Дело № 2а-2779/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кулагиной З.Г., при секретаре Сымовой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обратилось в суд с административным иском о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный иск мотивирован тем, что административным ответчиком на основании результатов внеплановой документарной проверки было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, которым обязало административного истца: указывать в платёжных документах для внесения взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в доме <адрес> за расчётный период срок оплаты 20-е число месяца, следующего за расчётным месяцем; отражать в платёжных документах для внесения взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в доме <адрес> платежи, внесённые до 25-го числа расчётного месяца включительно; при определении суммы задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт за предыдущие периоды в целях составления платёжного документа принимать период с 26-го числа месяца, предшествующего расчётному, по 25-е число расчётного месяца включительно; расчёт пеней за несвоевременное внесение взносов на капитальный ремонт производить за фактическое количество простроченных дней в соответствии с ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ; произвести перерасчёт (возврат) пеней, излишне начисленных ФИО по <адрес> в платёжном документе за сентябрь текущего года в размере 0,74 руб. Выдача предписания обоснована нарушением требований ч.1 и ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ Указанное предписание считаем незаконным по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. Обязательных требований к платёжным документам на уплату взноса на капитальный ремонт жилищное законодательство не содержит. Положения ч. 1 ст. 155 ЖК РФ определяют только срок внесения собственниками платы за жилое помещение и коммунальные услуги и не устанавливают обязанность регионального оператора по указанию этого срока в платёжных документах на уплату взноса на капитальный ремонт. Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утверждённые приказом Минстроя России № 924/пр. от 29 декабря 2014 года, на пункт 57 которых ссылается административный ответчик в оспариваемом предписании, не содержат каких-либо установленных законодательством обязательных требований и разъясняют только порядок заполнения примерной, а не обязательной, формы платежного документа. Правоотношения по уплате взносов на капитальный ремонт имеют гражданско-правовой характер и, как следует из ст. ст. 329, 330 ГК РФ и п. 14.1 ст.155 ЖК РФ, неустойка (штраф, пени) является одним из способов обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств. В связи с этим оспариваемое предписание в части производства расчёта и перерасчёта пеней, по сути, представляет собой гражданско-правовое требование к административному иску. Административный ответчик, являясь органом, исполняющим функции по государственному жилищному надзору, административный ответчик не вправе в административном порядке возлагать на административного истца какие-либо обязанности, связанные с применением им мер по обеспечению исполнения обязательств. Также необходимо учитывать, что согласно ст.332 ГК РФ требование уплаты законной неустойки является правом, а не обязанностью, кредитора; платежный документ применяется для информирования о начисленных к уплате суммах и сам по себе не обязывает собственников уплачивать указанную в нём сумму. Собственник ФИО, полагая необоснованность начисления пени, вправе не уплачивать их. К предписанию не был приложен договор управления многоквартирным домом (или его копия), подтверждающий, что срок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги по указанному дому установлен 25-е число месяца, следующего за истёкшим, что не позволяет установить достоверность сведений, указанных в предписании. От собственника ФИО копия такого договора в адрес административного истца также не поступала. Оспариваемым предписанием административный ответчик возложил на административного истца не предусмотренные законом обязанности, превысив свои полномочия и, тем самым, нарушил право и законный интерес административного истца на соблюдение при осуществлении государственного надзора такого принципа защиты прав юридических лиц, установленного п.4 ст. 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», как проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), создал препятствие к самостоятельному осуществлению административным истцом своих прав при применении мер по обеспечению исполнения обязательств.
