ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-276/2016 от 14.04.2016 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-276/2016 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2016 г. г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи: Степановой Ю.С.,

при секретаре Мезелевой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Прокопенко Л.П. к Управлению земельного контроля г. Севастополя, Правительству Севастополя об оспаривании действий и решения органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Прокопенко Л.П. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконными и отмене акта проверки физического лица от ДД.ММ.ГГГГ, предписание от ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование требований указано, что акт проверки составлен не в день проверки ДД.ММ.ГГГГ, а позже ДД.ММ.ГГГГ; жилой дом, расположенный на земельном участке по <адрес> с кадастровыми номером построен в соответствии с рабочим проектом, с ведением авторского надзора, с соблюдением истцом целевого назначения участка, площадью <данные изъяты>, поэтому решение должностных лиц о его несоответствии критериям жилого дома, содержащееся в акте проверки является незаконным; проведение проверки планировки жилого дома, состава жилых и нежилых помещений, внутренней отделки не входит в полномочия ответчика при осуществлении земельного контроля, кроме того, в доме ведется ремонтные работы; доводы ответчика о несоответствии Декларации являются несостоятельными; Декларация зарегистрирована в Инспекции ГАСК в г. Севастополе ДД.ММ.ГГГГ, принята Инспекцией ГАСК, проверена, следовательно, соответствовала требованиям законодательства и содержала достоверные сведения; проверка и оценка Декларации не входи в компетенцию должностных лиц ответчика, не относится к предмету земельного контроля; поскольку зарегистрированная Декларация является основанием для оформления права собственности, регистрационной службой ГУЮ в <адрес> было зарегистрирована право собственности истца на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты>.

Кроме того, полагают необоснованным вывод ответчика о том, что жилой дом является самовольной постройкой. Так, указанный технический паспорт и в него внесена отметка «выстроен самовольно» был составлен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до подачи и регистрации Декларации ДД.ММ.ГГГГ, до оформления права собственности истца на жилой дом. В настоящее врнемч на указанный жилой дом зарегистрировано право собственности истца, факт регистрации удостоверен свидетельством, свидетельство признано и является действительным на территории РФ, никем не оспорено.

Также указали, что вывод ответчика о многоэтажности вышеуказанного жилого дома не соответствует действительности, и является малоэтажной жилой застройкой.

Кроме того, полагают, что условие, содержащееся в договоре аренды земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ завершить работы по устройству проезда со стороны <адрес> не могло быть исполнено по объективным причинам: органами государственной власти г. Севастополя был ограничен проезд по пер. Матросский; наличие посередине проезда многолетнего дерева; вследствие расширения стены здания, находящегося на соседнем участке.

В судебном заседании представители административного истца настаивали на исковых требованиях по изложенным в иске основаниям.

Представитель Управления земельного контроля г. Севастополя возражал против удовлетворения административного иска, приобщив письменные возражения.

По инициативе суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Севастополя, представитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителей административного истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ранее присвоенный кадастровый , площадью <данные изъяты>.; целевое назначение (использование) – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, принадлежит административному истцу Прокопенко Л.П., в соответствии с государственным актом на право собственности на земельный участок серии от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Кроме того, на основании договора аренды, заключенного между Севастопольским городским Советом и Прокопенко Л.П. от ДД.ММ.ГГГГ, последней был предоставлен в срочное платное пользование земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства по адресу: <адрес>.

В соответствии с условиями Договора, в аренду передается земельный участок, общей площадью <данные изъяты> (п. 2.1), на срок до ДД.ММ.ГГГГ (п. 3.1.).

Пунктом 5.2. Договора установлено целевое назначение земельного участка – строительство и обслуживание жилого дома и хозяйственных построек.

В силу п. 9.2.1 Договора Арендатор имеет право производить капитальное строительство и реконструкцию на арендованном земельном участке в соответствии с целевым назначением земельного участка, проектной документацией, прошедшей комплексную государственную экспертизу, согласованной управлением градостроительства и архитектуры, и разрешением на производство строительных работ инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля.

