ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-277/2022 от 05.08.2022 Обоянского районного суда (Курская область)

Дело № 2а-277/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 августа 2022 года г.Обоянь

Обоянский районный суд Курской области в составе

председательствующего судьи Самойловой В.Г.,

с участием старшего помощника прокурора Андрюхина Е.А.,

представителей административного ответчика администрации Обоянского района Курской области - Маховой Н.А. и Абрамова О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Обоянского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Обоянского района Курской области о признании незаконным бездействия

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Обоянского района Курской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, с учетом уточнений обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Обоянского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению инвентаризации лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, расположенных на территории Обоянского района. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Обоянского района Курской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления лесного законодательства в сфере лесопользования, в ходе которой было установлено, что на территории Обоянского района лесные площади, не входящие в лесной фонд, расположенные на землях населенных пунктов Обоянского района по состоянию на 01 января 2022 года составляют 36 га, на землях иных категорий – 405 га, при этом администрацией Обоянского района Курской области мероприятия по проведению инвентаризации лесных участков, не относящихся к лесному фонду, с целью их дальнейшей постановки на кадастровый учет, не проводятся. 20 марта 2019 года прокуратурой района было внесено представление в адрес главы администрации Обоянского района об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации. Однако до настоящего времени работы по инвентаризации, постановке на кадастровый учет лесных насаждений, не входящих в лесной фонд, фактически не проведены. Прокурор Обоянского района просит суд признать незаконным бездействие администрации Обоянского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по проведению инвентаризации лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, расположенных на территории Обоянского района, обязать административного ответчика в течение 24 месяцев после вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду.

В судебном заседании старший помощник прокурора Андрюхин Е.А. административное исковое заявление, с учетом уточнений, поддержал по вышеизложенным основаниям и просил его удовлетворить.

Представители административного ответчика - администрации Обоянского района Курской области Махова Н.А. и Абрамов О.А. заявленные требования прокурора Обоянского района Курской области признал. При этом, не оспаривая не проведение инвентаризации, пояснили, что проведение инвентаризации они могут провести в границах населенных пунктов сельских территорий, указанного в исковом заявлении срока 24 месяца им вполне хватит.

Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Статьей 8 Лесного кодекса РФ определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Положениями п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно п. 29 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района отнесено осуществление муниципального лесного контроля.

Частью 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ установлено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

В силу ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу ст.ст. 1, 32 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Указанное свидетельствуют о том, что именно орган местного самоуправления, в границах которого расположены занятые лесами земельные участки, собственность на которые не разграничена, правомочен на распоряжение такими земельными участками, в том числе на принятие мер по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности в отношении них.

Как установлено в судебном заседании, 20 марта 2019 года прокурором района в адрес главы администрации Обоянского района Курской области вносилось представление об устранении нарушений законодательства о лесопользовании.

Как следует из сообщения главы Администрации Обоянского района №01-05-01-59/2060 данное представление рассмотрено, во исполнение требований в Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области направлен запрос о предоставлении информации по лесным площадям, не входящим в лесной фонд, после получения которой будет рассмотрена возможность принятия конкретных мер к инвентаризации лесных участков, не относящихся к лесному фонду с целью их дальнейшей постановки на кадастровый учет.

Из сведений ЕГРН от 4 августа 2022 года за № КУВИ-001/2022-132813419 следует, что сведений о лесных участках, зарегистрированных за Администрацией Обоянского района Курской области, не имеется.

Как установлено в судебном заседании, на территории Обоянского района Курской области лесные площади на землях населенных пунктов по состоянию на 01 января 2021 года составляют площадь 36 га, площадь лесов на землях иных категорий составляет 405 га. Однако, мероприятия по инвентаризации лесных насаждений, не входящих в государственный лесной фонд с последующей постановкой их на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией прав, в границах которых расположены занятые лесами земельные участки, собственность которых не разграничена, не проведена. Данные обстоятельства подтверждаются информацией сообщением заместителя председателя Комитета природных ресурсов Курской области от 20 января 2022 года, и не оспариваются представителями административного ответчика.

В результате бездействия администрации Обоянского района Курской области до настоящего времени не проведена инвентаризация лесных участков, расположенных на территории Обоянского района, не определен ответственный за противопожарное состояние лесов, что ставит под угрозу жизнь и здоровье населения.

Таким образом, в результате бездействия административного ответчика по принятию на свой баланс бесхозяйных лесов, до настоящего времени не определен их собственник, ответственный за противопожарное состояние. С учетом того, что большинство пожаров происходит в бесхозяйных лесах, зачастую примыкающих к населенным пунктам, либо расположенных в черте самих населенных пунктов, в первую очередь ставится под угрозу жизнь и здоровье населения, а также подвергается опасности государственный лесной фонд, граничащий с указанными лесами.

Таким образом, исходя из совокупности доказательств по делу, и с учетом всех фактических обстоятельств дела, суд полагает, что требования прокурора Обоянского района Курской области о признании незаконным бездействия Администрации Обоянского района Курской области, выразившегося в непринятии мер по проведению инвентаризации лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, расположенных на территории Обоянского района Курской области, подлежат удовлетворению.

Учитывая объемы работы по проведению инвентаризации, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда - 24 месяца, поскольку такой срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227,228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Обоянского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Обоянского района Курской области о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Обоянского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по проведению инвентаризации лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, расположенных на территории Обоянского района Курской области.

Обязать Администрацию Обоянского района Курской области провести инвентаризацию лесных участков, не относящихся к государственному лесному фонду, расположенных на территории Обоянского района Курской области в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию Обоянского района Курской области сообщить об исполнении решения в Обоянский районный суд Курской области и прокурору Обоянского района Курской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Обоянский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Г. Самойлова