Дело № 2а-276/2021
УИД29RS0020-01-2021-000528-11
Мотивированное решение изготовлено 1 августа 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Карпогоры 1 августа 2021 года
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Второй И.А.,
при секретаре судебного заседания Поликарповой О.В.,
с участием помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Моисеенко В.С.,
представителя административного истца председателя Пинежской территориальной избирательной комиссии Телицына А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пинежской территориальной избирательной комиссии к администрации муниципального образования «Сосновское» о признании бездействия, выразившегося в неполном перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва, незаконным и возложении обязанности дофинансировать расходы, связанные с проведением выборов,
установил:
Пинежская территориальная избирательная комиссия (далее - Пинежская ТИК, ТИК) обратилась с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Сосновское» (далее – администрация МО «Сосновское», администрация) о признании бездействия, выразившегося в неполном перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва 19 сентября 2021 года, незаконным и возложении обязанности дофинансировать расходы, связанные с проведением выборов.
Правовое и фактическое обоснование требований изложено в административном исковом заявлении и сводятся к следующему.
В соответствии с решением Совета депутатов МО «Сосновское» Пинежского района Архангельской области четвертого созыва от 25 июня 2021 года №*** «О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва» назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва на 19 сентября 2021 года.
Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).
Необходимая сумма 152 723 рубля согласно смете расходов Пинежской ТИК на подготовку и проведение выборов на избирательный счет переведена не была. На 27 июля 2021 года поступило 28 900 рублей.
Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Сосновское», выразившегося в неполном перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва, и возложении обязанности дофинансировать расходы, связанные с проведением выборов, в размере 123823 рубля.
Представитель административного истца – председатель Пинежской территориальной избирательной комиссии Телицын А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. В части взыскания 109 руб. 40 коп. заявил отказ от исковых требований. Пояснил, что на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское», которые будут проходить три дня с 17 по 19 сентября 2021 года. Обязанность по финансированию муниципальных выборов депутатов МО «Сосновское» в силу закона лежит на административном ответчике. Пояснил, что смета расходов на подготовку и проведение выборов рассчитана на основании утвержденных избирательной комиссией правовых актов. Расходная часть по организации и проведению выборов состоит из учёта отработанных часов всех членов избирательной комиссии и их оплаты в соответствии Порядком №*** от 30 июня 2021 года, затрат на печатную продукцию и канцелярские принадлежности, транспортные услуги, а также расходы по гражданским правовым договорам.
Определением Пинежского районного суда от 01 августа 2021 года производство по административному делу прекращено в части административных исковых требований о взыскании 109 руб. 40 коп.
Представитель административного ответчика администрации МО «Сосновское» в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, в котором указал, что материалами дела не подтверждена необходимость сумм дополнительного финансирования выборов. Считает, что истец ошибочно полагает возможным самостоятельно установить общий объём расходов на подготовку и проведение выборов. Просит учесть, что день голосования 19 сентября 2021 года по выборам совмещается с днём голосования по выборам депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, выборами депутатов и глав муниципальных образований поселений. Соответственно часть расходов дублируется и не требует дополнительного финансового обеспечения. Во исполнение полномочий по финансированию выборов в бюджете МО «Сосновское» были предусмотрены денежные средства в размере 28900 руб. согласно приложению №*** к решению Совета депутатов МО «Сосновское» №*** от 30 декабря 2020 года «О местном бюджете на 2021 год». Решение муниципального Совета муниципального образования «Сосновское» №*** «О назначении выборов депутатов муниципального Совета муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва» было принято 25 июня 2021 года, опубликовано 30 июня 2021 года в информационном бюллетене № 15. Денежные средства перечислены 08 июля 2021 года платёжным поручением №*** в полном объёме и сумме, соответствующей бюджету в размере 28900 рублей. Считает, что бездействие у администрации по перечислению денежных средств отсутствует, т.к. денежные средства на проведение выборов перечислены в полном объёме. При этом указывает, что Пинежская территориальная комиссия не вправе утверждать показатели бюджетной сметы сверх доведённых до неё лимитов бюджетных обязательств. Проекты смет, которые были впоследствии утверждены Пинежской ТИК, не были представлены в администрацию до утверждения бюджета, решение о бюджете ТИК не оспаривалось. Смета ТИК, которая положена в основу иска, носит произвольный характер. Суммы, включенные в смету, ничем не подтверждены, а средства в бюджет закладываются согласно методикам, утвержденным финансовым органом муниципального образования на принципах сбалансированности бюджетов (исключительная компетенция статья 174.2). Кроме того считает, что истец не указал в иске, какие именно права нарушены. Как видно из представленных смет, в сметах заложены бюджетные средства на дополнительную оплату членам избирательной комиссии и не более того. Требования истца носят личный характер по получению вознаграждения и никоим образом не касаются прав неопределенного круга лиц. Просит в удовлетворении заявленных требований Пинежской территориальной избирательной комиссии отказать.
