ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-276/2022 от 26.05.2022 Куйтунского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Куйтун 26 мая 2022 г.

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Кондратьевой А.А.,

с участием представителя административного истца заместителя прокурора Куйтунского района Ханхашкеевой С.В., представителя административного ответчика Пытко Е.В., представителя заинтересованного лица Соловьевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-276/2022 по административному иску прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Куйтунский район о признании решения незаконными,

у с т а н о в и л:

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Куйтунского района проведена проверка по коллективному обращению жителей с. Панагино Куйтунского района о нарушении прав несовершеннолетних детей, проживающих в с. Панагино, на образование, допущенных в результате принятого администрацией Куйтунского района решения о реорганизации МКОУ «Панагинская ООШ» в форме присоединения к МКОУ «Усть-Кадинская СОШ». Так, 13.07.2021 исполняющим обязанности мэра муниципального образования «Куйтунский район» принято постановление № 1035-п «О реорганизации муниципального казенного образовательного учреждения «Панагинская основная общеобразовательная школа» и муниципального казенного образовательного учреждения «Усть-Кадинская средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Када в форме присоединения». В нарушение ч. 12 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ, ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ опрос граждан в соответствии со ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросу реорганизации школы, относящегося к вопросам местного значения муниципального района не проведен, Думой района решение о назначении опроса граждан не принималось, как следствие, мнение жителей с. Панагино путем их опроса с целью его учета при принятии администрацией решения о реорганизации школы не учтено. Администрацией района проведен и организован лишь сход граждан, который в соответствии с частью 1 ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления при решении вопросов местного значения, в т.ч. о реорганизации или ликвидации образовательных организаций, расположенных в сельском поселении, не является. Изложенное подтверждается объяснениями родителей учащихся, проживающих в с. Панагино, а также председателя Думы муниципального образования «Куйтунский район». При всем том, фактически согласно протоколу схода граждан, проведенного в с. Панагино 04.06.2021 и на котором присутствовало 25 жителей из 187 проживающих в селе, участвующие жители выразили мнение о сохранении в с. Панагино начальной школы и организации обучения учащихся 5-9 классов, проживающих в с. Панагино, на базе МКОУ «Усть-Кадинская СОШ». Однако данное мнение жителей с. Панагино 02.07.2021 созданной при администрации района комиссией по оценке последствий принятия решения о реорганизации школы путем ее присоединения к МКОУ «Усть-Кадинская СОШ», в т.ч. начальной школы, во внимание не принято, фактически комиссией положительное заключение на реорганизацию школы дано вразрез мнению жителей с. Панагино. Таким образом, при принятии оспариваемого постановления администрацией района грубо нарушены требования ч. 12 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ, в связи с чем принятый правовой акт противоречит требованиям действующего законодательства об образовании, следовательно, подлежал отмене. В связи с выявленными нарушениями закона 18.11.2021 прокуратурой района на постановление исполняющего обязанности мэра муниципального образования «Куйтунский район» от 13.07.2021 № 1035-п «О реорганизации МКОУ «Панагинская ООШ» и МКОУ «Усть-Кадинская СОШ» с. Усть-Када в форме присоединения» принесен протест с требованием о его отмене как незаконного. По результатам рассмотрения протеста прокуратуры района администрацией района меры по его отмене не приняты, что нарушило права несовершеннолетних учащихся, проживающих в с. Панагино Куйтунского района, на доступность образования, гарантированное Конституцией Российской Федерацией. Администрация района альтернативные меры, позволяющие организовать образовательный процесс в школе с. Панагино, не приняла, грубо нарушив процедуру принятия решения о реорганизации школы, не приняв во внимание мнение жителей населенного пункта, родителей учащихся о сохранении в с. Панагино начальной школы и организации обучения учащихся 5-9 классов, проживающих в с. Панагино, на базе МКОУ «Усть-Кадинская СОШ». Просит суд признать действия администрации муниципального образования «Куйтунский район», выраженное в вынесении исполняющим обязанности мэра муниципального образования «Куйтунский район» постановления от 13.07.2021 № 1035-п «О реорганизации МКОУ «Панагинская ООШ» и МКОУ «Усть-Кадинская СОШ» с. Усть-Када в форме присоединения, незаконным. Возложить на администрацию муниципального образования «Куйтунский район» обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних путем отмены постановления исполняющего обязанности мэра муниципального образования «Куйтунский район» от 13.07.2021 № 1035-п «О реорганизации МКОУ «Панагинская ООШ» и МКОУ «Усть-Кадинская СОШ» с.Усть-Када в форме присоединения» как незаконного.