В судебном заседании представитель Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Портнов Р.П. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики Фарафонова Е.А. и Паллин Е.П. в удовлетворении административного иска просили отказать, пояснив суду, что полномочия Госжилинспекции Чувашии закреплены в Положении о Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2010 года. Согласно пункту 1.1 Положения Госжилинспекция Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством в пределах своей компетенции. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок. Основанием для проведения внеплановой проверки являются обращения и заявления граждан и юридических лиц о фактах нарушения обязательных требований действующего законодательства. Должностным лицом Госжилинспекции Чувашии на основании обращения от ДД.ММ.ГГГГ были проведены надзорные мероприятия, оформленные актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения которых, было установлено, что в соответствии с требованиями ч.7 ст. 170 ЖК РФ, Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 года № 41 фонд капитального ремонта многоквартирного дома <адрес> формируется на счете регионального оператора - некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на основании постановления администрации г. Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно требований ч. 1 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Частью 1 ст. 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Договором управления многоквартирным домом №, заключенным между собственниками помещений в доме и ООО «УК «Сфера», срок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Проверкой установлено, что в платежном документе для внесения взносов на капитальный ремонт ФИО по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ вместо 20-го числа НО «Фонд капремонта» указала срок внесения взносов на капитальный ремонт 10-е число месяца, следующего за истекшим месяцем, в нарушение требований ч. 1 ст. 155 ЖК РФ. Пунктом 57 приказа Минстроя России от 29 декабря 2014 года № 924/пр. установлено, что при определении суммы задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт за предыдущие периоды в целях составления платежного документа следует принимать период с 26-го числа месяца, предшествующего расчетному, по 25-е число расчетного месяца включительно. НО «Фонд капремонта» при определении суммы задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт за предыдущие периоды в целях составления платежного документа принимает период с 21-го числа месяца, предшествующего расчетному, по 20-е число расчетного месяца включительно, в нарушение пункта 57 приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр., в связи с этим, в платежном документе для внесения взносов на капитальный ремонт за ДД.ММ.ГГГГФИО по <адрес> не отражен платеж от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 495 руб., осуществленный через терминал «Симметрия». Вместо этого в платежном документе указана дата предпоследней оплаты ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, согласно ч.14 ст. 155 ЖК РФ пени за несвоевременное внесение взносов на капитальный ремонт в сентябре 2015 года ФИО должно было быть начислено за 5 дней просрочки в размере 0,25 руб. В нарушение ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ НО «Фонд капремонта» начислила пени ФИО за 20 дней просрочки в размере 0,99 руб. (с 11 по ДД.ММ.ГГГГ). По результатам проверки Госжилинспекцией Чувашии выдано предписание НО «Фонд капремонта»: указывать в платежных документах собственникам помещений в доме № за расчетный период срок оплаты 20-е число месяца, следующего за расчетным месяцем; отражать в платежных документах собственникам помещений в доме № платежи, внесенные до 25-го числа расчетного месяца включительно; произвести перерасчет (возврат) пени, излишне начисленных ФИО по <адрес> в платежном документе за сентябрь т.г., в размере 0,74 руб. Проверки деятельности регионального оператора проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. В соответствии с ЖК РФ внеплановые проверки регионального оператора проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления регионального оператора о проведении таких проверок.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с п. 1.11 Положения о Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 2010 года № 327 Государственная жилищная инспекция Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством в пределах своей компетенции. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок.
Согласно ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются обращения и заявления граждан и юридических лиц о фактах нарушения обязательных требований действующего законодательства.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).
Судом установлено, что Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики была проведена проверка по обращению жильца дома <адрес>ФИО от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении требований жилищного законодательства на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, оформленные актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики и в судебном заседании установлено, что в нарушение требований ч.1 ст. 155 ЖК РФ в платежном документе для внесения взносов на капитальный ремонт ФИО по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ НО «Фонд капремонта» указала срок внесения взносов на капитальный ремонт 10-е число месяца, вместо 20-го числа, установленного договором управления многоквартирным домом;
- в нарушение пункта 57 приказа Минстроя России от 29 декабря 2014 года № 924/пр установлено, что при определении суммы задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт за предыдущие периоды платёжного документа НО «Фонд капремонта» принимает период с 21-го числа месяца, предшествующего расчетному, по 20-е число расчетного месяца включительно. В связи с этим, в платежном документе для внесения взносов на капитальный ремонт за ДД.ММ.ГГГГФИО по <адрес> не отражен платеж от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 495 руб., осуществленный через терминал «СимМетрия». Вместо этого в платежном документе указана дата предпоследней оплаты ДД.ММ.ГГГГ;
- в нарушение требований ч.14.1 ст. 155 ЖК РФ НО «Фонд капремонт» начислила пени ФИО по <адрес> за 20 дней просрочки вместо 5 дней в размере 0,99 руб., вместо 0,25 руб.
