Дело № 2а-277/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2022 года г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края
в составе: председательствующего судьи Пучкиной М.В.,
с участием представителя административного истца Веселова Е.Ф.,
представителя ответчика Боровлевой В.П.
при секретаре судебного заседания Сычуговой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л :
Административный истец обратился в суд с административным исковым к ответчику о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка и анализ на соответствие действующему законодательству постановления администрации Комсомольского муниципального района от 12.03.2018 № 261 «Об утверждении Порядка расчета стоимости за снос зеленых насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, и внесении изменений в постановление администрации Комсомольского муниципального района от 18.06.2012 № 534», являющегося нормативным правовым актом (далее Порядок), в том числе антикоррупционная экспертиза. Установлено, что утвержденный Порядок не имеет исключений, при которых стоимость за снос зеленых насаждений не взимается, в то время, как Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509 утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, согласно которому обязанность производить оплату компенсационной стоимости насаждений, подлежащих рубке (сносу) на землях сельскохозяйственного назначения не предусмотрена. Несоответствие указанного правового акта федеральному законодательству влечет неопределенность при использовании гражданами, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами земельных участков, находящихся в распоряжении администрации муниципального района и получении муниципальной услуги на снос зеленых насаждений. Для приведения указанного постановления в адрес администрации района прокуратурой 11.04.2022 принесен протест, который рассмотрен 21.04.2022 и оставлен без удовлетворения. Просит признать бездействие административного ответчика по не приведению постановления администрации Комсомольского муниципального района от 22.03.2018 № 261 в соответствие с нормами федерального законодательства, незаконным, обязав привести его в соответствие с федеральным законодательством, а именно по тексту дополнить пунктом следующего содержания: оплата компенсационной стоимости является обязательной во всех случаях повреждения, сноса или уничтожения зеленых насаждений, за исключением сноса зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения правообладателем таких земель.
Представитель административного истца и.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Веселов В.Ф. в судебном заседании административные исковые требования поддержал и настаивал на удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что указанное не является вмешательством в нормотворческую деятельность администрации, поскольку заявлены требования о дополнении ранее принятого нормативного правового акта, а не принятие нового.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края Боровлева В.П., действующая на основании доверенности от 8 мая 2020 года, административные исковые требования не признала, пояснив, что администрацией не отрицается факт отсутствия такой обязанности у лиц, осуществляющих снос зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения. Фактические взимание компенсации за такой снос не осуществлялось и не осуществляется. Постановлением администрации Комсомольского муниципального района от 22.03.2018 № 261 утвержден Порядок расчета стоимости за снос зеленых насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, пунктом 2.5 которого определено, что оплата стоимости за снос зеленых насаждений является условием получения разрешения на снос зеленых насаждений, выдаваемого в соответствии с административным регламентом «Выдача разрешений на снос зеленых насаждений на территории Комсомольского муниципального района», утвержденным постановлением администрации Комсомольского муниципального района от 14.04.2017 № 473. Поскольку выдача разрешения на снос зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения не требуется, то оплата стоимости за снос зеленых насаждений, необходимая для выдачи соответствующего разрешения, не осуществляется и, соответственно, Порядок не применяется. Так, в п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509, установлено, что при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка. Административное исковое заявление не содержит указание на конкретные нормы законодательства, которым противоречит постановление администрации Комсомольского муниципального района от 22.03.2018 № 261. Законом прямой запрет на взимание стоимости зеленых насаждений, подлежащих рубке (сносу) на землях сельскохозяйственного назначения, не установлен. Фактически прокурором предлагается установить муниципальным правовым актом обязанность по оплате компенсационной стоимости зеленых насаждений. Вместе с тем, полномочия органов местного в области лесных отношений ограничены ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации и не включают полномочия по установлению прав и обязанностей землепользователей. Согласно ч. 6 ст. 2 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения. Требования к муниципальным нормативным правовым актам, определяющим порядок расчета стоимости за снос зеленых насаждений, также законом не установлены. В силу ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В ст. 9 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Исходя из ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие муниципальных правовых актов является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Таким образом, полагает, что отсутствие изложенного в требованиях прокурора текста в постановлении администрации Комсомольского муниципального района от 22.03.2018 № 261 «Об утверждении Порядка расчета стоимости за снос зеленых насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, и внесении изменений в постановление администрации Комсомольского муниципального района от 18.06.2012 № 534» не является несоответствием нормам федерального законодательства.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
На основании ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно требованиям статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч. 1 ст. 123 Лесного Кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 27.12.2018 № 538-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2019) на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509 (далее - Положение № 1509), утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, которым установлены особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
Так пунктом 3 Положения № 1509 определено, что леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
Пунктом 10 Положения № 1509 установлено, что при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.