Согласно п. 9.2.2. п.п. б), г) арендатор обязан выполнять обязанности в соответствии с условиями настоящего договора, Земельным Кодексом Украины; исполнять режим пользования земельным участком таким образом, чтобы это не приносило вреда иным землепользователям, состоянию окружающей среды, соблюдать режим использования земель историко-культурного назначения.

В соответствии с п. 13.5 Договора, в случае возведения строений, сооружений, объектов благоустройства, не предусмотренных настоящим договором, арендатор обязан за свой счет в месячный срок с момента получения соответствующего требования от Арендодателя освободить арендованный земельный участок от таких строений и сооружений, объектов благоустройства.

В соответствии с п. 10.1. Положения об Управлении, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 № 343-ПП, задачами Управления являются обеспечение соблюдения всеми Физическими, юридическими, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства в целях законного, рационального и эффективного использования земель на территории города Севастополя, предупреждение и выявление нарушений земельного законодательства на территории города Севастополя; пресечение и устранение нарушений земельного законодательства на территории горда Севастополя.

Деятельность Управления по регулированию отношений в области организации проверок надлежащего использования земель всех видов собственности физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при осуществлении последними своей деятельности в сфере землепользования и реализации своих прав на землю регламентирована административным регламентом (далее - Регламент) утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 № 345-ПП.

В соответствии с п. 1.3.1. Регламента земельный контроль осуществляется в форме проверок надлежащего использования земель физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при осуществлении последними своей деятельности и реализации своих прав на землю, а также в иных, предусмотренных законодательством формах, и в порядке, определенном статьей 72 Земельного Кодекса РФ, Федеральным Законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Законом города Севастополя «О земельном контроле города Севастополя» от 25 февраля 2015 года № 119-ЗС и настоящим Регламентом.

Кроме того, в соответствии с п. 1.3.3. Регламента предметом земельного контроля является, в том числе:

- проверка соблюдения правообладателями земельных участков установленного порядка использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием;

- проверка соблюдения Правил землепользования и застройки города Севастополя, в том числе в части соблюдения установленного порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков;

- проверка законности использования земельных участков в целях недопущения самовольного занятия земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих права на земельные участки;

- проверка соблюдения правообладателями земельных участков и другими лицами иных требований, установленных действующим законодательством в области использования земель, за нарушение которых федеральным законодательством, законодательством города Севастополя предусмотрена административная и иная ответственность.

ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> на основании приказа начальника Управления земельного контроля г. Севастополя проведена внеплановая выездная проверка в отношении Прокопенко Л.П.

По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, а также в отношении Прокопенко Л.П. выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с вышеуказанным предписанием Прокопенко Л.П. обязана прекратить использование земельного участка, согласно ранее присвоенному кадастровому номеру по адресу: <адрес> не по целевому назначению; освободить указанный земельный участок от самовольной постройки в добровольном порядке в соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ, а также освободить самовольно занятый земельный участок, площадью 36 кв.м., свободный от прав третьих лиц, а, следовательно, относящегося к землям государственной собственности города Севастополя, находящийся под бетонной лестницей, выполняющей в том числе, функции отмостки самовольной постройки по адресу: <адрес>, ограниченную подпорной стеной.

Из свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, индексный следует, что за Прокопенко Л.П. зарегистрировано право собственности на жилой дом лит. А, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты>., балконов (10) (л.д. 46).

В соответствии с выпиской из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности, индексный от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества – жилой дом, лит. А по <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> (л.д. 47).

В предоставленной суду копии Декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной Инспекцией ГАСК в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ содержатся сведения о жилом доме с хозяйственными сооружениями по <адрес> в <адрес>: начало строительства – 2009 г., окончание строительства – 2009 год, количество комнат – 5, общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью – <данные изъяты>м., балконах - <данные изъяты> шт.

