РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2021 года г.Ачинск Красноярского края,
ул.Назарова, 28- Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при ведении протокола помощником судьи Полянской Е.В.,
с участием представителя административного истца Малиновского сельского Совета депутатов Ачинского района ФИО1, действующего на основании доверенности от 28 июня 2021 года, сроком действия по 31 декабря 2021 года (л.д.31-32,33),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Малиновского сельского Совета депутатов Ачинского района Красноярского края к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Межрайонному отделу судебных приставов по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю о восстановлении процессуального срока на оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя, о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Малиновский сельский Совет депутатов Ачинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ ФССП по Красноярскому краю, МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам о восстановлении процессуального срока на оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя, о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Исковые требования мотивированы тем, что 18 марта 2020 года судебным приставом -исполнителем МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам ФИО2, на основании постановления Инспекции ФНС по Центральному району г.Красноярска от 16 марта 2020 года № 375, было возбуждено исполнительное производство № 32873/20/24016-ИП о взыскании с Малиновского сельского Совета депутатов Ачинского района задолженности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов, процентов) в размере 0 руб. 88 коп. 03 июля 2020 года администрацией Малиновского сельсовета Ачинского района, осуществляющей организационное, материально-техническое и правовое обеспечение деятельности Совета депутатов, указанная сумма задолженности перечислена в налоговый орган. 13 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем ФИО2, после окончания 10 июля 2020 года исполнительного производства № 32873/20/24016-ИП, было вынесено постановление о взыскании с Малиновского сельского Совета депутатов Ачинского района исполнительского сбора в размере 10 000,00 руб., по которому возбуждено исполнительное производство № 80972/20/2416-ИП. 19 марта 2021 года из Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю в адрес администрации Малиновского сельсовета Ачинского района поступила информация о необходимости предоставления документов для оплаты постановления о взыскании с Малиновского сельского Совета депутатов Ачинского района исполнительного сбора. Сумма исполнительского сбора в размере 10 000,00 руб. для дотационного (на 80%) бюджета Малиновского сельсовета Ачинского района является очень значительной суммой. Кроме того, задолженность в размере 0 руб. 88 коп. и исполнительский сбор 10 000,00 руб. по своим значениям несоизмеримы. Обращение 13 апреля 2021 года Малиновского сельского Совета депутатов Ачинского района к начальнику отдела - старшему судебному приставу МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам ФИО3 с ходатайством о прекращении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора оставлено без ответа.
С учетом указанных обстоятельств, Малиновский сельский Совет депутатов Ачинского района просил восстановить ему процессуальный срок на оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, признать незаконным и отменить указанное постановление, а также освободить его от уплаты исполнительского сбора (л.д.2-4).
Представитель административного истца Малиновского сельского Совета депутатов Ачинского района ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно просил учесть, что в соответствии с Уставом Малиновского сельсовета Ачинского района, Малиновский сельский Совет депутатов наделен правами юридического лица, однако не имеет отдельных расчетных и текущих счетов. Председатель Совета депутатов и его члены работают на непостоянной (неоплачиваемой) основе. Обеспечение деятельности Малиновского сельского Совета депутатов осуществляет администрация Малиновскго сельсовета.
Представители административных ответчиков ГУ ФССП по Красноярскому краю, МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам, извещенные о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.36,37,40), в судебное заседание не явились, о причине своей неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, отзыва по существу исковых требований не представили.
Представители заинтересованных лиц - администрации Малиновского сельсовета Ачинского района Межрайонной ИФНС России № 4, ИФНАС России по Центральному району г.Красноярска, извещенные о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.36,39,41), в судебное заседание не явились, о причине своей неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, отзыва по существу исковых требований не представили.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд считает, исковые требования Малиновского сельского Совета депутатов Ачинского района подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено по делу, Малиновский сельский Совет депутатов Ачинского района является представительным органом местного самоуправления, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории сельсовета (ст. 18 Устава Малиновского сельсовета Ачинского района).
Совет состоит из 10 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, сроком на пять лет, из числа которых избирается председатель Совета депутатов.
Депутаты Совета осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.
Малиновский сельский Совет депутатов Ачинского района наделен правами юридического лица (п. 4 ст. 18 Устава).
Организационное, материально-техническое, правовое обеспечение деятельности Совета осуществляет администрация сельсовета (п. 6 ст. 21 Устава) (л.д.16-21).
На основании решения руководителя (заместителя руководителя) Инспекции ФНС России по Центральному район г.Красноярска от 14 марта 2020 года № 359, вступившего в законную силу 16 марта 2020 года, с Малиновского сельского Совета депутатов Ачинского района взысканы пени в размере 0 руб. 88 коп. Выданное 16 марта 2020 года постановление № 375 о взыскании суммы пени за счет имущества налогоплательщика направлено для принудительного исполнения в МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам (л.д.5,42).