Представители заинтересованных лиц – Избирательной комиссии Архангельской области, Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Избирательной комиссии Архангельской области Прилуцкая Н.Н., действуя по доверенности от 29 марта 2021 года, представила в суд отзыв, в котором указала, что перечисление денежных средств на подготовку и проведение выборов в неполном объёме нарушает установленные законом основные гарантии избирательных прав в сфере финансирования выборов, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц – граждан, которые имеют право избирать состав представительного органа местного самоуправления или быть избранным на должность депутата представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.
Заслушав представителя административного истца – председателя Пинежской территориальной избирательной комиссии Телицына А.Н., исследовав материалы дела, выслушав заключение помощника прокурора Пинежского района Архангельской области, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 2 статьи 3), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Данные конституционные положения согласуются со статьёй 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных и периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Согласно пунктам «б», «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы обеспечения законности, защиты прав, свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В силу части 5 статьи 239 КАС РФ избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, её региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования на осуществление мер по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вытекают из пункта «е» части 10 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ.
Действия администрации поселения, необходимые для соблюдения процедур, перечисленных в Федеральном законе № 67-ФЗ, Законе Архангельской области № 268-13-ОЗ, являются основанием для их обжалования в порядке, предусмотренном главой 24 КАС РФ.
Пинежская территориальная избирательная комиссия обратилась в суд с указанными требованиями, поскольку выявлены нарушения законодательства о выборах и референдумах органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Как следует из статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в соответствии со статьёй 9 которого выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
Органы местного самоуправления, в силу пункта 5 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в рамках разрешения вопросов местного значения обязаны обеспечивать организационную и материально-техническую подготовку и проведение муниципальных выборов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона № 67-ФЗ расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счёт средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утверждённой бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования (часть 3 статьи 57 Федерального закона № 67-ФЗ ).
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 1-2 статьи 64 Закона Архангельской области № 268-13-ОЗ, согласно которому расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, эксплуатацией средств автоматизации, повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, производятся избирательными комиссиями за счёт средств, выделяемых на эти цели из местного бюджета.
Финансирование расходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с утверждённой бюджетной росписью о распределении расходов местного бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Закона Архангельской № 268-13-ОЗ главным распорядителем средств, предусмотренных в местном бюджете на проведение выборов, является избирательная комиссия муниципального образования. Эта избирательная комиссия распределяет финансовые средства между нижестоящими избирательными комиссиями.
Согласно пункту 2 статьи 65 Закона Архангельской № 268-13-ОЗ за счёт средств местного бюджета финансируются следующие расходы избирательных комиссий:1) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса и работников их аппаратов, на выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также на выплаты гражданам, работающим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионной службы; 2) на изготовление печатной продукции; 3) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для подготовки и проведения выборов, обеспечения деятельности избирательных комиссий; 4) на транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в отдаленных и труднодоступных местностях; 5) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив и на уничтожение; 6) на эксплуатацию средств автоматизации, повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов; 7) на другие цели, связанные с подготовкой и проведением выборов и обеспечением деятельности избирательных комиссий.
Избирательные комиссии ведут бухгалтерский учёт по средствам, выделенным им из местного бюджета.
Участковые избирательные комиссии представляют финансовые отчёты о поступлении и расходовании средств, выделенных из местного бюджета на подготовку и проведение выборов, в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию) не позднее чем через десять дней со дня голосования (часть 5 статьи 65).
