ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-276/2024 от 18.01.2024 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-276/2024

УИД: 34RS0004-01-2023-003662-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Рудковой Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Федоровой А.В.,

с участием представителя административного ответчика участковой избирательной комиссии по доверенности ФИО10,

председателя участковой избирательной комиссии ФИО8,

председателя территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда ФИО11, представителя избирательной комиссии Волгоградской области по доверенности ФИО7, старшего помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда ФИО9,

18 января 2024 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению уполномоченного представителя избирательного объединения «Региональное отделение в Волгоградской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» ФИО2 к участковой избирательной комиссии избирательного участка , территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда, избирательной комиссии Волгоградской области о признании незаконным бездействия участковой избирательной комиссии и оспаривании решения участковой избирательной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Уполномоченный представитель избирательного объединения «Региональное отделение в Волгоградской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» ФИО2 обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии избирательного участка , территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда, в котором просит признать незаконным бездействие участковой избирательной комиссии избирательного участка в части отказа наблюдателю ФИО1 в ознакомлении со списком (книгами) избирателей; признать незаконным решение участковой избирательной комиссии избирательного участка от 10 сентября 2023 года ; признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда от 12 сентября 2023 года.

В обоснование административного иска указано, что 10 сентября 2023 года ФИО1, назначенная избирательным объединением «Региональное отделение в Волгоградской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» наблюдателем, находилась на избирательном участке . В ходе наблюдения за ходом голосования наблюдатель ФИО1, обратилась к председателю участковой избирательной комиссии с требованием ознакомить ее со списками (книгами) избирателей, в чем ей было отказано, в связи с чем, ей была подана жалоба. Решением комиссии от 10 сентября 2023 года в удовлетворении жалобы отказано, по мотиву недопустимости ознакомления с полным содержанием списка избирателей со ссылкой на положения Федерального закона «О персональных данных». В интересах обеспечения прав по наблюдению кандидатом в депутаты Волгоградской городской Думы VII созыва ФИО5 подана жалоба в ТИК по Красноармейскому району г. Волгограда на решение территориальной избирательной комиссии от 10 сентября 2023 года . Решением территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда от 12 сентября 2023 года в удовлетворении жалобы на решение комиссии отказано по аналогичным основаниям.

По указанным основаниям административный истец уполномоченный представитель избирательного объединения «Региональное отделение в Волгоградской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» ФИО2 просил признать незаконным бездействие участковой избирательной комиссии избирательного участка в части отказа наблюдателю ФИО1 в ознакомлении со списком (книгами) избирателей; признать незаконным решение участковой избирательной комиссии избирательного участка от 10 сентября 2023 года ; признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда от 12 сентября 2023 года.

В рамках рассмотрения дела в качестве соответчика по делу привлечена избирательная комиссия Волгоградской области.

Административный истец уполномоченный представитель избирательного объединения «Региональное отделение в Волгоградской области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» ФИО2 будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии по доверенности ФИО10, председатель участковой избирательной комиссии ФИО8 доводы возражений поддержали, просили в удовлетворении заявленных требований отказать, считая, что оснований для их удовлетворения не имеется.

Председатель территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда ФИО11 возражал против удовлетворения заявленных требований, считая, что оснований для их удовлетворения не имеется по доводам, изложенным в возражениях на административный иск.

В судебном заседании представитель избирательной комиссии Волгоградской области по доверенности ФИО7, доводы возражений поддержала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, считая, что оснований для их удовлетворения не имеется.

Выслушав заключение помощника старшего помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда ФИО9, полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению ввиду отсутствия доказательств нарушения прав ФИО1 при реализации ей полномочий наблюдателя, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу части 3 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, наблюдатели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме (пункт 10 статьи 75 Федерального закона N 67).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Пунктом 42 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2023) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что наблюдатель - это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

В целях обеспечения прав и интересов кандидатов, открытости и гласности в работе избирательных комиссий Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предоставляет кандидату право назначить в каждую участковую избирательную комиссию, осуществляющую обеспечение процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса и одновременно с этим право назначить наблюдателей, уполномоченных осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов (подпункт 42 статьи 2, пункт 1 статьи 27, пункт 20 статьи 29, пункт 4 статьи 30).

В силу п. 3 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Права наблюдателей закреплены пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в том числе право:

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, в том числе составленными в электронном виде, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;

з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях;

к) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

Статьей 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи (пункт 1).

Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом (пункт 7 приведенной статьи).

В силу п. 11 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В свою очередь, избирательная комиссия является коллегиальным органом, формируемым в порядке и сроки, которые установлены законом, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение выборов (п. 21 ст. 2 ФЗ N 67-ФЗ).

Как установлено п. 2 ст. 19 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2023) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке (за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 настоящей статьи). Избирательные участки, участки референдума образуются с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума. Перечень избирательных участков, участков референдума и их границы подлежат обязательному уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в случае нарушения пункта 4 настоящей статьи.

В соответствии с абзацем 6 п. 1 ст. 20 Закона N 67-ФЗ, в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума, в том числе, участковые комиссии.

