Дело № 2а-276/2021
УИД 61RS0014-01-2021-000079-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2021 г. Донецкий городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Степанян Ш.У.,
при помощнике судьи Плешаковой Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Донецка к Управлению Федеральной Службы судебных приставов России по Ростовской области, судебному приставу-исполнителю Донецкого городского отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО1, Донецкому городскому отделению судебных приставов УФССП России по Ростовской области об освобождении от исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация г. Донецка Ростовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит освободить Администрацию г. Донецка от взыскания исполнительского сбора в размере ... рублей, установленного постановлением о взыскании исполнительского бора от ... № ...
В обоснование исковых требований истец указал, что постановлением судебного пристава-исполнителя Донецкого городского отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области от ... № ... было возбуждено исполнительное производство об обязании Администрации г. Донецка произвести снос расселенных аварийных домов, расположенных по адресам: ... В связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в 5-дневный срок постановлением судебного пристава-исполнителя от ... с Администрации г. Донецка взыскан исполнительный сбор в размере ... рублей. Для исполнения судебного акта об обязании произвести снос расселенных аварийных домов необходимо соблюдение особой процедуры и совершения в связи с этим комплекса мероприятий, требующих существенных затрат. Снос объектов капитального строительства до ... осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 03.08.2017 № 539 «Об утверждении порядка проведения проверки достоверности применения нормативов» на основании сметной документации и заключения проверки достоверности применения сметных нормативов. В целях реализации мероприятий по сносу расселенных аварийных домов Администрация г. Донецка в ... году разработала сметную документацию и получила положительное заключение проверки достоверности применения сметных норомативов ГАО РО «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий» на 9 аварийных домов. ... данные документы направлены в Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в целях подтверждения потребности в средствах на реализацию мероприятий по сносу домов, расселенных в рамках постановления правительства Ростовской области от 12.08.2016 № 569 «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012, в 2017-2025 годах». В ... г. Администрацией г. Донецка разработана сметная документация на еще 6 расселенных аварийных домов. В целях софинансирования сноса расселенных аварийных домов, решением Донецкой городской Думы от 24.12.2019 № 545 «О бюджете города Донецка на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 год» в бюджете города на 2020 были предусмотрены средства в размере ... рублей, в соответствии с уровнем, определённым постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 № 302 «Об уровне софинансирования субсидий местными бюджетами для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения». Однако, бюджетные средства, запланированные на снос расселенных аварийных домов в ... году Администрацией г. Донецка не освоены в связи с изменением законодательства. Постановлением Правительства Ростовской области от 13.04.2020 № 336 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 03.08.2017 № 539» исключен снос объектов капитального строительства из порядка проведения проверки достоверности применения сметных нормативов. Порядок сноса объектов капитального строительства вновь установлен постановлением Правительства Ростовской области от 23.06.2020 № 582 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 04.10.2021 № 945№. В соответствии с данными изменениями снос объектов капитального строительства за счет бюджетных средств на территории Ростовской области осуществляется на основании проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, сметы и проверки на предмет достоверности сметных расходов проведенной в ходе государственной экспертизы. Учитывая данные изменений законодательства, Администрация г. Донецка обратилась в ГБУ РО «Ростоблстройзаказчик» с заявлением о проведении проверки определения сметной стоимости проектных и изыскательских работ. ... ГБУ РО «Ростоблстройзаказчик» уведомил Администрацию г. Донецка о невозможности принятия заявления к рассмотрению ввиду отсутствия данного вида работ в постановлении Правительства Ростовской области от 24.06.2019 № 437 «Об утверждении Положения о порядке проведения некоторых видов проверок документации, осуществляемых государственными учреждениями Ростовской области, подведомственных Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области». ... Администрация г. Донецка обратилась в Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области с просьбой оказать содействие и дать поручение ГБУ РО «Ростоблстройзаказчик» провести проверку достоверности определения сметной стоимости проектных и изыскательских работ по сносу пятнадцати аварийных домов. ... ГБУ РО «Ростоблстройзаказчик» выдал Администрации г. Донецка положительное заключение на снос 15 расселенных аварийных домов. ... Администрация г. Донецка обратилась в адрес Губернатора Ростовской области ФИО2 о рассмотрении возможности выделения в 2021 г. бюджету г. Донецка средств в объеме ... рублей на разработку проектной документации по сносу 15 аварийных домов. Таким образом, на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства от ... № ..., и установления 5-тидневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, Администрацией г. Донецка были предприняты все необходимые меры и действия для исполнения решения суда от ... по гражданскому делу № .... В связи с чем вина Администрации г. Донецка в неисполнении исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, отсутствует ввиду объективных причин..