Неизрасходованные избирательной комиссией муниципального образования средства, выделенные из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов, возвращаются в доход соответствующего бюджета.
Постановлением Избирательной комиссии Архангельской области от 21 декабря 2020 года №*** на территории Пинежского муниципального района сформирована Пинежская территориальная избирательная комиссия.
Согласно Уставу, зарегистрированному Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-западному Федеральному округу 13 ноября 2009 года, Сосновское муниципальное образование является сельским поселением.
Совет депутатов Сосновского сельского поселения является постоянно действующим и единственным представительным органом муниципального образования «Сосновское».
Совет депутатов Сосновского сельского поселения состоит из 10 депутатов (установленная численность депутатов Совета депутатов Сосновского сельского поселения), избираемых на основании мажоритарной избирательной системы (пункты 1-3 статьи 12 Устава МО «Сосновское»).
Решением Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» (четвертого созыва) от 25 июня 2021 года №*** назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва на 19 сентября 2021 года.
Решение о назначении выборов опубликовано в Информационном бюллетене № 15 органов местного самоуправления МО «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области 30 июня 2021 года.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации № 367 от 17 июня 2021 года на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации № 11/87-8 от 18 июня 2021 года определено, что голосование на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва, а также на иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года провести в течение нескольких дней подряд – 17, 18, 19 сентября 2021 года. 17 и 18 сентября 2021 года провести на выборах и референдумах, указанных выше, голосование с использованием дополнительной возможности реализации избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации – голосование групп граждан, которые проживают (находятся) в населённых пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение.
Согласно пункту 16 Постановления № 12/94-8 от 23 июня 2021 года «О размерах и Порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» определено, что в случае совмещения с днём голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и (или) на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме размеры и порядок выплаты компенсации, дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях на этих региональных, местных выборах, референдумах, устанавливаются отдельным нормативным актом комиссии, организующей выборы соответственно в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, за счёт средств, выделенных ей на соответствующие выборы, референдум из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
30 июня 2021 года постановлением Пинежской территориальной избирательной комиссии №*** утверждён Порядок выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам территориальной и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса и гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях в период подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления Пинежского района Архангельской области нового созыва 19 сентября 2021 года (далее – Порядок №*** от 30 июня 2021 года).
30 июня 2021 года постановлением Пинежской территориальной избирательной комиссии №*** утверждены сметы расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального образования Архангельской области 19 сентября 2021 года.
Согласно смете расходов Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального образования Архангельской области, расходы на проведение данных выборов составляют 152723 рублей (приложения №***-№*** к постановлению от 30 июня 2021 года №***).
В судебном заседании установлено, что по состоянию на 27 июля 2021 года на избирательный счёт от администрации МО «Сосновское» поступила часть денежных средств, в сумме 28 900 рублей. Остальная часть денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального образования Архангельской области в Пинежскую территориальную избирательную комиссию от административного ответчика не поступила.
Изложенные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.
По доводам представителя административного ответчика, финансирование муниципальных выборов осуществлено администрацией МО «Сосновское» в необходимом объёме, который составляет 28 900 рублей согласно приложению №*** к решению Совета депутатов МО «Сосновское» №*** от 30 декабря 2020 года «О местном бюджете на 2021 год», поэтому бездействие в неперечислении Пинежской ТИК денежных средств на подготовку и проведение депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» отсутствует.
Вместе с тем, как следует из административного иска, административным истцом оспаривается бездействие администрации в части неполного (в недостающей сумме 123 823 руб., с учётом уточнения 123 713 руб. 60 коп.) перечисления Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального образования Архангельской области.
В соответствии с действующим законодательством денежные средства на подготовку и проведение выборов должны были поступить в полном объёме в распоряжение Пинежской территориальной избирательной комиссии не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, с учётом выходных дней не позднее 15 июля 2021 года.
Судом установлено и не оспаривается административным ответчиком, что денежные средства в бюджете МО «Сосновское» на финансирование указанных выборов в недостающей сумме 123 823 рублей заложены не были.
