ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-277/2016 от 16.02.2016 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2016 года город Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,

с участием старшего помощника прокурора: Травина И.Н.,

при секретаре судебного заседания: Сургуладзе Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-277/2016 по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования <адрес> о признании недействующими не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу отдельных положений муниципального правового акта, признании незаконным отказа Межведомственной комиссии по вопросу принятия решения о признании многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, возложении обязанности по проведению обследования жилого помещения, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, в лице своего представителя, обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес> о признании недействующими не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу отдельных положений муниципального правового акта, признании незаконным отказа Межведомственной комиссии по вопросу принятия решения о признании многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, возложении обязанности по проведению обследования жилого помещения, взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указано, что истец является нанимателем жилой комнаты в общежитии (доме) по <адрес>, относящегося к муниципальному жилищному фонду. Договор социального найма в общежитии был заключен ДД.ММ.ГГГГ за . Условия проживания в данном жилом помещении являются невыносимые. ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ департамента государственного жилищного надзора ЯНАО о необходимости обращения в межведомственную комиссию МО <адрес> (далее – МВК) по вопросу признания жилого помещения непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ исх. получен ответ МВК об отказе в рассмотрении заявления, по причине отсутствия в составе документов – заключения проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. Свое решение ответчик мотивировал нарушением со стороны заявителя п.2.10 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 2.10 данного регламента предусмотрено, что основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги являются: 1) предоставление неполного перечня документов, указанного в пункте 2.6. настоящего административного регламента. В пункте 2.6. данного регламента указано, что для получения муниципальной услуги заявитель предоставляет – заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения – в случае постановки вопроса о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям. В связи с чем, ответчик определил вышеуказанную правовую диспозицию для рассмотрения заявления. С указанным выводом не согласны, поскольку из анализа норм ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ не установлено, что административный регламент издан по вопросам местного значения, чем нарушена правоспособность ответчика к изданию муниципального правового акта в данной сфере. Вместе с этим, Правительством РФ во исполнении норм Жилищного кодекса РФ утвержден порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Таким образом, принятие административного регламента в данной сфере не предусмотрено требованиями норм жилищного законодательства, более того создание альтернативных условий правоприменения для работы комиссии является фактом превышения полномочий администрации МО <адрес> и нарушением конституционных прав граждан. Заключение проектно-изыскательской организации нужно как дополнительный документ. Органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является МВК. В связи с чем, необходимость предоставления заключения относится исключительно к компетенции МВК. Между тем, наделение нанимателей муниципального жилищного фонда подготовкой такого заключения является незаконным. Кроме того, п.2.6. административного регламента противоречит нормам (п.45) Положения, утвержденного Правительством РФ, и имеет меньшую юридическую силу. Пункт 2.10. административного регламента также является незаконным и противоречит п.4. ст.15 ЖК РФ, п.п.44,46,47 Положения в виду отсутствия права администрации МО <адрес> устанавливать правила признания жилых помещений пригодными или непригодными для проживания, а также отказа в рассмотрении заявления. МВК в своей деятельности должна руководствоваться нормами Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит признать п.2.6. и п.2.10. Административного регламента, утвержденного постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не действующими и неподлежащими применению с момента вступления в силу решения суда; признать незаконным отказ МВК о рассмотрении заявления; возложить обязанность на административного ответчика произвести оценку занимаемого жилого помещения в <адрес> на предмет пригодности (непригодности) помещения для проживания и вынесения заключения в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. . Взыскать с ответчика судебные расходы связанные с расходами на услуги представителя в сумме 20 000 рублей, с расходами на оформление нотариальной доверенности в сумме 1 700 рублей, с расходами по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась.

Представитель ФИО2ФИО5, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представители административного ответчика – администрации муниципального образования <адрес>ФИО6 с доводами иска не согласился.

Представитель административного соответчика - Межведомственной комиссии муниципального образования <адрес>ФИО7 с доводами административного иска не согласился.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение помощника прокурора <адрес>ФИО3, считающего требования административного истца подлежащими удовлетворению в части, изучив и проанализировав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части, в связи со следующим.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 на основании договора найма является нанимателем жилого помещения в общежитиях от ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем комнаты в общежитии (доме) по <адрес>.

Указанное жилое помещение относящегося к муниципальному жилищному фонду.