Согласно п. 7 копии Декларации, жилой дом с хозяйственными постройками по <адрес> расположен на земельных участках с кадастровыми номерами и .

Между тем, в ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, принадлежащего Прокопенко Л.П. на праве собственности, расположен одноэтажный капитальный объект – жилой дом, по пер. Матросскому,8. Иные строения на указанном земельном участке отсутствуют.

Также в ходе проверки установлено, что согласно копии Декларации, зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ, последняя заполнена по форме (приложению) Порядка принятия в эксплуатацию индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним, общественных зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения I и II категорий сложности, построенных без разрешения на выполнение строительных работ и проведения технического обследования их строительных конструкций и инженерных сетей.

Однако данный Порядок был утвержден Приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины только ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после того, как Декларация была зарегистрирована в соответствии с данным Порядком.

Проверкой установлено, что на земельном участке с ранее присвоенным кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> га, переданного в аренду Прокопенко Л.П. по адресу: <адрес> расположен капитальный объект, состоящий из пяти этажей: четырех полноценных надземных этажей с цокольным этажом, имеет 11 балконов, что противоречит заявленной этажности строения в вышеуказанных документах, а также СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Жилые здания».

Исходя из сведений, содержащихся в техническом паспорте на жилой дом, выданном КП «БТИ и ГРОНИ» СГС по <адрес> в <адрес>, расположен жилой дом литер А, состоящий из трех этажей цокольного этажа под «А», мансарды над «А» и 10 балконов, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в составе помещений которого имеется 5 жилых комнат и ряд вспомогательных нежилых помещений, выстроенных самовольно, что подтверждается отметкой в техническом паспорте (л.д. 116).

Из письма Управления государственного строительного надзора и экспертизы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что информация о наличии зарегистрированной разрешительной документации на выполнение строительных работ по адресу: <адрес> отсутствует.

При этом к такой разрешительной документации суд не может отнести Декларацию о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной Инспекцией ГАСК в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ее оригинал стороной истца суду не предоставлен, напротив, представители истца утверждали об отсутствии у Прокопенко Л.П. оригинала, а также выражали сомнение в достоверности сведений, указанных в предоставленной суду копии.

Кроме того, суд отмечает, что декларация заполнена с учетом положений Порядка, утвержденного позже даты регистрации Декларации, изложенные в Декларации указаны недостоверные сведения об объекте капитального строительства, расположенного на <адрес>, как в части расположения объекта на земельном участке, так и в части наличия жилых помещений.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Между тем, копия предоставленной Декларации не отвечает вышеуказанным требованиям закона.

В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, должностные лица, осуществляющие проверку обоснованно пришли к выводу, что объект капитального строительства, расположенный на земельном участке, согласно ранее присвоенному кадастровому номеру , предоставленного Прокопенко Л.П. в аренду, выстроен Прокопенко Л.П. самовольно, без получения необходимых разрешений, в нарушении условий договора аренды.

Также согласно акта проверки установлено, что объект капитального строительства, расположенный на момент проведения проверки на земельном участке, согласно ранее присвоенному кадастровому номеру 8536600000:01:004:0071, не соответствует техническим параметрам, технико-экономическим показателям, указанном в техническом паспорте; объект на момент проверки не является жилым ввиду фактического отсутствия в его составе жилых помещений и помещений, необходимых для осуществления жизнедеятельности.

Согласно заключению комплексной судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы следует, что на момент осмотра помещения данного строения помещения не имели функционального назначения (данное строение фактически является объектом незавершенного строительства), в связи с чем экспертом не может быть достоверно установлена обособленность этих помещений и их функциональная взаимосвязь.

Выводы эксперта в этой части обосновывают выводы должностных лиц об отсутствии в составе объекта капитального строительства по адресу: <адрес> жилых помещений.

Кроме того, в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по <адрес> расположен в зоне малоэтажной жилой застройки.