Представитель административного истца заместитель прокурора Куйтунского района Ханхашкеева С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Куйтунский район по доверенности Пытко Е.В. заявленные требования прокурора признала частично и пояснила, что в конце мая 2022 года был проведен опрос жителей поселка Панагино по вопросу реорганизации школы. Из 69 процентов принявших участие в опросе жителей 73 процента из них согласились с реорганизацией школы. В настоящее время процедура реорганизации школы завершена, Панагинская школа с учета снята. При таких обстоятельствах возобновление ее деятельности нецелесообразно. Просила постановление исполняющего обязанности мэра муниципального образования Куйтунский район от 13.07.2021 № 1035-п «О реорганизации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Панагинская основная общеобразовательная школа и муниципального казенного общеобразовательного учреждения Усть-Кадинская средняя общеобразовательная школа с. Усть-Када в форме присоединения» оставить в силе

Представитель заинтересованного лица муниципального казенного общеобразовательного учреждения Усть-Кадинская средняя общеобразовательная школа с. Усть-Када по должности директор Соловьева К.В. с требованиями прокурора не согласилась и пояснила, что дети из п.Панагино уже адаптировались к учете в новых условиях, привыкли к учителям. С интересом ездят на соревнования, различные мероприятия. Возвращаться в Панагинскую школу дети сами не хотят. Кроме того, учебный процесс там невозможен.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Данное конституционное право также регламентировано статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 273-ФЗ).

Частью 4 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Судом установлено и следует из материалов дела, что учредителем МКОУ «Панагинская ООШ» к МКОУ «Усть-Кадинская СОШ» является администрация муниципального образования «Куйтунский район».

28 июня 2021 г. администрацией муниципального образования «Куйтунский район» вынесено постановление «О создании комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации МКОУ «Панагинская ООШ» в форме присоединения к МКОУ «Усть-Кадинская СОШ».

02 июля 2021 г. комиссией дано положительное заключение на реорганизацию МКОУ «Панагинская ООШ» в форме присоединения к МКОУ «Усть-Кадинская СОШ».

04 июня 2021 года был проведен сход граждан проживающих в селе жителей п. Панагино, в том числе по вопросу присоединения МКОУ «Панагинская СОШ» к МКОУ «Усть-Кадинская СОШ», на котором присутствовало 25 жителей поселка из 187. Решено оставить в п. Панагино начальную школу и организовать подвоз учеников в Усть-Кадинскую школу с 5 по 9 класс.

13 июля 2021 года и.о. мэра муниципального образования «Куйтунский район» вынесено постановление N 1035-п «О реорганизации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Панагинская основная общеобразовательная школа и муниципального казенного общеобразовательного учреждения Усть-Кадинская средняя общеобразовательная школа с. Усть-Када в форме присоединения».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 08 декабря 2021 года МКОУ «Панагинская ООШ» 08 ноября 2021 года прекратило деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к МКОУ «Усть-Кадинская СОШ».

08 ноября 2021 года прокурором Куйтунского района в адрес администрации муниципального образования «Куйтунский район» внесен протест, из которого следует, что прокурор требовал отменить постановление и.о. мэра муниципального образования «Куйтунский район» от 13.07.2021 № 1035- п «О реорганизации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Панагинская основная общеобразовательная школа и муниципального казенного общеобразовательного учреждения Усть-Кадинская средняя общеобразовательная школа с. Усть-Када в форме присоединения».

Согласно ответу администрации муниципального образования «Куйтунский район» от 24 ноября 2021 года на протест прокурора, отмена постановления является нецелесообразной в связи с тем, что 08.11.2021 года реорганизация завершена. Причинами реорганизации послужили: отсутствие в МКОУ Панагинская ООШ кадров, спортивного зала, интернета, несоответствие столовой нормам СанПиН. На сегодняшний день имеется только один педагог- Бриль Л.Г., который находится в отпуске по уходу за ребенком. В МКОУ Панагинская ООШ - 25 учащихся (17 детей - с 5 по 9 классы, начальные классы: 7 учащихся), чьи родители подали заявление в МКОУ Усть-Кадинская СОШ. Мнение жителей о реорганизации МКОУ «Панагинская ООШ» путем присоединения к МКОУ «Усть-Кадинская СОШ» было отражено в протоколе схода граждан. В целях эффективного использования материально-экономических ресурсов, с учетом сложившейся обстановки (отсутствие кадров) считают, что решение о реорганизации было принято правильно, обоснованно и своевременно.

