ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-276/2022 от 15.03.2022 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № ххха-276/2022

67RS0№ ххх-40

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2022 года

Сафоновский районный суд в составе:

председательствующего судьи Павловой О.О., при секретаре Ашуровой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по к ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по о признании недействительным постановления начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по ФИО1 о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по (далее – административный истец, учреждение) обратилось в Сафоновский районный суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что дд.мм.гггг Сафоновский районным судом вынесено решение по делу № ххх об обязывании ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по принять меры по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию, в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне, защитного сооружения «укрытие», с инвентарным номером 67-укр-180, расположенного на территории учреждения по адресу: -3. Решение суда от дд.мм.гггг вступило в законную силу дд.мм.гггг. На основании решения суда заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по ФИО1 возбуждено исполнительное производство № ххх-ИП, постановление о возбуждении которого получено на руки представителем учреждения дд.мм.гггг. Во исполнение решения суда учреждением разработан и утвержден приказ от дд.мм.гггг№ ххх, в соответствии с которым назначено ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит организация правильного учета, содержания помещения, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического защитного сооружения, определен перечень и объем необходимых к проведению работ. Учреждением получено коммерческое предложение на оказание услуг по техническому обследованию здания сооружения гражданской обороны, направлена заявка в УФСИН Р. по о выделении денежных средств, произведен локально-сметный расчет на ремонт защитного сооружения. Не смотря проведенные учреждением мероприятия, начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по ФИО1дд.мм.гггг вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от дд.мм.гггг№ ххх-ИП в размере 50 000,00 руб. Учреждение полагает, что постановление о взыскании исполнительского сбора от дд.мм.гггг вынесено незаконно по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, в связи с чем, просит признать недействительным указанное постановление, освободить ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по от исполнительского сбора по постановлению от дд.мм.гггг.

Определением суда от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве соответчиков привлечены заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Сафоновскому и м ФИО1, а также У. Р. по .

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержала и пояснила, что решением суда на учреждение были возложены обязанности, часть из которых должна была быть исполнена в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, другая часть - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Таким образом, постановление о взыскании с учреждения исполнительского сбора было вынесено до истечения срока, установленного для исполнения решения суда.

Административный ответчик - заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по ФИО1, представлявшая также интересы ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по , в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в данном случае пристав действовал в рамках предоставленных законом полномочий.

Представитель У. Р. по , привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Рассмотреть дело в его отсутствие не просил, возражений на иск и ходатайств об отложении дела в суд не представил.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от дд.мм.гггг N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные указанным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Как следует из материалов дела, в производстве заместителя старшего судебного пристава ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по ФИО1 находилось исполнительное производство № ххх-ИП от дд.мм.гггг в отношении ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по .

Вступившим дд.мм.гггг в законную силу решением Сафоновского районного суда от дд.мм.гггг по иску Сафоновского межрайонного прокурора к ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по постановлено: обязать Федеральное казенное учреждение исправительная колония № ххх УФСИН Р. по принять меры по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне защитного сооружения (убежище) с инвентарным номером 67-у-0180, расположенного на территории ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по по адресу: 3, а именно: в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу назначить ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, определить перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ в соответствии с годовыми планами планово-предупредительных ремонтов; в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать необходимую проектно-сметную документацию для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО; устранить затопление помещения защитного сооружения, обеспечив гидроизоляцию защитного сооружения.

Во исполнение решения Сафоновского районного суда в ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по : дд.мм.гггг разработан и утвержден приказ ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по от дд.мм.гггг№ ххх «О назначении ответственных за содержание, обеспечение сохранности и внутреннего инженерно- технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером 67-укр-180 ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по », в соответствии с которым в ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по назначено ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит организация правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования защитного сооружения. Определен перечень и объем необходимых к проведению работ.

дд.мм.гггг получено коммерческое предложение на оказание услуг по техническому обследованию здания сооружения гражданской обороны от Смоленского регионального отделения Общероссийского общества фонда «Центр качества строительства».

дд.мм.гггг ФКУ ИК-3 УФСИН Р. направлена заявка в УФСИН Р. по о выделении денежных средств в размере 420 000 (четыреста двадцать тысяч) рублей 00 копеек для проведения технического обследования ЗС ГО, а именно техническое обследование строительных конструкций, техническое обследование инженерных систем, лабораторные исследования прочности материалов прочности строительных конструкций, инженерно-геодезические исследования, инженерно-геологические изыскания, выполнение расчетов защитных свойств несущих конструкций (исх. № ххх/ТО/3/15-1342 от дд.мм.гггг).

дд.мм.гггг получен ответ УФСИН Р. по на заявку ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по о выделении денежных средств от дд.мм.гггг (вх. № ххх/ТО/3-21 1 1 от дд.мм.гггг).

Откачка воды в защитном сооружении производилась с марта 2021 года, уровень воды снизился только с повышением температуры окружающей среды.

дд.мм.гггг произведен локально-сметный расчет на ремонт защитного сооружения. Согласно локально-сметного расчета сумма необходимых денежных средств составила 838 672 (восемьсот тридцать восемь тысяч шестьсот семьдесят два) рубля 80 копеек.

Тем не менее, начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по ФИО1 не смотря на сроки, установленные Сафоновским районным судом согласно решения от дд.мм.гггг по делу № ххх, дд.мм.гггг было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по .

Таким образом, с учетом даты вступления решения суда в законную силу, исходя из текста постановленного судебного акта, требования по исполнительному документу в части разработки необходимой проектно-сметной документации для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО; а также устранения затопления помещения защитного сооружения подлежат исполнению в срок до дд.мм.гггг – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

дд.мм.гггг судебным приставом-исполнителем ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по ФИО3 вынесено постановление об окончании исполнительного производства № ххх-ИП в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Вместе с тем, дд.мм.гггг заместителем старшего судебного пристава ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по ФИО1 вынесено постановление о взыскании с ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по исполнительского сбора в размере 50 000 руб., в связи с не исполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

На основании ч. 7 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным п. 3 или 4 ч. 1 ст. 46 настоящего Федерального закона либо п. 4, 6 или 7 ч. 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. (ч. 2 ст. 112 Закона).

В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от дд.мм.гггг N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В данном случае, поскольку срок для добровольного исполнения требований вступившего в законную силу судебного акта на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора еще не истек, суд приходит к выводу, что по состоянию на дд.мм.гггг у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для взыскания исполнительского сбора.

Доказательств того, что при вынесении оспариваемого постановления судебный пристав-исполнитель действовал в рамках своих служебных полномочий, а оспариваемое постановление отвечает требованиям Федерального закона "Об исполнительном производстве", суду не представлено.

В связи с чем административный иск ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по к ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по о признании недействительным постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по ФИО1 о взыскании исполнительского сбора от дд.мм.гггг подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН Р. по к ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по , заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по ФИО4 по удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Сафоновскому и м У. Р. по ФИО1 о взыскании исполнительского сбора от дд.мм.гггг признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.О. Павлова

(мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг)