УИД: 61RS0019-01-2023-002704-43
Дело № 2а-2783/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«31» августа 2023 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Бердыш С.А.,
при секретаре Краснобаевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области к Новочеркасскому ГОСП УФССП России по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области, заинтересованное лицо: прокурор г. Новочеркасска об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Представитель административного истца обратился с указанными требованиями в суд, ссылаясь на то, что 13.06.2023 судебным приставом-исполнителем Новочеркасского городского отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП №-ИП от <дата> в размере 50 000 рублей за неисполнение требований неимущественного характера, установлен новый срок исполнения по исполнительному производству в отношении ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области.
Указанный исполнительский сбор был взыскан в связи с неисполнением должником решения Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30.11.2021 по делу № 2-3710/22 об обязании ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт в камерах сборного отделения учреждения и камерах № 152, 142, 143, 144, 146, 147, 148, 151, 150, 149, 154, 155, 156, 157, 158, 347, 348, 349, 350, 351, 352, 353, 354, 358, 360, 361, 364, 366, 367, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 377,378, 379, 380; обязании ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать камеры следственного изолятора № 345, 346, 347, 348, 349, 350, 352, 353, 354, 357, 358, 359, 363, 365, 366, 368, 369, 370, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 377, 378, 379, 380, 381 системам вентиляции (кондиционирования) воздуха, позволяющими поддерживать надлежащие условия микроклимата; обязании ГУФСИН России по Ростовской области в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области в целях выполнения требований законодательства по ремонту камер сборного отделения и камер № 152, 142, 143, 144, 146, 147, 148, 151, 150, 149, 154, 155, 156, 157, 158, 347, 348, 349, 350, 351, 352, 353, 354, 358, 360, 361, 364, 366, 367, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 377, 378, 379, 380, по оборудованию камер следственного изолятора № 345, 346, 347, 348, 349, 350, 352, 353, 354, 357, 358, 359, 363, 365, 366, 368, 369, 370, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 377, 378, 379, 380, 381 системами вентиляции (кондиционирования) воздуха.
Принимая во внимание, что в силу положений ст. 9 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации, учитывая положения п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 5, Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, а также пп. 5.8, 5.12 Устава ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области, источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета, и при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Ростовской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области предприняты все меры для надлежащего исполнению решения суда, в результате чего часть требований уже исполнена, что подтверждают: акт проверки выполнения решения от 25.10.2021 по гражданскому делу № 2-3710/2021 Новочеркасского городского суда Ростовской области, в части проведения ремонта камер №№ 347, 348, 349, 350, 351, 352, 353, 354, 358, 360, 361, 364, 366, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 377, 378, 379, 380.
Учреждением в целях исполнения решения суда направлены заявки для обеспечения необходимым количеством оборудования.
Учитывая объективные обстоятельства того, что по независящим от ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области причинам и при отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, просил суд освободить ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением от <дата> по материалам исполнительного производства №-ИП от <дата>.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В силу ст. 150, ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Судом установлено, что решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от <дата> по делу № исковые требования прокурора г. Новочеркасска, поданные в интересах неопределённого круга лиц, к Федеральному каченному учреждению Следственный изолятор №3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания РФ по РО, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ростовской области об обязании совершить действия удовлетворены частично.
Суд решил: Обязать ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт в камерах сборного отделения учреждения и камерах № 152, 142, 143, 144, 146, 147, 148, 151, 150, 149, 154, 155, 156, 157, 158, 347, 348, 349, 350, 351, 352, 353, 354, 358, 360, 361, 364, 366, 367, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 377,378, 379, 380;
Обязать ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать камеры следственного изолятора № 345, 346, 347, 348, 349, 350, 352, 353, 354, 357, 358, 359, 363, 365, 366, 368, 369, 370, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 377, 378, 379, 380, 381 системам вентиляции (кондиционирования) воздуха, позволяющими поддерживать надлежащие условия микроклимата;
Обязать ГУФСИН России по Ростовской области в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области в целях выполнения требований законодательства по ремонту камер сборного отделения и камер № 152, 142, 143, 144, 146, 147, 148, 151, 150, 149, 154, 155, 156, 157, 158, 347, 348, 349, 350, 351, 352, 353, 354, 358, 360, 361, 364, 366, 367, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 377, 378, 379, 380, по оборудованию камер следственного изолятора № 345, 346, 347, 348, 349, 350, 352, 353, 354, 357, 358, 359, 363, 365, 366, 368, 369, 370, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 377, 378, 379, 380, 381 системами вентиляции (кондиционирования) воздуха.
