассмотрении административных дел о признании недействующим нормативного правового акта следует выяснять: принят ли этот нормативный правовой акт в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Не согласившись с оспариваемым административным регламентом, утвержденным постановлением от 16.05.2017 № 360, в части установленного абзацем первым пункта 2.4, абзацем 10 и 13 п. 3.6 и приложением № 1 сроками предоставления муниципальной услуги, административный истец обратился с настоящими требованиями в суд.
Согласно ч. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
На момент принятия оспариваемого в части постановления действовала редакция пункта 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Федеральным законом от 05.12.2022 № 509-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с 1 марта 2023 года, сокращены сроки административных процедур при вовлечении публичных земель в хозяйственный оборот.
С 01.03.2023 в пункте 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации сокращен срок рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка до 20 дней, все остальные действия уполномоченного органа остались без изменения.
Однако абзацем 1 пункта 2.4 административного регламента предусмотрено, что общий срок предоставления муниципальной услуги составляет 30 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении муниципальной услуги.
Аналогичные сроки выполнения муниципальной услуги равной 30 календарным дням закреплены в приложении № 1 к административному регламенту (блок-схема предоставления муниципальной услуги).
Абзацем 10 и 13 п. 3.6 административного регламента закреплены сроки промежуточных административных действий равные 15 и 18 календарным дням, которые входят в общий срок предоставления муниципальной услуги 30 календарных дней и закреплены в приложении № 1 к административному регламенту (блок-схема предоставления муниципальной услуги).
10.01.2023 прокурором г. Томска направлено письмо и.о. Мэра г. Томска с предложением рассмотреть вопрос о внесении изменений в соответствующие правовые акты в связи сокращением сроков административных процедур при вовлечении публичных земель в хозяйственный оборот.
Ответом администрации г. Томска от 07.03.2023 за номером 1484 указано на разработку департаментом недвижимости проекта административного регламента, предусматривающего процедуры предоставления земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование без торгов, которым учитываются не только изменения, связанные со сроками предоставления муниципальных услуг, но и иные изменения законодательства о предоставлении муниципальных услуг. Проект проходит процедуру согласования и будет направлен в прокуратуру г. Томска для дачи заключения.
25.04.2023 прокурором г. Томска внесен протест и.о. Мэра г. Томска о приведении в соответствие с законодательством постановления администрации г. Томска от 16.05.2017 № 360 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений или помещений в них».
05.05.2023 и.о. Мэра г. Томска дан ответ, согласно которому протест прокурора г. Томска рассмотрен, доводы протеста признаны обоснованными, а протест подлежащим удовлетворению. В целях приведения положений муниципального правового акта в соответствие с действующим законодательством будет подготовлен проект постановления и направлен в прокуратуру г. Томска для дачи заключения.
Как установлено в судебном заседании из пояснений представителя административного истца проект постановления был направлен в прокуратуру г. Томска, но был возвращен на доработку в связи с выявленными недостатками. Повторно проект постановления в прокуратуру г. Томска не поступал.
Таким образом, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого в части административного регламента, утвержденного постановлением администрации г.Томска от 16.05.2017 № 360 Земельному кодексу Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования административного искового заявления являются обоснованными, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Так как из материалов дела следует, что оспариваемый административный регламент применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, то суд, признавая его в оспариваемой части недействующим, полагает необходимым признать его таковым со дня вынесения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 215 КАС РФ, суд
решил:
административный иск прокурора г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.
Признать недействующими со дня вынесения решения суда абзац 1 пункта 2.4, абзац 10 и 13 пункта 3.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений или помещений в них», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 16.05.2017 № 360, а также приложение № 1 к административному регламенту (блок схема предоставления муниципальной услуги) как противоречащие требованиям законодательства.
Обязать администрацию г. Томска в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в официальном печатном издании – Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск».
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: И.А. Ткаченко
Мотивированный текст решения изготовлен 28.08.2023.
На дату опубликования решение не вступило в законную силу.