ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2771/16 от 02.03.2016 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-2771/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2016 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,

при секретаре Олюниной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Алексеева ВИ о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома,

у с т а н о в и л :

Алексеев В.И. (далее по тексту – административный истец) обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее по тексту — ГУАиГ ) в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

Требования мотивированы тем, что <дата> Алексеев В.И. обратился в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>. Письмом от <дата><номер> он получил отказ в выдаче такого разрешения со ссылкой на то, что вышеуказанный земельный участок расположен в зоне Ж-1, кроме того, коэффициент плотности застройки должен составлять не более <данные изъяты> и максимальный процент застройки не превышать <данные изъяты> %, однако на представленной схеме планировочной организации земельного участка указанные коэффициенты превышают нормативные.

Полагая, что указанный отказ является незаконным, так как он не соответствуют закону, ограничивает права собственника земельного участка на владение, пользование и распоряжение имуществом, истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением.

Административный истец Алексеев В.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель ГУАиГ Никитенко С.Н., действующая на основании доверенности в суде требования истца не признала, представила в суд письменный отзыв, который приобщен к материалам дела. Согласно которого просила в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007г. № 344, являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны. При этом строительство новых объектов должно осуществлять в соответствии с требования градостроительных регламентов. Подготовка градостроительных планов земельных участки осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительств реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (п.1 ст. Градостроительного кодекса РФ). Истец, получив градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, знал о правовом режиме своего земельного участка, указанный участок расположен в территориальной зоне Ж1 – зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности ( 5-9 этажей и выше). В территориальной зоне Ж1 строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено ни в качестве условно разрешенных видов использования, ни в качестве основных. Кроме того, в представленной в ГУАиГ схеме планировочной организации земельного участка при размещении объекта не учтено то, что максимальный коэффициент застройки земельного участка для индивидуальных жилых домов не должен превышать <данные изъяты> %, а коэффициент плотности застройки не должен превышать значения <данные изъяты>.

Выслушав объяснения явившихся в суд лиц, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно договора купли-продажи <номер> от <дата> Алексеев В.И. ( покупатель) приобрел у Торговой Е.Н. ( продавец) в собственность земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населенных пунктов и жилой дом по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельства о регистрации права собственности <номер> от <дата> Алексееву В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельства о регистрации права собственности <номер> от <дата>.Алексееву В.И. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.

<дата> Приказом Администрации г. Ижевска <номер> утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <номер> по <адрес>.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от <дата><номер> с кадастровым номером <номер> разрешенное использование земельного участка: для обслуживания жилого дома.

<дата> Алексеев В.И. обратился в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.

<дата> ГУАиГ письмом за <номер> отказало Алексееву В.И. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, мотивировав свой отказ несоответствием схемы планировочной организации земельного участка градостроительным регламентам, указанным в градостроительном плане земельного участка <номер>, утвержденным Приказом Администрации г. Ижевска от <дата><номер> кроме того, коэффициент плотности застройки должен составлять не более <данные изъяты> и максимальный процент застройки не превышать <данные изъяты> %, однако на представленной схеме планировочной организации земельного участка указанные коэффициенты превышают нормативные.

Схема планировочной организации земельного участка представлена Алексееву В.И. в ГУАиГ при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, представленных сторонами документов, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.

Заявление Алексеева В.И. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 4 Кодекса об административном судопроизводстве ( далее по тексту – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее по тексту – ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с выдачей разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

При рассмотрении настоящего дела условия создания препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод нашли свое подтверждение.

ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 121 (далее по тексту – Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования « Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.

Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с п. 3.5 Положения о ГУАиГ начальник Главного управления – главный архитектор города Ижевска обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.

Таким образом, согласно вышеназванным положениям начальник ГУАиГ вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника. При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство заявителем не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.

На основании ст. 209 ГК РФ Иванова В.А., являясь собственником земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее – ЗК РФ) собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласноположениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

В судебном заседании установлено, что Алексеев В.И. владеет земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., который согласно свидетельства о праве собственности находится на землях населенных пунктов.

Строительство объектов недвижимости может производиться только по специальному разрешению.

Порядок выдачи разрешений на строительство определен статьей 51 ГрК РФ, согласно части 1 которой, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

По общему правилу (часть 4 статьи 51 ГрК РФ) разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройке земельного участка.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;

3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

Согласование архитектором схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства является одной из стадий подготовки документов для оформления разрешения на строительство (часть 9 статьи 51 ГрК РФ), следовательно, согласование указанной схемы должно производиться архитектором с учетом норм градостроительного законодательства в части соответствия предполагаемого строительства целевому назначению земельного участка и его разрешенному использованию.