На основании указанного решения суда судебным приставом-исполнителем Новочеркасского городского отдела УФССП по Ростовской области 13.06.2023 возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В соответствии с ч. 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ИП "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных cт. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229- ИП "об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ИП "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с п. 3 Постановления о возбуждении исполнительного производства ГУФСИН России по Ростовской области Следственный изолятор №3 предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 5000 рублей с должника-организации.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Торцевой А.С. от 13.06.2023 ГУФСИН России по Ростовской области Следственный изолятор №3 был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 25.07.2023.
Как следует из представленной в материалы дела копии исполнительного производства №-ИП от <дата>, на основании определения Новочеркасского городского суда от <дата>, административному истцу предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до <дата>. По состоянию на <дата> решение суда частично исполнено, что подтверждается Актом от <дата>. На протяжении длительного времени ФКУ СИЗО 3 направлялись заявки в ГУФСИН России по РО для предоставления денежных средств для исполнения решения суда в полном объеме.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
Следовательно, для правильного разрешения заявленных требований правовое значение имеет решение вопроса, приняло ли ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области все зависящие от него меры в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, имеются ли причины, находящиеся вне его контроля и препятствующие исполнению требований исполнительного документа в установленный пятидневный срок.
Учитывая обстоятельства дела, а так же то обстоятельство, что частично требования исполнительного документа были исполнены, а так же учитывая, что исполнение решения связано с необходимостью проведения определенных видов работ и получения бюджетных денежных средств, суд полагает исковые требования об освобождении от уплаты исполнительского сбора обоснованными.
Также суд отмечает, что согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, указанному выше, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также вносит Министру юстиции Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования уголовно-исполнительной системы.
Пунктом 13 Положения установлено, что финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в Федеральном бюджете.
Распоряжением ФСИН России от 16.11.2010 N 260-р утвержден порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по главе 320 "Федеральная служба исполнения наказаний". Смета по лимитам бюджетных обязательств по выполнению функций учреждений или органа УИС составляется на период одного финансового года. Структурные подразделения ФСИН России, ответственные за распределение бюджетных ассигнований по курируемым направлениям расходов на основании предложений территориальных органов распределяют территориальным органам ФСИН России денежные средства из лимитов бюджетных обязательств без изменения лимитов бюджетных обязательств по главе 320 "Федеральная служба исполнения наказаний".
Порядок расходования средств от приносящей доход деятельности установлен Распоряжением ФСИН России от 18.08.2019 N 205-р "О нормативах и порядке использования превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы.
Принимая во внимание тот факт, что ФКУ СИЗО 3 ГУФСИН России по РО является казенным учреждением, финансируется из средств федерального бюджета по целевым назначениям и не имеет право самостоятельно расходовать бюджетные средства, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы, казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Для исполнения решения суда от 25.10.2021 требуется значительное финансирование из федерального бюджета, а именно на данные цели. А также, с учетом того факта, что проведение ремонта камер одновременно невозможно в виду специфики работы СИЗО, из-за большого количества лиц, содержавшихся под стражей, суд полагает, что указанные заявителем обстоятельства являются достаточным основанием к удовлетворению настоящего заявления в части освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области к Новочеркасскому ГОСП УФССП России по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области, заинтересованное лицо: прокурор г. Новочеркасска, об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Новочеркасского городского отдела судебных приставов от <дата> по исполнительному производству №-ИП от <дата>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.А. Бердыш
Решение в окончательной форме изготовлено 04 сентября 2023 года.