Согласно части 3, пункту 1 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета поселения - относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно статье 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
В силу части 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Таким образом, администрация сельского поселения в силу закона обладает исключительным полномочием на составление и внесение на обсуждение представительным органом поселения проекта бюджета и изменений в бюджет муниципального образования.
Так, согласно части 1 статьи 32 Устава МО «Сосновское» администрация Сосновского сельского поселения под руководством главы Сосновского сельского поселения осуществляет составление проекта бюджета Сосновского сельского поселения.
Согласно части 2 статьи 5 Устава МО «Сосновское» проекты решений Совета депутатов Сосновского сельского поселения о бюджете Сосновского сельского поселения, об утверждении отчёта об его исполнении могут быть внесены в Совет депутатов Сосновского сельского поселения только администрацией Сосновского сельского поселения.
Депутаты совета депутатов Сосновского сельского поселения вправе самостоятельно вносить в проект бюджета Сосновского сельского поселения только поправки, направленные на перераспределение бюджетных средств между отдельными статьями расходов, за исключением случаев, когда необходимость осуществления определенных расходов бюджета Сосновского сельского поселения вытекает из нормативных правовых актов Российской Федерации или нормативных правовых актов Архангельской области. Все другие поправки в проект бюджета Сосновского сельского поселения могут быть внесены депутатами Совета депутатов Сосновского сельского поселения только при наличии положительного заключения администрации Сосновской муниципального образования. Депутаты Совета депутатов Сосновского сельского поселения не вправе вносить в проект бюджета Сосновского сельского поселения поправки, направленные на изменение общего объёма доходов или расходов бюджета Сосновского муниципального образования.
Исполнение бюджета Сосновского сельского поселения осуществляется администрацией Сосновского сельского поселения (части 3,4 статьи 31 Устава).
Частью 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В силу положений статьи 9 БК РФ установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования.
При этом органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статья 31 БК РФ).
Пунктом 2 статьи 96 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования «Сосновское» в лице администрации МО «Сосновское» должны самостоятельно осуществлять финансовое обеспечение муниципальных выборов за счёт средств бюджета и тем самым обеспечить конституционное право граждан избирать и быть избранным.
Бездействие администрации МО «Сосновское», не предусмотревшей в бюджете муниципального образования «Сосновское» на 2021 год денежные средства на подготовку и проведение выборов депутатов муниципального образования «Сосновское» и не выполнившей обязанности по финансовому обеспечению указанных выборов, является неправомерным. Данное бездействие нарушает права истца в сфере финансирования выборов, создает угрозу срыва выборов депутатов муниципального образования «Сосновское» пятого созыва.
Довод административного ответчика о том, что финансирование муниципальных выборов должно осуществляться только в тех пределах бюджетных средств, которые были выделены на проведение выборов, а их расходование в большем объёме являются нецелевым расходованием средств бюджета, не могут быть приняты судом во внимание. Приведенное федеральное и региональное избирательное законодательство (пункт 1 статьи 57 Федерального закона № 67-ФЗ, пункты 1 -2 статьи 64 Закона Архангельской области № 268-13-ОЗ) не ставит сроки финансирования органом местного самоуправления муниципальных выборов в зависимость от того, были ли своевременно предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение проведения выборов в бюджете поселения. А финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, к числу которых относится обеспечение организационной и материально-технической подготовки и проведения муниципальных выборов, в силу пункта 2 статьи 18, пункта 5 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ исполняются за счёт средств местных бюджетов и не могут рассматриваться как нецелевое расходование бюджетных средств.
Возражения администрации МО «Сосновское» о том, что Пинежской ТИК не были доведены убедительные обоснования расходов на проведение выборов в сумме 123 823 руб. 00 коп. при их явной, по мнению ответчика, завышенности, и это дало ответчику основания для собственного расчёта объема финансирования дополнительных выборов, не могут быть приняты во внимание с учётом следующего.
Постановлением Пинежской территориальной избирательной комиссией от 30 июня 2021 года №*** утверждена смета расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области 19 сентября 2021 года на общую сумму (с учётом уточнения) 123 713 руб. 60 копеек.
