Дело №2а-2777/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Бойко Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимова Антона Алексеевича к Правительству г. Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным отказа в предварительном согласовании земельного участка, обязании обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка, заинтересованное лицо – ОК ЖСТИЗ «Восточное 1» -
установил:
Максимов А.А. обратился с иском к Правительству г. Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным отказа в предварительном согласовании земельного участка, обязании обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец подал в Правительство г. Севастополя и ДИЗО заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Заявление подано в порядке. предусмотренном п 2,8 ст. 39.14 ЗК РФ через сеть интернет путем направления образов заявления и прилагаемых документов. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заявления истца оставлено без удовлетворения, из текста письма следует, что основанием для этого послужило несоответствие текста заявления образцу заявления, утвержденному распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№, также указано на отсутствие технической возможности рассмотрения заявления, поданного через интернет. Административный истец считает данные действия незаконными, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Максимов А.А. обратился с заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заявление подано через интернет путем направления образов заявления и прилагаемых к нему документов.
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу направлен ответ №, согласно которому заявление оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием технической возможности для рассмотрения заявления, поданного через сеть интернет.
В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.3 и пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса; договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий, в частности: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 7 указанной статьи, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, при поступлении заявления о предварительном согласовании земельного участка компетентный орган может либо предоставить участок, либо отказать в предоставлении данного участка. Такая процедура как оставление заявления без рассмотрения не предусмотрена.
Согласно ч.2 ст. 39.14 ЗК РФ, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
Указанный выше Порядок установлен Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 № 7 «Об утверждении порядка и способов подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также требований к их формату».
Согласно п.2 указанного Порядка, заявление в форме электронного документа представляется в орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на принятие предусмотренного заявлением решения (далее - уполномоченный орган) по выбору заявителя: путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет (далее - официальный сайт), в том числе посредством отправки через личный кабинет единого портала или местного портала; путем направления электронного документа в уполномоченный орган на официальную электронную почту (далее - представление посредством электронной почты).
Пунктом 5 Порядка установлено, что заявление в форме электронного документа подписывается по выбору заявителя (если заявителем является физическое лицо): электронной подписью заявителя (представителя заявителя); усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (представителя заявителя).
При подаче заявлений к ним прилагаются документы, представление которых заявителем предусмотрено в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Заявитель вправе самостоятельно представить с заявлением документы, которые в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» запрашиваются уполномоченным органом. К заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя (удостоверяющего личность представителя заявителя, если заявление представляется представителем заявителя) в виде электронного образа такого документа. Представления указанного в настоящем пункте документа не требуется в случае представления заявления посредством отправки через личный кабинет единого портала или местного портала, а также если заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (п.п.7,8)
В соответствии с п.11 Порядка, заявление, представленное с нарушением настоящего Порядка, не рассматривается уполномоченным органом. Не позднее пяти рабочих дней со дня представления такого заявления уполномоченный орган направляет заявителю на указанный в заявлении адрес электронной почты (при наличии) заявителя или иным указанным в заявлении способом уведомление с указанием допущенных нарушений требований, в соответствии с которыми должно быть представлено заявление.
Примерные формы заявлений в электронной форме размещаются уполномоченным органом на официальном сайте с возможностью их бесплатного копирования (п.12 Порядка).
Заявления и прилагаемые к ним документы предоставляются в уполномоченный орган в форме электронных документов путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте, посредством отправки через единый портал или местный портал, направляются в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных (п.13 Порядка).
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2018 № 223-РДЗ «О внесении изменений в распоряжение Департамента от 19.01.2017 № 549-РДЗ «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь» установлен административный регламент предоставления госуслуги.
Пунктом 1.3.7 регламента установлено, что государственная услуга может быть предоставлена при обращении заявителя: - лично (либо через представителя заявителя) - по месту нахождения МФЦ; - по электронному каналу связи (Единый портал государственных и муниципальных услуг, далее - Портал) - www.gosuslugi92.ru (при наличии технической возможности); - почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в адрес Департамента. При этом подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Принимая во внимание, что действующим законодательством РФ предоставлено право предоставлять заявления о предварительном согласовании земельного участка посредством сети Интернет, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя не имел оснований ссылаться на отсутствие технической возможности для рассмотрения данного заявления.
При этом отсутствие права на подачу заявления посредством сети Интернет в Административном регламенте, утвержденного Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, не может быть принято во внимание, учитывая, что такое право предусмотрено Земельным кодексом РФ, порядок разработан приказом Минэкономразвития, следовательно, положения Административного регламента в этой части противоречат действующему законодательству.
Кроме того, принимая во внимание, что оставление заявления без рассмотрения не предусмотрено действующим законодательством, суд приходит к выводу, что заявление Максимова А.А. по сути не рассмотрено Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, в связи с чем отказ Департамента, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ нельзя признать законным.
Учитывая, что какое-либо решение по сути не принято, претензий относительно формы и содержания заявления истцу не были высказаны, суд считает необходимым обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть заявление административного истца, в связи с чем исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, -
решил:
Исковые требования Максимова Антона Алексеевича удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, связанные с оставлением заявления Максимова Антона Алексеевича от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка без рассмотрения.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть заявление Максимова Антона Алексеевича от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В удовлетворении иных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированный текст решения составлен 07 сентября 2018 года.
Председательствующий (подпись) И.Г.Блейз
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Председательствующий И.Г.Блейз