ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-276/2021 от 14.04.2021 Гагаринского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-276/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гагарин

Смоленской области 14 апреля 2021 года

Гагаринский районный суд Смоленской области, в составе:

председательствующего Л.Ю. Ерченко,

при секретаре-помощнике судьи Т.П. Горчаковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гринберг Ю. В. к Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности по оборудованию и содержанию уличного (дворового) освещения,

установил:

Гринберг Ю.В. обратилась в суд административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области (далее по тексту Администрация), которое выразилось в отсутствии организации уличного (дворового) освещения территории многоквартирного жилого дома и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем оборудования и содержания сети наружного уличного (дворового) освещения территории данного жилого дома.

В обоснование иска указано, что с ДД.ММ.ГГГГ она является собственником квартиры Разрешение на ввод в эксплуатацию дома выдано Администрацией МО «Гагаринский район» Смоленской области, однако вопрос об организации уличного (дворового) освещения ответчиком до настоящего времени не решен. На её обращение к последнему поступил ответ, из которого следует, что Администрация не обязана организовывать уличное освещение дома, чем нарушены её права, а так же права иных лиц.

В судебное заседание она по вызову не явилась, её интересы на основании доверенности представлял Ясинский С.С., который иск поддержал.

Представитель Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области Тюрина О.С., возражая против требований, сослалась на то, что строящийся <адрес> представляет собой единое здание, состоящее из восьми блок - секций с единой системой инженерно-технического обеспечения, единой системой благоустройства и проездов, имеет единый адрес. Данный дом не введен в эксплуатацию в полном объеме, а только квартиры с 1 по 152.

Все объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства всего дома, являются неделимой вещью, и по смыслу ст. 36 ЖК РФ будут являться общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.

Уличное освещение придомовой территории данного дома является запроектированным объектом. Застройщиком установлены железо - бетонные опоры на принадлежащем им земельном участке, часть из которых подключена к источнику электроснабжения.

Работы по организации придомовой территории 166-ти квартирного жилого дома будут произведены в полном объеме при сдаче последнего этапа строительства застройщиком.

Представитель привлеченного судом в качестве заинтересованного лица: ООО «Гагаринское ЖЭУ» - Сельденкова Т.Н., иск не поддержала, указав, что уличное освещение не может быть отнесено к общему имуществу собственников жилого дома. Дом целиком еще не сдан в эксплуатацию, блок - секции являются лишь частью единого объекта.

ООО «Консоль», привлеченное судом в качестве заинтересованного лица, своего представителя в судебное заседание не направило.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения, организации в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Реализация полномочий по организации электроснабжения в пределах городского поселения, исходя из положений Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», заключается в обязанности органа местного самоуправления обеспечить наличие в Муниципальном образовании необходимых мощностей электрической энергии с целью обеспечения возможности электроснабжения населения, действующих на территории организаций, а также физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В частности, орган местного самоуправления обязан создать электросетевую (гарантирующего поставщика) электросбытовую организации в муниципальном образовании, если таковые не созданы осуществляющими коммерческую деятельность юридическими и физическими лицами.

Пунктом 19 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованием улиц и номеров домов).

Пунктом 4 части 1 статьи 7 Устава МО «Гагаринский район» Смоленской области, принятого Гагаринской районной Думой от 04.10.2002 № 99 к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения.

Минстрой России в письме от 18.09.2017 от № 33418-А4/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещение улиц).

В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования город Гагарин Смоленской области, утвержденных решением Совета депутатов города Гагарин Смоленской области от 15.10.2018 № 108 к объектам благоустройства относятся: улицы (в том числе пешеходные) и дороги; к элементам благоустройства – элементы освещения (п. 3 ст. 1).

В силу ст. 22 вышеназванных Правил – улицы, дороги, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов и т.п. должны освещаться в темное время суток (п. 1).

Уличное освещение осуществляется в соответствии с договорами на оказание услуг уличного освещения территории муниципального образования, заключаемыми в установленном порядке Администрацией с энергоснабжающими организациями (п. 6).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, между ООО «Консоль» (застройщик) и Гринберг Ю.В. (дольщик) 23 августа 2019 года был заключен Договор участия в долевом строительстве, по условиям которого дольщик принимает участие в долевом строительстве квартиры При этом дольщик обязан произвести оплату, принять квартиру от заказчика по акту приема передачи в течение 7 дней с момента получения сообщения о завершении строительства и зарегистрировать право собственности на данный объект.

Согласно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 28.02.2019 Администрацией МО «Гагаринский район» Смоленской области и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 15.06.2020 разрешен ввод в эксплуатацию блок – секций ,4 и .

21.07.2020 по акту приема-передачи истцу передана квартира и 08.09.2020 переход права собственности зарегистрирован в ЕГРН за .

30.11.2020 Гринберг Ю.В. обратилась в Администрацию МО «Гагаринский район» Смоленской области по вопросу организации уличного (дворового) освещения, однако получила отказ со ссылкой на то, что этот вопрос уже был предметом судебного обсуждения.

Действительно, ранее к ответчику с аналогичными заявлениями в декабре 2019 года обращались жители этого дома, на что уведомлением от 02.12.2019 им в этом было отказано со ссылкой на положения ст. 36 ЖК РФ и п.п. «ж» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Администрация не возражает против подключения электрического стационарного освещения придомовой территории многоквартирного дома к уличному освещению г. Гагарин при условии установки прибора учета и оплаты потребленной электроэнергии собственниками помещений в доме

Между тем, в соответствие с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Поскольку, организация уличного освещения в пределах населенного пункта, в силу закона является обязанностью органа местного самоуправления, а на территории жилищного комплекса «Северный», где проживает на законных основаниях истец, вышеуказанные требования по освещению не соблюдены, имеются основания для удовлетворения иска в части признания незаконным бездействия по организации и содержанию сети наружного (дворового) освещения, так как нарушения в части отсутствия освещения на указанной территории возле жилого дома, состоящего из восьми блок – секций при введении в эксплуатацию и заселении 6-ти блок – секций или 155-ти квартир, влияют на безопасность дорожного движения внутри жилого комплекса; не обеспечивают охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, в том числе истца.

Представленными материалами дела: фототаблицами, справкой ООО «Гагаринское ЖЭУ», актом осмотра придомовой территории подтверждено, что уличное освещение придомовой территории в основном выполнено. На придомовой территории застройщиком установлено 10 опор уличного освещения, они расположены с внешней стороны дома, то есть со стороны проезжей части, но не подключены к источнику энергоснабжения.

На обращение застройщика («Консоль») о возможности подключения освещения многоквартирного жилого дома Администрация выразила несогласие лишь по причине необходимости установки прибора учета и оплаты потребленной электроэнергии собственниками помещений, что не основано на законе. Доводы представителя Администрации о том, что дом в целом еще не завершен строительством, а потому работы по организации освещения придомовой территории спорного жилого дома будут произведены при сдаче последнего этапа строительства застройщиком, не заслуживают внимания по вышеприведенным обстоятельствам.

Требования истца в части оборудования сети наружного освещения подлежат отклонению, поскольку данная обязанность в силу проектной документации лежит на застройщике, и он эту обязанность выполняет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Гринберг Ю. В. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области по организации и содержанию уличного (дворового) освещения территории многоквартирного жилого

Возложить на Администрацию муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области организовать в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу уличное (дворовое) освещение многоквартирного жилого дома

В остальной части требований отказать.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Смоленский областной суд через данный суд.

Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2021 года.

Председательствующий Л.Ю. Ерченко