При этом, обязанность производить оплату компенсационной стоимости насаждений, подлежащих рубке (сносу) на землях сельскохозяйственного назначения, Положением № 1509 не предусмотрена.
Постановлением администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 22 марта 2018 года № 261 утвержден Порядок расчета стоимости за снос зеленых насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, и внесении изменений в постановление администрации Комсомольского муниципального района от 18.06.2012 № 534.
Указанный Порядок устанавливает порядок расчета стоимости за снос зеленых насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края.
Пунктом 1.3 Порядка установлено, что он не применяется в отношении зеленых насаждений, расположенных на земельных участках лесного фонда.
Установив в ходе прокурорской проверки, что Порядок не имеет указания на исключения, при которых стоимость за снос зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения не взимается, что влечет неопределенность при использовании гражданами, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами земельных участков, находящихся в распоряжении администрации муниципального района и получении муниципальной услуги на снос зеленых насаждений, и в связи с утверждением Положения № 1509, в адрес административного ответчика 11.04.2022 принесен протест для приведения постановления администрации Комсомольского муниципального района от 22.03.2018 № 261 в соответствие с положениями федерального законодательства, который рассмотрен 21.04.2022.
До настоящего времени мер к приведению постановления администрации Комсомольского муниципального района от 22.03.2018 № 261 «Об утверждении Порядка расчета стоимости за снос зеленых насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, и внесении изменений в постановление администрации Комсомольского муниципального района от 18.06.2012 № 534» в соответствие с федеральным законодательством не принято.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что постановление администрации Комсомольского муниципального района от 22.03.2018 № 261 «Об утверждении Порядка расчета стоимости за снос зеленых насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, внесении изменений в постановление администрации Комсомольского муниципального района от 18.06.2012 № 534» не соответствует требованиям Положения № 1509, принятого в соответствии с частью 2 статьи 123 Лесного кодекса РФ, поскольку не содержит в себе исключений о том, что компенсационная стоимость за снос зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края с правообладателей таких земель не взымается.
При этом суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что удовлетворение административных исковых требований прокурора повлечет вмешательство в нормотворческую деятельность муниципального образования, поскольку в рассматриваемом случае необходимость внесения требуемых прокурором дополнений обусловлена принятием законодательства, в частности Положения № 1509, а принятие нового нормативного правового акта не требуется.
Кроме того, устанавливая в 2018 году рассматриваемый Порядок, административный ответчик посчитал возможным в пункте 1.3 указать о том, что указанный Порядок не применяется в отношении зеленых насаждений, расположенных на земельных участках лесного фонда.
Однако, в связи с принятием Правительством Российской Федерации с 1 октября 2020 года Положения № 1509, каких-либо дополнений в рассматриваемый Порядок в части отсутствия обязанности по внесению платы компенсационной стоимости насаждений, подлежащих рубке (сносу) на землях сельскохозяйственного назначения, до настоящего времени не внесено, что влечет неопределенность при использовании гражданами, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами земельных участков, находящихся в распоряжении администрации муниципального района и получении муниципальной услуги на снос зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения и расценивается судом, как бездействие.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования и.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление и.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Комсомольского муниципального района по не приведению постановления администрации Комсомольского муниципального района от 22.03.2018 № 261 «Об утверждении Порядка расчета стоимости за снос зеленых насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, и внесении изменений в постановление администрации Комсомольского муниципального района от 18.06.2012 № 534» в соответствие с нормами федерального законодательства, незаконным.
Обязать администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края привести в соответствие с федеральным законодательством постановление администрации Комсомольского муниципального района от 22.03.2018 № 261 «Об утверждении Порядка расчета стоимости за снос зеленых насаждений, расположенных на территории Комсомольского муниципального района, внести изменения в постановление администрации Комсомольского муниципального района от 18.06.2012 № 534», а именно по тексту дополнить пунктом следующего содержания: оплата компенсационной стоимости является обязательной во всех случаях повреждения, сноса или уничтожения зеленых насаждений, за исключением сноса зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения правообладателем таких земель.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме- 24 июня 2022 года.
Председательствующий М.В.Пучкина