По результатам проверки, Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание № об устранении фактов нарушений: указывать в платежных документах собственникам помещений в <адрес> за расчетный период срок оплаты 20-е число месяца, следующего за расчетным месяцем; отражать в платежных документах собственникам помещений в указанном доме платежи, внесенные до 25-го числа расчетного месяца включительно; произвести перерасчет (возврат) пени, излишне начисленных ФИО по <адрес> платежном документе за сентябрь текущий год, в размере 0,74 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с требованиями ч.7 ст. 170 ЖК РФ, Закона ЧувашскойРеспублики «О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики» от 30 июля 2013 года № 41 фонд капитального ремонта многоквартирного дома <адрес> формируется на счете регионального оператора - некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на основании постановления Администрации г. Чебоксары 15 октября 2014 № 3485.
В силу ч. 1 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом ДД.ММ.ГГГГ осуществляется ООО «Управляющая компания «Сфера». ДД.ММ.ГГГГ между собственниками помещений многоквартирного дома и ООО «УК «Сфера» заключены договора управления указанным многоквартирным домом.
В соответствии с п. № договора управления установлен срок внесения платы за ремонт, содержание общего имущества и плата ща коммунальные услуги до 20-го числа, следующего за истекшим месяцем.
Проверкой установлено, что в платежном документе для внесения взносов на капитальный ремонт ФИО по адресу<адрес> за ДД.ММ.ГГГГ вместо 20-го числа НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в нарушение требований ч. 1 ст. 155 ЖК РФ указала срок внесения взносов на капитальный ремонт 10-е число месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с п. 71 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Приказом Министерства строительства России «Об утверждении примерной формы платёжного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по её заполнению» от 29 декабря 2014 года № 924/пр утверждены примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг согласно приложению № 1 к настоящему Приказу и методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг согласно приложению № 2 к настоящему Приказу.
Пунктом 57 методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг приказа Министерства строительства России от 29 декабря 2014 года № 924/пр установлено, что при определении суммы задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт за предыдущие периоды в целях составления платежного документа следует принимать период с 26-го числа месяца, предшествующего расчётному, по 25-е число расчетного месяца включительно.
В нарушение данного пункта НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» при определении суммы задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт за предыдущие периоды в целях составления платежного документа принимает период с 21-го числа месяца, предшествующего расчетному, по 20-е число расчетного месяца включительно и в платежном документе для внесения взносов на капитальный ремонт за ДД.ММ.ГГГГФИО по <адрес> не отражен платеж от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 495 руб., осуществленный через терминал <данные изъяты> Вместо этого в платежном документе указана дата предпоследней оплаты ДД.ММ.ГГГГ.
С учётом изложенных обстоятельств, в силу п. 14 ст. 155 ЖК РФ пени за несвоевременное внесение взносов на капитальный ремонт в ДД.ММ.ГГГГФИО должно было быть начислено за 5 дней просрочки в размере 0,25 руб. (179,84 руб. х1/300х8,25% х 5 дн.).
В нарушение ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ административный истец начислил ФИО пени за 20 дней просрочки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,99 руб.
Суд не соглашается с доводами представителя административного истца о том, что административный ответчик превысил свои полномочия, нарушив права и интересы административного истца на соблюдение при осуществлении государственного надзора такого принципа защиты прав юридических лиц, установленного п. 4 ст. 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно ст. 20 Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 года № 41 контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Проверки деятельности регионального оператора проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации внеплановые проверки регионального оператора проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления регионального оператора о проведении таких проверок (п. 2 ст. 20 Закона № 41).
В силу ст. 20 ЖК РФ и ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики на основании обращения граждан о фактах нарушения обязательных требований действующего законодательства вправе проводить внеплановые проверки.
Превышение полномочий со стороны Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики при проведении проверки, не установлено.
При изложенных обстоятельствах, предписание является обоснованным и законным и оснований для признания оспариваемого предписания незаконным и его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий З.Г. Кулагина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.