Как следует из п. 8 ст. 20 Закона N 67-ФЗ, компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Статьей 14 Закона Волгоградской области от 06.12.2006 N 1373-ОД (ред. от 13.06.2023) "О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области" (принят Волгоградской областной Думой 16.11.2006) установлено, что территориальные избирательные комиссии, организующие подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума (далее - организующие выборы территориальные избирательные комиссии), участковые избирательные комиссии осуществляют в пределах своей компетенции организацию и обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, в том числе обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, контроля за соблюдением указанных прав (пункт 1).

Порядок и сроки формирования избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления определяются в соответствии с федеральными законами и Законом Волгоградской области "Об избирательных комиссиях в Волгоградской области".

Компетенция, полномочия и порядок деятельности организующих выборы территориальных избирательных комиссий, территориальных избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Уставом Волгоградской области, настоящим Законом, Законом Волгоградской области "Об избирательных комиссиях в Волгоградской области" и уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами (пункт 4).

В свою очередь, пунктом 1 статьи 9 Закона Волгоградской области от 07.12.2006 N 1378-ОД (ред. от 13.06.2023) "Об избирательных комиссиях в Волгоградской области" (принят Волгоградской областной Думой 16.11.2006) предусмотрено, что избирательная комиссия Волгоградской области, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Волгоградской областной Думе, а также на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений.

Статьей 18 пунктом 9 Закона Волгоградской области от 07.12.2006 N 1378-ОД (ред. от 13.06.2023) "Об избирательных комиссиях в Волгоградской области" (принят Волгоградской областной Думой 16.11.2006) также предусмотрены права наблюдателя, в том числе:

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, в том числе составленными в электронном виде, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

в) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

г) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

д) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

е) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

ж) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

з) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, Общественной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Волгоградской области, направивших наблюдателя в комиссию. Форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;

и) обжаловать в порядке, установленном статьей 24 настоящего Закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, Избирательную комиссию Волгоградской области, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

к) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях;

л) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 допущена наблюдателем на Участковой избирательной комиссии избирательного участка , в связи с чем обладает правами, предоставленными ей п. 9 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 9 ст. 18 Закона Волгоградской области от 07.12.2006 N 1378-ОД (ред. от 13.06.2023) «Об избирательных комиссиях в Волгоградской области».

Из содержания административного искового заявления следует, что ФИО1, находясь 10 сентября 2023 года в качестве наблюдателя на Участковой избирательной комиссии избирательного участка обратилась к председателю участковой избирательной комиссии с требованием ознакомить ее со списком (книгами) избирателей, в ознакомлении с содержанием списка избирателей было отказано, визуально продемонстрировано наличие самого списка (книг) избирателей.

В этой связи, ФИО1 10 сентября 2023 года в 8 час. 03 мин. обратилась с письменной жалобой на имя председателя Участковой избирательной комиссии избирательного участка , в которой изложила обстоятельства о том, что ею при осуществлении наблюдения за голосованием и (или) установлением итогов голосования 10 сентября 2023 года в участковой избирательной комиссии избирательного участка замечены следующие нарушения избирательного законодательства, а именно, то сто она не смогла ознакомиться с книгой избирателей на наличие пометок, нюансов, так как расстояние от места наблюдателей до нахождения книг большое просмотреть нет возможности, просила принять меры по пресечению нарушений и устранению их последствий, а также принять меры для привлечения виновных лиц к ответственности.

По результатам рассмотрения поступившей жалобы Участковой избирательной комиссией избирательного участка 10 сентября 2023 года принято решение об отказе наблюдателю ФИО1 в удовлетворении жалобы о нарушении избирательного законодательства.

Как указано в решении права ФИО1 как наблюдателя на ознакомление со списками избирателей были соблюдены, такое право было ей предоставлено, представлена визуальная демонстрация списка избирателей, разделенного на отдельные книги, с наличием брошюровки, нумерации, а также скрепления печатью, в соответствии со ст. 64 ФЗ №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Заявителю жалобы была представлена возможность визуального ознакомления с запрашиваемыми сведениями в рамках установленных законом ограничений, а именно персональных данных избирателей. Кроме того, ФИО1 было предложено пройти непосредственно к месту нахождения книги и убедиться в наличии нумерации, брошюровки, без применения фото- видео-фиксации, чем ФИО1 не воспользовалась, требовала детального ознакомления.

Как установлено в судебном заседании требования ФИО1 заключались в предоставлении списка избирателей на продолжительное время, а также для осуществления фото- видео-фиксации непосредственно списка избирателей и содержащихся в нем сведений.

Не согласившись с решением от 10 сентября 2023 года Участковой избирательной комиссией избирательного участка кандидатом в депутаты ФИО5 10 сентября 2023 года в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации направлено обращение о предполагаемых нарушениях на избирательном участке № Красноармейского района г. Волгограда, направленная для рассмотрения председателю избирательной комиссии Волгоградской области.

12 сентября 2023 г. решением территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда, в удовлетворении жалобы отказано. Как указано в решении права ФИО1, как наблюдателя на ознакомление со списками избирателей были соблюдены, такое право было ей предоставлено. Требования о передаче списков для ознакомления на более длительное время не могут быть удовлетворены, так как идет процесс голосования, со списками избирателей работают члены участковой избирательной комиссии. Также указано на недопустимость воспрепятствования работе комиссии со стороны наблюдателя и необходимость соблюдения требований ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных».