Определением Донецкого городского суда Ростовской области от 11.05.2021 в качестве второго ответчика по делу на основании ст. 41 КАС РФ привлечены Управление ФССП России по Ростовской области, судебный пристав-исполнитель Донецкого городского отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО1.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, от представителя административного истца, судебного пристава-исполнителя ФИО1 имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, изучив материалы гражданского дела, на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
В суд поступили письменные возражения Донецкого городского отдела Управления ФССП России по Ростовской области, согласно которым административный ответчик просил отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Изучив материалы дела, письменные возражения ответчика, материалы исполнительного производства № ..., и дав оценку всей совокупности исследованных по делу доказательств и каждому в отдельности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
... судебным приставо-исполнителем Донецкого городского отделения судебных приставов ФИО1 возбуждено исполнительное производство № ... в отношении Администрации г. Донецка, предмет исполнения: обязать Администрацию г. Донецка Ростовской области произвести снос расселенных аварийных жилых домов, расположенных по адресам: ... в – течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Пунктом 2 указанного постановления о возбуждении исполнительного производства от ... установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления. При этом должник согласно п. 3 постановления о возбуждении исполнительного производства предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Постановлением от ... судебного пристава-исполнителя Донецкого городского отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО1 с должника Администрации г. Донецка Ростовской области взыскан исполнительский сбор в размере ... рублей. Данное постановление получено Администрации г. Донецка .... Данное обстоятельство административным ответчиком не опровергнуто.
Административный истец, не оспаривая законности указанного постановления от ... о взыскании исполнительского сбора, просит освободить его от уплаты исполнительского сбора в связи с отсутствием вины должника в неисполнении требования, содержащегося в исполнительном документе.
Согласно ч.1 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 N 419-О-П по сути, исполнительский сбор представляет собой меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; он является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).
Верховный Суд РФ в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» указал, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
По смыслу ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, исполнительский сбор устанавливается в размере в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (помимо субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В Определении Конституционного Суда РФ от 02.04.2015 N 654-О при разъяснении конституционно-правового смысла ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства. Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, согласно которым суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
В судебном заседании установлено, что предметом исполнения по исполнительному производству № ... является обязанность Администрации г. Донецка произвести снос расселенных аварийных жилых домов, расположенных по адресам: ... в – течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Как указал Верховный Суд РФ в Определениях Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N№ 50-КГ15-18, 50-КГ15-19, 50-КГ15-20, от 15.09.2015 № 50-КГ15-17 по смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора. Данные обстоятельства подлежат установлению судом.
Еще до возбуждения исполнительного производства Администрацией г. Донецка принимались меры к реализации мероприятий по сносу аварийных домов (л.д. 9, 10, 11). В ... г. получены положительные заключения сметных расчетов на проектные работы на снос аварийных многоквартирных домов.
... на основании полученных в ... г. Администрацией г. Донецка положительных заключений проверки достоверности применения сметных нормативов ГАУ РО «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий» на снос 9 аварийных многоквартирных домов начальнику управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области направлено письмо с просьбой рассмотреть возможность выделения денежных средств в сумме ... тыс. рублей на мероприятия по сносу 9 расселенных аварийных домов. (л.д. 8).
... направлено обращение заместителю министра строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области о рассмотрении возможности выделения денежных средств в сумме ... тыс. рублей на мероприятия по сносу 9 расселенных аварийных домов (л.д. 12), а также приняты меры в рамках постановления Правительства Ростовской области от 24.0.2021 № 945 "Об утверждении Порядка организации и финансирования из областного бюджета работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению мероприятий по благоустройству территории, а также ремонту автомобильных дорог" для получения финансирования на проведение проверки определения сметной стоимости проектных и изыскательских работ ГБУ Ростовской области «Ростовоблстройзаказчик», согласно постановлению Правительства Ростовской области от 24.06.2019 № 437 "Об утверждении Положения о порядке проведения некоторых видов проверок документации, осуществляемых государственными учреждениями Ростовской области, подведомственными министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области" (л.д. 14)
Бюджетом г. Донецка Ростовской области на ... г. выделено ... тыс. руб. на снос ветхого и аварийного жилищного фонда (л.д. 13)
В связи с тем, что в силу п. 2.1 Положения о порядке проведения некоторых видов проверок документации, осуществляемых государственными учреждениями Ростовской области, подведомственными министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 24.06.2019 № 437 проверка достоверности определения сметной стоимости проектных и (или) изыскательских работ (далее - проверка достоверности) осуществляется государственным бюджетным учреждением Ростовской области "Ростовоблстройзаказчик" (далее - ГБУ РО "Ростовоблстройзаказчик") в отношении проектных и (или) изыскательских работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, выполнению мероприятий по благоустройству территории по объектам муниципальной собственности, финансирование которых предусматривается за счет средств областного бюджета, Администрацией г. Донецка Ростовской области в ... (л.д. 16,17) принимались меры к проведению проверки достоверности определения сметной стоимости проектных и изыскательских работ по сносу (демонтажу) пятнадцати аварийных домов. И ... получено Положительное заключение № ... ГБУ РО «Ростоблстройзаказчик» (л.д. 19-34).