Согласно п. 6 договора при заключении указанного договора наймодатель взял на себя следующие обязательства: а)предоставлять нанимателю жилое помещение в надлежащем состоянии в соответствии с правилами и нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда, б)систематически производить осмотр жилых домов помещений и профилактическое обслуживание санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, в) своевременно производить ремонт жилого дома, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, г) своевременно производить в комнате нанимателя необходимый капитальный ремонт, заменять вследствие нормального износа основные конструкции дома, двери, оконные переплеты, полы, перекладывать печи, ремонтировать санитарно-техническое и иное оборудование, д) производить текущий ремонт жилых помещений нанимателя в случаях когда, ремонт связан с устранением неисправностей конструктивных элементов жилого дома или оборудования в нем либо с производством капитального ремонта, е) представлять нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта жилого дома другое жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не расторгая при этом настоящий договор, ж) своевременно проводить подготовку жилых домов, санитарно-технического оборудования, находящегося в них, к эксплуатации в зимних условиях.

По вопросу оформления документов о непригодности жилого помещения для проживания и установления его аварийности ФИО2 в мае 2015 года обратилась в департамент государственного жилищного надзора ЯНАО.

ДД.ММ.ГГГГ департамент государственного жилищного надзора ЯНАО по вопросу обращения ФИО2 подготовил ответ из содержания которого следует, что для признания занимаемого жилого помещения непригодным для проживания ФИО2 вправе обратиться в Межведомственную комиссию муниципального образования <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в Межведомственную комиссию муниципального образования <адрес> с заявлением по вопросу производства необходимой процедуры для оформления документов о непригодности занимаемого жилого помещения для проживания и установления аварийности занимаемой комнаты, а также, в случае наличия такой возможности и признания аварийным всего дома для его последующего сноса.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 получен ответ за подписью заместителя председателя Межведомственной комиссии муниципального образования <адрес>ФИО8 об отказе в рассмотрении заявления по основаниям, установленным пп.1 п. 2.10 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Административного регламента предоставления департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда <адрес>", в частности в связи с отсутствием в составе заявления "заключения проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения".

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со ст.ст. 15, 32 ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", администрация муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ постановила (Постановление ):

1. Создать межведомственную комиссию по оценке жилых помещений жилого фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда <адрес> в составе: ФИО9 первого заместителя Главы администрации <адрес>, председателя комиссии, ФИО8 начальника департамента городского хозяйства администрации <адрес>, заместителя председателя комиссии, ФИО10 заведующий сектором благоустройства, управления городского хозяйства департамента городского хозяйства администрации <адрес>, секретаря комиссии, ФИО7 заведующего сектором энергетики, управления жилищно-коммунального хозяйства департамента городского хозяйства администрации <адрес>, секретаря комиссии. Члены комиссии: представитель департамента государственного жилищного надзора <адрес> (Салехардский отдел) представитель сектора муниципального жилищного контроля администрации <адрес>, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, представитель Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу, представитель Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Салехардский комплексный отдел), представитель Государственного унитарного предприятия <адрес> "Окружной центр технической инвентаризации", представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, представитель департамента строительства, архитектуры и земельных отношений администрации <адрес>, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (по решению комиссии о привлечении к работе), представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (и представитель государственного органа Российской Федерации или подведомственного ему предприятия (учреждения), если указанному органу либо его подведомственному предприятию (учреждению) оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве) с правом решающего голоса в отношении жилых помещений государственного (находящегося в собственности Российской Федерации) на территории муниципального образования <адрес>, собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) с правом совещательного голоса, представитель управления жилищной политики администрации <адрес>, представитель муниципального казенного учреждения "Салехардская дирекция единого заказчика", представитель отдела профилактики правонарушений управления делами администрации <адрес>.

2. Установить, что межведомственная комиссия руководствуется в своей деятельности Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" руководствуясь Уставом муниципального образования <адрес>, администрация муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ Постановлением утвердила реестр муниципальных услуг, в том числе, признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда <адрес>.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением администрации <адрес> от 12.10.2012г. "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг Администрацией и муниципальными учреждениями муниципального образования <адрес>", в целях повышения эффективности предоставления муниципальных услуг, администрация муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ Постановлением утвердила Административный регламент предоставления Департаментом городского хозяйства Администрации муниципального образования <адрес> муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда <адрес>.

Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. утверждена инструкция по делопроизводству в администрации муниципального образования <адрес>.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. Инструкции по делопроизводству в администрации муниципального образования <адрес> проекты правовых актов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в соответствии с соглашением о взаимодействии прокуратуры <адрес> и администрации муниципального образования <адрес> направляются управлением делами администрации муниципального образования <адрес> на юридическую экспертизу (в том числе антикоррупционную) в прокуратуру <адрес>.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. Инструкции по делопроизводству в администрации муниципального образования <адрес> проекты правовых актов об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № 210-ФЗ, подлежат размещению на официальном Интернет-сайте муниципального образования <адрес> для проведения независимой экспертизы.

Порядок размещения указанных проектов регламентируется муниципальным правовым актом.

Согласно ДД.ММ.ГГГГ. Инструкции по делопроизводству в администрации муниципального образования <адрес> проекты правовых актов направляются на экспертизу в прокуратуру <адрес> после прохождения установленной процедуры согласования.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> для антикоррупционной экспертизы начальнику отдела нормотворчества Управления делами администрации города был направлен проект постановления администрации муниципального образования <адрес> "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда <адрес>".

По результатам проведения антикоррупционной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ вынесено заключение . Из содержания заключения следует, что в ходе рассмотрения проекта выявлено, что п. 1.2, 2.6, 3.5 проекта содержат типичные коррупциогенные факторы.

Рекомендовано устранить выявленные коррупциногенные факторы и привести проект в соответствие с Федеральным законом № 210-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Положением .

После изучения прокуратурой <адрес> проекта постановления администрации муниципального образования <адрес> "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда <адрес>", вынесено соответствующее заключение, котороеДД.ММ.ГГГГ утверждено и.о. прокурора <адрес>. При этом указано, что цели, задачи и предмет правового регулирования правового акта соответствуют основам конституционного строя РФ, отвечают требованиям соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина. Принятие указанного нормативного правового акта соответствует компетенции администрации города. Замечаний к представленному проекту не имеется, коррупциогенных факторов не выявлено.

Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден "Административный регламент предоставления департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда <адрес>".

Указанным регламентом установлен порядок приема заявлений и документов, необходимых для получения муниципальной услуги по вопросу признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда <адрес>, их рассмотрение и принятие решений по данным заявлениям.

В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

Согласно ст.12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относится признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемой части постановления федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу (п.3 ч.8 ст.213 КАС РФ), суд приходит к следующему.

Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения экспертизы постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден "Административный регламент предоставления департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда <адрес>", установлено, что в действующем административном регламенте содержатся коррупциогенные факторы.

Так, необоснованно установлены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые противоречат п. 46 Положения . В описании каждой административной процедуры раздела III регламентов отсутствуют критерии принятия решений, результат административной процедуры и порядок передачи результатов, способ фиксации результата, предусмотренные п. 2.7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов. В разделе, касающемся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, не указана информация для заявителя о его праве подать жалобу на решение и его должностных лиц при предоставлении услуги, порядка обжалования решения по жалобе, право заявителя на получение информации и документов необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, способы информирования заявителя, что провоцирует "неполноту административных процедур".

Рекомендовано устранить выявленные коррупциногенные факторы. и привести проект в соответствие с Федеральным законом № 210-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Положением . Указано на необходимость внесения изменений в состав Межведомственной комиссии, утвержденный постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, по состоянию на день рассмотрения дела в суде какие-либо изменения в постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, относительно состава Межведомственной комиссии (п.1), а также правовых актов, которыми должна руководствоваться Межведомственная комиссия (п.2), не внесены.

При таких обстоятельствах суд признает, что постановление , оспариваемое в части в рамках настоящего административного дела, принято администрацией муниципального образования <адрес>, в пределах полномочий, предоставленных ей законом, носит нормативный характер, опубликовано на официальном сайте администрации муниципального образования <адрес> и опубликовано в средствах массовой информации – газете "Полярный круг" и устанавливает правовые нормы в сфере порядок приема заявлений и документов, необходимых для получения муниципальной услуги по вопросу признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда <адрес>, их рассмотрение и принятие решений по данным заявлениям, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, то есть является нормативным правовым актом, обжалование которого допускается соответствующими заинтересованными лицами по правилам гл. 21 КАС РФ.

Суд считает, что ФИО2 является лицом, которое вправе обратиться в суд с административным исковым заявлениями об оспаривании постановления по правилам гл. 21 КАС РФ, поскольку является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением.

Согласно оспариваемому п. 2.10 Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются:

1) представление неполного перечня документов, указанного в п. 2.6 настоящего Административного регламента;

2) нарушение требований к оформлению документов.

Согласно оспариваемому п. 2.6 Административного регламента для получения муниципальной услуги заявитель представляет в структурное подразделение на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае постановки вопроса о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

Согласно п. 33 Положения № 47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно п. 42 Положения № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.

Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения, составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Согласно п. 45 положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абз. 3 п. 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Заявитель вправе представить в комиссию указанные в п. 45(2) настоящего Положения документы и информацию по своей инициативе.

Согласно п. 45(1) положения в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в п. 45 настоящего Положения.

Согласно п. 45(2) положения комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме: а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение; б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план; в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абз.3 п. 44 Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абз.5 п.7 Положения.

Согласно абз. 3 п. 44 Положения определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Суд констатирует, что п. 2.10 Административного регламента содержит основания для отказа в приеме документов, что исключено в Положения .

Также суд констатирует, что требование пп. "д" п. 2.6 Административного регламента, а именно: заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае постановки вопроса о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям, противоречит п. 45 Положения.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что, принимая постановление и утверждая "Административный регламент предоставления департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда <адрес>", в части установления в п. 2.6. необходимости представления заключения проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, как основного документа, администрация фактически увеличила круг документов по сравнению с Положением , где аналогичное заключение отнесено к перечню дополнительных документов.

Указанные обстоятельства фактически приводят к ограничению круга лиц, имеющих возможность (в том числе финансовую) обратиться в межведомственную комиссию по вопросу непригодности занимаемого жилого помещения для проживания и установления аварийности занимаемого жилого помещения.

В силу ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела нашло подтверждение то, что постановление принято с нарушением требований федерального законодательства, то это является основанием для признания отдельных положений оспариваемого постановления недействующими с момента принятия в части требований, заявленных ФИО2

Поскольку доводы иска ФИО2 касались лишь пп. "д" п. 2.6. и ч. 1 п. 2.10 Административного регламента, однако просительная часть иска установлена в целом относительно п. 2.6. и п. 2.10 Административного регламента, то требования иска ФИО2 подлежат удовлетворению в части.

Исходя из смысла правовых положений п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ и разъяснений, изложенных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ -П от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, оспариваемое административным истцом постановление к таковым не относится.

Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в силу решения суда повлечет нарушение прав административного истца, т.к. приведет к необходимости предоставления заключения проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ст. 106 КАС РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, и расходы на оплату услуг представителя.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ.

Согласно ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела видно, что согласно договору поручения заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 (доверитель) и ФИО5 (поверенный) и расписке в получении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГФИО2 оплачены расходы на услуги представителя в размере 20 000 рублей.

Факт выполнения представителем ФИО2 - ФИО5 работ по оказанию юридических услуг, изложенных в договоре от ДД.ММ.ГГГГ, нашел свое подтверждение. Принимая во внимание сложность дела, объем оказанных представителем услуг, суд приходит к выводу о взыскании суммы в размере 10 000 рублей, которая по мнению суда является разумной.

Из содержания доверенности от имени ФИО2, выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО5 сроком на пять лет, следует, что она содержит полномочия на представление интересов ФИО2 в различных органах и учреждениях со всеми правами, какие предоставлены законом заявителю, истцу, ответчику, третьему лицу, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административному истцу и административному ответчику, то есть предполагает возможность использования доверенностью представителем в течение срока ее действия с широким кругом полномочий.

При таких обстоятельствах, расходы по оформлению указанной доверенности по смыслу ст. 103 КАС РФ не могут быть отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением настоящего дела.

В связи с указанным, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований о взыскании с ответчика в пользу истца в счет возмещения расходов по оформлению нотариальной доверенности 1 700 рублей.

Административным истцом при подаче административного искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, которая в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 208 - 217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО2 удовлетворить в части.

Признать подпункт "д" пункта 2.6., часть 1 пункта 2.10 Административного регламента предоставления департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" в отношении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда <адрес>", утвержденного постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не действующими с момента принятия постановления .

Признать незаконным отказ Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в принятии документов по вопросу проведения оценки жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) помещения для проживания и вынесения заключения в соответствии с требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. .

Возложить на Межведомственную комиссию по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда <адрес> обязанность в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкого автономный округ, <адрес>, на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. .

В порядке распределения судебных расходов взыскать с администрации муниципального образования <адрес> в пользу ФИО2 10 000 рублей в возмещение расходов по оплате услуг представителя, 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Судья Н.А. Токмакова