Из объяснения начальника Управления образования администрации МО «Куйтунский район» Подлиновой Е.Н. следует, что причинами инициирования вопроса о реорганизации МКОУ «Панагинская ООШ» явились обращения жителей п. Панагино Куйтунского района, поступившие в 2020 г. в управление образования района, по вопросам отсутствия условий для обучения детей в образовательном учреждении (нехватка и несоответствие требованиям педагогического персонала, отсутствие подключения к сети «Интернет»). Кроме того, здание школы не в полной мере соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, в т.ч. отсутствуют теплые туалеты, нет спортивного зала, помещения для уроков труда. Ближайшим общеобразовательным учреждением к п. Панагино является МКОУ «Усть-Кадинская СОШ», которая полностью соответствует требованиям законодательства, предъявляемым как к зданию школы (наличие теплых туалетов, столовых), так и к педагогическому персоналу учреждения (педагоги-предметники), имеются все условия для дополнительного образования, открыта группа продленного дня. В связи с изложенным принято решение о реорганизации МКОУ «Панагинская ООШ» путем присоединения к МКОУ «Усть-Кадинская СОШ». На период 2021-2022 учебного года в п. Панагино проживает 24 школьника, из них младших школьников 6 человек, из которых 1 первоклассник. При этом родители 2 младших школьников сразу же после проведения схода изъявили желание обучать детей в МКОУ «Усть-Кадинская СОШ», о чем написали заявления. В настоящее время управлением образования организован подвоз детей из п. Панагино к МКОУ «Усть-Кадинская СОШ» школьным автобусом МКОУ «Усть-Кадинская СОШ», также выделен еще один автобус (на 22 места каждый), подвоз организован двумя автобусами. Все автобусы прошли технический осмотр, по результатам которого дано заключение о их соответствии требованиям закона. Кроме того, готовится к передаче в оперативное управление МКОУ «Усть-Кадинская СОШ» автомобиля «Газель» (на 12 мест) для организации отдельного подвоза младших школьников.

Из объяснений жителей п. Панагино Шашловой Л.П., Таюрской Е.С., Мельгуновой С.М., Тихоновой Е.А. следует, что они не согласны с решением о закрытии школы в п. Панагино, считают, что такое решение нарушило права их детей на образование.

Из объяснения председателя Думы муниципального образования «Куйтунский район» Якубчик А.О. следует, что в течение 2021 года на заседаниях Думы района решения о назначении и проведении в с. Панагино Куйтунского района опроса жителей населенного пункта с целью учета их мнения при принятии администрацией района решения о реорганизации МКОУ «Панагинская ООШ» и МКОУ «Усть-Кадинская СОШ» не выносилось.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования (п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Как следует из буквального толкования содержания ч.ч. 10, 12 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, а если речь идет о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации такой организации не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ мнение жителей поселения с целью его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления выявляется путем опроса граждан, проводимого на всей территории муниципального образования или на части его территории. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Судом установлено, что в нарушение ч. 12 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ, ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ опрос граждан в соответствии со ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросу реорганизации школы, относящегося к вопросам местного значения муниципального района, не проведен. Думой района решение о назначении опроса граждан не принималось. Таким образом, мнение жителей п. Панагино путем их опроса с целью его учета при принятии администрацией решения о реорганизации школы не выяснялось. Администрацией района проведен и организован лишь сход граждан, который в соответствии с частью 1 ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления при решении вопросов местного значения, в т.ч. о реорганизации или ликвидации образовательных организаций, расположенных в сельском поселении, не является.

Таким образом, при принятии оспариваемого постановления администрацией района нарушены требования ч. 12 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ, в связи с чем, принятый правовой акт противоречит требованиям действующего законодательства об образовании. Тем самым нарушены права несовершеннолетних учащихся, проживающих в с. Панагино Куйтунского района, на доступность образования, гарантированное Конституцией Российской Федерацией.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Куйтунского района удовлетворить.

Признать постановление исполняющего обязанности мэра муниципального образования «Куйтунский район» от 13.07.2021 № 1035-п «О реорганизации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Панагинская основная общеобразовательная школа и муниципального казенного общеобразовательного учреждения Усть-Кадинская средняя общеобразовательная школа с.Усть-Када в форме присоединения» незаконным.

Возложить на администрацию муниципального образования «Куйтунский район» обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних путем отмены постановления исполняющего обязанности мэра муниципального образования «Куйтунский район» от 13.07.2021 № 1035-п «О реорганизации муниципального казенного общеобразовательного учреждения Панагинская основная общеобразовательная школа и муниципального казенного общеобразовательного учреждения Усть-Кадинская средняя общеобразовательная школа с.Усть-Када в форме присоединения» как незаконного.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья В.П. Степаненко