<дата> Алексеев В.И. обратился с заявлением установленной ГУАиГ формы с просьбой выдать разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, схема размещения индивидуального жилого дома была передана для утверждения вместе с заявлением о выдаче разрешения для строительства индивидуального жилого дома.

<дата> Алексееву В.И. был направлен отказ, который мотивирован несоответствием схемы планировочной организации земельного участка градостроительным регламентам, указанным в градостроительном плане земельного участка <номер>, утвержденного Приказом Администрации г. Ижевска от <дата><номер> Земельный участок на котором предполагается строительство расположен в зоне Ж-1 – зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности. Градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г.Ижевска от 27.11.2007 г. № 344, не предусматривает в зоне Ж-1 строительство и реконструкцию индивидуальных жилых домов.

Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 1 статьей 85 ЗК РФ – в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах ( в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).

Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Судом установлено, что земельный участок расположенный по адресу: <адрес> расположен в жилой зоне и предназначен для жилой застройки.

Из кадастровой выписки о земельном участке следует, что он расположен на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: для эксплуатации жилого дома.

Таким образом, противоречий между указанным в документах на землю разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования заявителем земельного участка не усматривается.

Отказывая в выдаче разрешения на строительство, ГУАиГ указало, что разрешенное использование земельного участка не позволяет осуществлять на нем строительство индивидуального жилого дома. Однако нормы ГрК РФ и ЗК РФ не содержат такого запрета, поскольку земельный участок заявителя расположен в составе жилой застройки, т.е. в силу пункта 5 статьи 85 ЗК РФ предназначен для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.

Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участка истца, в установленном законом порядке не зарегистрировано, о чем указано в свидетельстве о праве собственности на земельный участок, кадастровой выписке о земельном участке.

Отказ ГУАиГ также мотивирован тем, что в представленной схеме планировочной организации земельного участка при размещении объекта не учтено то, что максимальный коэффициент застройки земельного участка для индивидуальных жилых домов не должен превышать <данные изъяты> %, а коэффициент плотности застройки не должен превышать значения <данные изъяты>

Согласно градостроительного плана земельного участка <номер> максимальный коэффициент застройки в границах земельного участка и максимальный коэффициент плотности застройки – определяется местными нормативами градостроительного проектирования.

Однако суд отмечает, что Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными решением Городской Думы г.Ижевска от 27.11.2007 г. № 344 для зоны Ж1 ни максимальный коэффициент застройки, ни максимальный коэффициент плотности застройки участка нормативами градостроительного проектирования по Удмуртской Республике (Постановление Правительства УР от 16.07.2012 N 318 (ред. от 24.02.2015) "Об утверждении Нормативов градостроительного проектирования по Удмуртской Республике" (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 25.07.2012 N RU18000201200496)) для земельных участков площадью до 600 кв.м. по застройке домами усадебного типа - не определен.

Оспариваемый отказ нарушает права административного истца, предусмотренные статьи209 ГК РФ, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же создает препятствия к осуществлению прав на возведение на земельном участке жилого дома, установленного статьей 263 ГК РФ и статей 40 ЗК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление ( по данной категории дел) может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В суд с заявлением Алексеев В.И. обратился <дата> При этом в ходе судебного заседания установлено, что отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома ГУАиГ направлен Алексееву В.И. <дата>

Исходя из изложенного судом установлено, что Алексеев В.И. обратился в суд без пропуска установленного законом 3-х месячного срока.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в согласовании схемы планировочной организации земельного участка, в выдаче разрешения на строительство не соответствует части 13 статьи 51 ГрК РФ, нарушает права административного истца и создает препятствия к осуществлению его прав, следовательно, подлежат признанию незаконным, с последующим восстановлением нарушенного права - возложением на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанности выдать Алексееву В.И. разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

Требования Алексеева В.И. судом удовлетворены, следовательно, в силу ст.98 ГПК РФ в его пользу с Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска подлежат взысканию понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р е ш и л :

Административный иск Алексеева ВИ о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома удовлетворить.

Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска от <дата> за <номер> о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.

Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанность устранить в полном объеме нарушение прав Алексеева ВИ путем выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.

Взыскать с Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска в пользу Алексеева ВИ расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судьей <дата>.

Судья- Ю.В. Фролова