Согласно государственных строительных норм Украины «Здания и сооружения. Жилые здания. Основные положения» ДБН В.2.2-15-2005, утвержденных приказом Госстроя Украины от ДД.ММ.ГГГГ к малоэтажной застройке относятся жилые здания различных типов не выше трех этажей.

Пункт 2.18 ДБН В1.1-7-2002 «Пожарная безопасность объектов строительства» определяет малоэтажные здания как здания с условной высотой не более 9 м., до трех этажей включительно.

Согласно ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, объекты индивидуального жилищного строительства – отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, в отношении которых осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции. Капитальном ремонте.

В соответствии со ст. 6 Закона города Севастополя от 25.07.2014 г. №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенного документами, подтверждающими право на земельный участок землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» на земельных участках с видом разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства. Разрешено следующее использование: размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей)…

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с заключением комплексной судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы одноквартирные жилые дома должны иметь не более 3-х этажей, а учитывая приведенную в заключении классификацию зон застройки, а также фактическое количество этажей (5 этажей) рассматриваемого строения по адресу: <адрес>, установлено, что данный объект не относится к малоэтажным объектам.

Кроме того, проверкой установлено, что бетонная лестница, выполняющая, в том числе функции отмостки Объекта занимает земельный участок, площадью 36 кв.м., свободный от прав третьих лиц, а следовательно относящийся к землям государственной собственности города Севастополя.

Из пояснений представителей истца следует, что последние не отрицали занятие земельного участка, однако утверждали, что данная лестница фактически является благоустройством проезда со стороны <адрес> обязанность по благоустройству которого была возложена договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ

Между тем, из заключения комплексной судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы -ЛС-16 следует, что учитывая конфигурацию лестницы, ее фактическое направление, расположение относительно подпорной стены, отсутствие выхода к пер. Матросский, установлено, что рассматриваемая лестница является частью благоустройства строения по адресу: <адрес>.

По данному факту зам. главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель в отношении Прокопенко Л.П. вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Прокопенко Л.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу в размере <данные изъяты> руб.

Решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении жалобы Прокопенко Л.П. отказано.

Решением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Таким образом, в результате анализа документов, предоставленных Прокопенко Л.П. и фактического обследования земельных участок, находящихся в ее пользовании (собственности и аренде) должностные лица ответчика обоснованно пришли к выводу о том, что объект капитального строительства, расположенный на земельном участке, согласно ранее присвоенному кадастровому номеру , предоставленного Прокопенко Л.П. в аренду, выстроен Прокопенко Л.П. самовольно, без получения необходимых разрешений, в нарушении условий договора аренды, в составе которого отсутствуют жилые и вспомогательные помещения (согласно заключению экспертов – является объектом незавершенного строительства), и не может быть признан усадебным (индивидуальным) домом ввиду превышения предельно-допустимой этажности, предусмотренной для такого типа зданий, а также этажности, предусмотренной Генеральным планом города Севастополя.

Кроме того, является верным и вывод ответчика о том, что право собственности на объект, расположенный по <адрес> не зарегистрировано, поскольку жилой дом литер «А», общей площадью <данные изъяты> кв.м. фактически отсутствует на земельном участке, указанном в документе, подтверждающем государственную регистрацию права как местоположение данного объекта (л.д. 47).

Таким образом, действия Управления земельного контроля города Севастополя по вынесению предписания при проведении ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении Прокопенко Л.П. являются законными, обоснованными, в рамках компетенции Управления, в связи с чем суд считает исковые требования Прокопенко Л.П. не подлежащими удовлетворению.

При этом заслуживают внимание доводы административного истца о том, что оспариваемый акт содержит выводы о допущенных физическим лицом нарушениях, который непосредственно не затрагивает права, свободы или законные интересы Прокопенко Л.П.

Руководствуясь ст.ст. 175-189 Кодекса Административного производства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Прокопенко Л.П. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 18.04.2016 г.

Судья Ю.С. Степанова