... Губернатору Ростовской области ФИО2 направлено обращение о рассмотрении возможности выделения средств в ... бюджету г. Донецка в объеме ... тыс. рублей на разработку проектной документации по сносу пятнадцати авариных домов и определения источника финансирования (л.д. 18).
В ... г. Администрацией г. Донецка направлен запрос на выделение денежных средств в объеме ... тыс. на выполнение проектов на снос пятнадцати расселенных в ... годах аварийных домов начальнику финансового управления Администрации г. Донецка и получен отрицательный ответ (л.д. 109, 110).
... и ... Губернатору Ростовской области ФИО2 направлено обращение о рассмотрении возможности выделения средств в ... бюджету г. Донецка на разработку проектной документации по сносу пятнадцати авариных домов и определения источника финансирования (л.д. 111, 112).
Таким образом, судом установлено, что за весь период исполнения решения суда должником приняты меры все зависящие от него меры для исполнения решения суда.
Фактически в сроки, предоставленные судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения решения суда, в силу действующего законодательства, исполнить требования исполнительного документа не представляется возможным. Кроме того, исходя из предмета исполнения 5-тидневный срок исполнения не мог быть указан судебным приставом-исполнителем, поскольку на исполнение возложенной на Администрацию г. Донецка Ростовской области по сносу аварийных расселенных домов был предоставлен срок - 3 месяца со дня вступления в законную силу решения суда, что прямо указано в решении Донецкого городского суда Ростовской области от ... (л.д. 71-74). При этом ступившим в законную силу решением суда установлено, что для исполнения возложенной на Администрацию г. Донецка Ростовской области обязанности требуется проведение организационных работ и обеспечение финансирования, то есть по объективным причинам немедленное исполнение данной обязанности невозможно.
Кроме того, как следует из письма заместителя Главы Администрации г. Донецка по строительству, ЖКХ, транспорту и связи В.А. Попова от ... (л.д. 14) Освоить выделенные бюджетом города денежные средства в объеме ... тыс. рублей не представилось возможным, поскольку внесены изменения в действующее законодательства, так как согласно принятому в ... г. постановлению Правительства Ростовской области от 13.04.2020 № 336 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области 03.08.2017 № 539» поведение достоверности сметных нормативов по сносу (демонтажу) не производится.
Таким образом, неисполнение требования исполнительного документа в установленный срок связано с наличием объективно непреодолимых для Администрации г. Донецка обстоятельств, находящихся вне воли и полномочий должника.
Из представленных суду доказательств следует, что Администрация г. Донецка в рамках своих полномочий приняла все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, однако, окончательное исполнение решение суда в установленные сроки невозможно в связи с предусмотренным законодательством порядком проведения работ по сносу расселенных аварийных жилых домов и порядка получения на это финансирования.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Установленные судом обстоятельства бесспорно свидетельствуют об отсутствии у должника Администрации г. Донецка вины в нарушении установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Судом установлено, что от исполнения своих обязательств Администрация г. Донецка Ростовской области не уклонялся. Ею как должником были приняты все возможные меры для исполнения судебного решения в соответствии с действующим законодательством.
Дав оценку всем представленным суду доказательствам, суд приходит к выводу, что в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока реальное полное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Анализ доводов искового заявления и представленных суду доказательств позволяет суду сделать вывод, что Администрация г. Донецка проявила необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, приняла меры по надлежащему исполнению своего обязательства по решению суда.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить административное исковое заявление Администрации города Донецка к Управлению Федеральной Службы судебных приставов России по Ростовской области, судебному приставу-исполнителю Донецкого городского отделения судебных приставов УФССП России по Ростовской области ФИО1, Донецкому городскому отделению судебных приставов УФССП России по Ростовской области об освобождении от исполнительского.
Освободить Администрацию г. Донецка Ростовской области от взыскания исполнительского сбора в сумме ... по постановлению судебного пристава-исполнителя Донецкого городского отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области от ... по исполнительному производству № ...
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд Ростовской области в течение одного месяца.
Председательствующий