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам ФИО2, на основании вышеуказанного постановления, 18 марта 2020 года возбуждено исполнительное производство № 32873/20/24016-ИП о взыскании с Малиновского сельского Совета депутатов Ачинского района задолженности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов, процентов) в размере 0 руб. 88 коп. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа (л.д.6,43-44).
Копия постановления направлена в адрес Малиновского сельского Совета депутатов 19 марта 2020 года и получена последним 25 марта 2020 (л.д.45,46).
Сумма пени 0,88 руб. уплачена сотрудником администрации Малиновского сельсовета за Малиновский сельский Совет депутатов 03 июля 2020 года (л.д.8,9).
Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что несвоевременная уплата пени произошла из-за смены в тот период времени работников бухгалтерии администрации Малиновского сельсовета, когда новый сотрудник только приступил к своим обязанностям и входил в курс дела.
Уведомлением от 09 июля 2020 года Инспекция ФНС России по Центральному району г.Красноярска сообщила в МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам о самостоятельном погашении Малиновским сельским Советом депутатов Ачинского района задолженности по уплате пени в размере 0,88 руб. (л.д.47).
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам ФИО2 от 10 июля 2020 года исполнительное производство № 32873/20/24016-ИП окончено (л.д.48).
В связи с неисполнением Малиновским сельским Советом депутатов требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, который истек 01 апреля 2020 года, судебным приставом-исполнителем МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам ФИО2 02 июня 2020 года вынесено постановление о взыскании с Малиновского сельского Совета депутатов исполнительного сбора в размере 10 000,00 руб. (л.д.52-53), на основании которого 13 июля 2020 года возбуждено исполнительное производство № 80972/20/24016-ИП.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена в адрес Малиновского сельского Совета депутатов 17 июля 2020 года и получена последним 24 июля 2020 года (л.д.51,56-57).
Исполнительский сбор до настоящего времени не уплачен.
Согласно ч.1 ст.121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
При этом, из положений ч. 4 ст. 121 Закона об исполнительном производстве следует, что постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено только в суде.
В силу положений ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), ст. 122 Закона об исполнительном производстве административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из представленных истцом документов следует, что копия постановления о взыскании исполнительского сбора от 02 июня 2020 года была направлена судебным приставом-исполнителем МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам ФИО2 в адрес Малиновского сельского Совета депутатов 10 июня 2020 года и получена адресатом 13 июня 2020 года (л.д.52-53,54-55). 24 июля 2020 года администрацией Малиновского сельсовета получена копия постановления о возбуждении исполнительного производства о постановлению от 02 июня 2020 года о взыскании исполнительского сбора (л.д.56-57).
Обращение административного истца в суд с иском об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 02 июня 2020 года последовало почти через год – 30 июня 2021 года, что безусловно свидетельствует о пропуске срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, административный истец не приводит никаких доводов в подтверждение уважительности причин пропуска указанного срока. Оснований для восстановления срока судом также не установлено.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного, требования Малиновский сельский Совет депутатов Ачинского района о восстановлении процессуального срока на оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя, о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не подлежат удовлетворению.
Требования административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора суд считает подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закон об исполнительном производстве при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П).
Суд учитывает специфику организации и деятельности юридического лица Малиновского сельского Совета депутатов, выборный характер работы председателя Совета и его членов (депутатов), осуществление ими полномочий на непостоянной основе, периодичность созыва – не реже одного раза в три месяца, в связи с чем, считает, что у административного истца отсутствовала реальная возможность исполнения требований исполнительного документа в пятидневный срок.
Также, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", согласно которым размер исполнительского сбора должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости, индивидуализации и дифференцированности наказания, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Как видно из материалов дела, требования исполнительного документа были исполнены должником хотя и с просрочкой установленного ему судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, но добровольно и без применения каких-либо мер принудительного взыскания.
Кроме того, размер исполнительского сбора – 10 000,00 руб. явно несоразмерен сумме не исполненного в срок требования исполнительного документа - 0 руб. 88 коп.
Указанные обстоятельства исполнения должником требований исполнительного документа и несоразмерность исполнительского сбора, по мнению суда, являются достаточными основаниями для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Малиновского сельского Совета депутатов Ачинского района к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Межрайонному отделу судебных приставов по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю о восстановлении процессуального срока на оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя, о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора отказать.
Исковые требования Малиновского сельского Совета депутатов Ачинского района об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Малиновский сельский Совет депутатов Ачинского района от уплаты исполнительского сбора в размере 10000,00 (десять тысяч) рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам от 02 июня 2020 года № 24016/20/299331.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А.Киняшова
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2021 года.
Судья Г.А.Киняшова