По указанным основаниям в оспариваемом решении сделан вывод о том, что решение участковой избирательной комиссии избирательного участка от 10 сентября 2023 года №1 «О рассмотрении жалобы ФИО1» является законным и обоснованным, оспариваемые действия совершены в пределах предоставленных полномочий в соответствии с требованиями избирательного законодательства, права и законные интересы наблюдателя ФИО1 не нарушены, в связи с чем оснований для его отмены отсутствуют.

Суд, оценивая установленную в судебном заседании совокупность фактических обстоятельств дела, приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных уполномоченным представителем избирательного объединения «Региональное отделение в <адрес> политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» ФИО2 требований, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что наблюдателю ФИО1 были предоставлены списки избирателей для ознакомления, путем их обозрения на наличие и достоверность сведений, следовательно, административными ответчиками не были нарушены права наблюдателя ФИО1 на ознакомление со списками избирателей.

Доводы административного истца о нарушении прав наблюдателя ФИО1, поскольку не смогла ознакомиться с книгой избирателей на наличие пометок, нюансов, что воспрепятствовало ей в более детальном ознакомлении с ними, не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.

Законодательно порядок ознакомления со списками избирателей, в том числе, относительно времени, которое может быть затрачено наблюдателем на ознакомление со списками избирателей, действующими нормативно-правовыми актами не урегулирован.

Кроме того, в оспариваемых решениях отказом к удовлетворению жалобы наблюдателя ФИО1, а также кандидата в депутаты ФИО5, также указано на обеспечение требований, предъявляемых положениями ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных».

Порядок доступа к персональным данным регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Согласно статье 3 Закона о персональных данных персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии со статьей 7 названного Закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность (статья 24 Закона о персональных данных).

По указанным основаниям, суд считает, что наблюдателю ФИО1 была предоставлена возможность визуального ознакомления со списками избирателей, при этом, испрашиваемый наблюдателем ФИО1 детальный порядок ознакомления со списками избирателей, под которым понимается фото-, видеосъемка способно привести к нарушению требований, установленных положениями ФЗ № 152-ФЗ.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в пункте 15 содержит разъяснение, в силу которого наблюдатели, исходя из особенностей их правового статуса, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий, в частности с нахождением в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, наблюдением за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума. При этом наблюдатель не вправе совершать действия, препятствующие работе комиссии, а также иные действия, запрещенные законом (подпункт "з" пункта 9, подпункт "е" пункта 10 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ).

В этой связи суд считает необходимым также отметить, что в силу пп. "е" п. 10 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, наблюдатель не вправе совершать действия, препятствующие работе комиссии.

Обращение наблюдателя ФИО1 по вопросу ознакомления со списками избирателей имело место в период проведения процесса голосования, то есть во время работы со списками членов участковой избирательной комиссии.

Основной довод требований административного истца сводится к недостаточности времени, предоставленного наблюдателю ФИО1 для ознакомления со списками, которые были представлены, но отсутствовала возможность детального осмотра на продолжительное время, с применением фото-видео фиксации непосредственно списка избирателей и содержащихся в нем сведений.

Как указано выше, процедура ознакомления со списками избирателей, в том числе, относительно времени такого ознакомления, законодательно не урегулирована. Со списками избирателей наблюдатель ФИО1 была ознакомлена, что свидетельствует о соблюдении его прав как наблюдателя.

Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что фактически наблюдателю ФИО1 была предоставлена возможность ознакомления со списками избирателей, передача их на длительное время избирательным законодательством не предусмотрена и повлекла бы остановку работы комиссии, а осуществления фото- и видеосъемки списка избирателей являлось бы нарушением требований действующего законодательства, при этом доказательств препятствования в ознакомлении с названными списками суду не предоставлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований признания незаконным бездействие участковой избирательной комиссии избирательного участка в части отказа наблюдателю ФИО1 в ознакомлении со списком (книгами) избирателей, признания незаконным решения участковой избирательной комиссии избирательного участка от 10 сентября 2023 года № 1, признании незаконным решение территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда от 12 сентября 2023 года.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд, руководствуясь положениями вышеприведенных норм действующего законодательства, принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, суд считает заявленные требования административного истца не подлежащими удовлетворению по изложенным выше основаниям.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления уполномоченного представителя избирательного объединения «Региональное отделение в <адрес> политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» ФИО2 к участковой избирательной комиссии избирательного участка , территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда, избирательной комиссии Волгоградской области о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии избирательного участка от 10 сентября 2023 года , признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии по Красноармейскому району г. Волгограда от 12 сентября 2023 года, признании незаконным бездействие участковой избирательной комиссии избирательного участка в части отказа наблюдателю ФИО1 в ознакомлении со списком (книгами) избирателей – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Н.Г.Рудкова

Мотивированное решение составлено 01 февраля 2024 года.

Председательствующий: Н.Г.Рудкова