Обоснование сметы приведено в расчёте расходов Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Совета депутатов МО «Сосновское».
Смета составлена по аналогии с методиками, которые применяются при составлении смет на финансирование избирательных кампаний федерального и регионального уровня Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией Архангельской области, выполнена с учетом количественного состава участковых избирательных комиссий, территориальной избирательной комиссии, времени их занятости на период избирательной кампании, подтверждена административным истцом документально, арифметических ошибок не содержит.
Расходы избирательных комиссий, которые не подлежат финансированию за счёт средств местного бюджета, в смету не включены.
Размеры дополнительной оплаты труда за один час работы членов избирательных комиссий и граждан, принятые при расчёте сметы, соответствуют Порядку №*** от 30 июня 2021 года, и действующему трудовому, гражданскому и избирательному законодательству не противоречат.
Смета, Порядок №*** от 30 июня 2021 года, выплаты утверждены постановлением уполномоченного органа – территориальной избирательной комиссией. Порядок №*** от 30 июня 2021 года действует, не подвергался нормативному контролю со стороны уполномоченных органов и суда.
Вместе с этим метод расчёта, предложенный ответчиком (путём индексации расходов, понесённых на проведение предыдущих выборов), не предполагает учёта фактических затрат Пинежской ТИК, необходимых для подготовки и проведения текущих муниципальных выборов.
Доводы ответчика о том, что Пинежская ТИК получает двойное финансирование одних и тех же расходов в связи с одновременным проведением избирательных кампаний по выборам депутатов Совета депутатов МО «Сосновское» и по выборам депутатов Государственной Думы, по существу сводятся к требованию об уменьшении расходов администрации на финансирование муниципальных выборов за счёт средств, выделенных на финансирование выборов другого уровня, что действующим избирательным законодательством не предусмотрено.
Кроме того, в силу пункта 6 статьи 57 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 7 статьи 65 Закона Архангельской области № 268-13-ОЗ предусмотрен последующий, а не предварительный контроль за использованием соответствующей избирательной комиссией денежных средств на подготовку и проведение соответствующих выборов.
При таких обстоятельствах оснований для перечисления на счёт Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на финансирование подготовки и проведения выборов в меньшем объёме, чем это установлено утверждённой избирательной комиссией сметой, у административного ответчика не имелось. Объём недофинансирования расходов Пинежской ТИК, связанных с подготовкой и проведением муниципальных выборов депутатов МО «Сосновское», составил 123 713 рублей 60 копеек (152613 руб. 60 коп.– 28900 руб.).
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что администрацией МО «Сосновское» допущено нарушение законодательства о выборах и референдумах как органом местного самоуправления, не выполнившим обязанность в пределах установленной законом компетенции, выразившееся в незаконном бездействии – недофинансировании Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области в размере 123713 рублей 60 копеек.
В связи с изложенным, поскольку при рассмотрении административного дела установлено незаконное бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении органом, наделённым публичными полномочиями, требований Федерального закона №67-ФЗ, Закона Архангельской области № 268-13-ОЗ, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Суд, с учётом части 2 статьи 188 КАС РФ, полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – немедленно с момента его вынесения. Основания для принятия решения о немедленном исполнении судом установлены, так как замедление исполнения этого решения может нанести ущерб публичным или частным интересам, принимая во внимание назначенную дату выборов и установленный КАС РФ срок вступления решения суда в законную силу, размер денежных средств, подлежащих перечислению на подготовку и проведение выборов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск Пинежской территориальной избирательной комиссии удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сосновское», выразившееся в неполном перечислении Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва.
Возложить на администрацию муниципального образования «Сосновское» обязанность осуществить дофинансирование Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение депутатов Совета депутатов муниципального образования «Сосновское» Пинежского муниципального района Архангельской области пятого созыва в размере 123 713 (Сто двадцать три тысячи семьсот тринадцать) рублей 60 копеек.
Обратить решение по настоящему административному делу к немедленному исполнению.
Администрации муниципального образования «Сосновское» необходимо направить сообщение об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы, представления через Пинежский районный суд Архангельской области.
Председательствующий И.А. Вторая
.