ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2784/2021 от 20.04.2021 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №2а-2784/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2021 года город Уфа

Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Давыдова Д.В.,

при секретаре Набиевой И.С.,

с участием истца ФИО2, представителя ответчика Администрация ГО <адрес> РБ - ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> РБ о признании незаконным решения межведомственной комиссии в отказе согласования перепланировки (переустройства) помещения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Администрации ГО <адрес> РБ о признании незаконным решения межведомственной комиссии об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) помещения, в обоснование указав, что является собственником нежилого помещения площадью 183,2 кв.м, с кадастровым номером 02:55:010521:2036, расположенного на цокольном этаже второго подъезда многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, бульвар Ибрагимова, <адрес>, корпус 3, номер на этаже 90. Номера помещений на поэтажном плане 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 57, 58, 59.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

На основании технического задания к от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ответчиком, был разработан проект перепланировки и переустройства принадлежащего ему помещения.

Пунктом 6 технического задания установлен необходимый перечень согласований проектной документации - администрация <адрес>, управляющая организация жилого дома (МУП ЕРКЦ <адрес>), заключение о соответствии проектной документации санитарным нормам, МБУ ЦГД <адрес>.

Проект получил положительные согласования в следующих инстанциях: администрация <адрес>, управляющая организация жилого дома (МУП ЕРКЦ <адрес>), заключение ФБУЗ ЦГИЭ в РБ о соответствии проектной документации санитарным нормам.

ДД.ММ.ГГГГ ответчику были поданы документы и выдана расписка в предоставлении документов на рассмотрение на заседании межведомственной комиссии.

В результате перепланировки помещения затрагиваются помещения с номерами 43, 44, 45, 46, 47, 48, 50, 51, 60 общей площадью 92,5 кв.м., расположенные на этом же этаже и являющиеся местом общего пользования, в том числе, нежилых помещений с кадастровым номерами 02:55:010521:1457, 02:55:010521:1446, принадлежащих на праве собственности ООО «СМУ-77». Номера принадлежащих ему помещений на этаже 49, 52, 53, 54, 55, 56.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ в случае, если переустройство (перепланировка) помещения невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в данном доме, то к заявлению на перепланировку прилагается протокол собрания собственников в данном доме.

Пунктом 5 Определения Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ помещения с номерами 43, 44, 45, 46, 47, 48, 50, 51, 60, общей площадью 92,5 кв.м, были признаны местом общего пользования не всего дома, а только нежилых помещений, расположенных в цокольном этаже второго подъезда, в котором расположено помещение истца и ООО «СМУ-77».

Нежилые помещения цокольного этажа второго подъезда отделены от жилой части дома, имеют самостоятельную входную группу, посторонние лица не имеют свободного доступа в эти помещения. Таким образом, собрание общего собрания всего дома не требуется. Следовательно, необходимо только согласие собственника помещений ООО «СМУ-77».

В свою очередь, собственником помещений ООО «СМУ-77» выдано нотариальное согласие от ДД.ММ.ГГГГ на уменьшение размера общего имущества и мест общего пользования путем безвозмездного отчуждения в собственность ФИО2 и присоединения к нежилому помещению с кадастровым номером 02:55:010521:2036. Номера отчуждаемых помещений 43, 44, 45, 46, 47, 48, 50 и часть помещения 60 согласно проектным данным.

Решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании перепланировки было отказано на основании ч. 2 ст. 26 ЖК РФ ввиду непредставления документа, подтверждающего право собственности на помещение площадью 99,5 кв.м., являющегося местом общего пользования с собственником нежилых помещений ООО «СМУ-77». Других оснований для отказа решение не содержит.

Истец просит признать незаконным решение межведомственной комиссии Администрации ГО <адрес> РБ об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) помещения.

Признать согласованной перепланировку и переустройство нежилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, бульвар Ибрагимова, <адрес>, корпус 3, цокольный этаж, номер на этаже 90, в соответствии с проектом .286/2-ОПЗ, ТХ, АС, ОВ, ВК, ЭМ, ПС, выполненным ООО «АПБ «Первый эксперт».

Разрешить начать строительно-монтажные работы нежилого помещения по адресу <адрес>, бульвар Ибрагимова, <адрес>, корпус 3, цокольный этаж, номер на этаже 90, в соответствии с проектом .286/2-ОПЗ, ТХ, АС, ОВ, ВК, ЭМ, ПС, выполненным ООО «АПБ «Первый эксперт».

Обязать ответчика выдать решение о согласовании перепланировки и переустройства нежилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, бульвар Ибрагимова, <адрес>, корпус 3, цокольный этаж, номер на этаже 90, в соответствии с проектом .286/2-ОПЗ, ТХ, АС, ОВ, ВК, ЭМ, ПС, выполненным ООО «АПБ «Первый эксперт».

Обязать ответчика выдать разрешение на строительно-монтажные работы нежилого помещения по адресу <адрес>, бульвар Ибрагимова, <адрес>, корпус 3, цокольный этаж, номер на этаже 90, в соответствии с проектом .286/2-ОПЗ, ТХ, АС, ОВ, ВК, ЭМ, ПС, выполненным ООО «АПБ «Первый эксперт».

В судебном заседании административный истец, исковые требования поддержал в полном объеме, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении. Просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив свою позицию тем, что решением Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации ГО <адрес> РБ (далее МВК) от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано в согласовании перепланировки (переустройства) помещения, расположенного по адресу: <адрес>, б<адрес> литер А, цокольный этаж, поз. 34-42,57,58,59. По результатам рассмотрения обращения ФИО2 установлено, что площадь помещения находящегося в собственности истца составляет 183,2 кв.м., что подтверждается выпиской их ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. Из представленной проектной документации, выполненной ООО АПБ «Первый эксперт» после перепланировки площадь помещения составляет 282,7 кв.м, правоустанавливающие документы на помещения площадью 99,5 кв.м. ФИО2 не представлены.

Кроме того, проектом перепланировки (переустройства) вышеуказанных помещений, предусмотрено перепланировка нежилого помещения с целью размещения минигостиницы (хостела), соответственно будет использоваться придомовая территория (земельный участок) для парковки автотранспорта, а также входная группа, расположенная с торца многоквартирного дома. Также проектом предусмотрено, что холодное и горячее водоснабжение, канализация, отопления предусматривается от существующих сетей жилого дома. Что предусматривает наличие согласия всех собственников жилых и нежилых помещений данного многоквартирного дома.

Представитель заинтересованного лица ООО «СМУ-77» исковые требования поддержал, пояснив, что на указанном цокольном этаже, собственниками нежилых помещений являются лишь истец и ООО «СМУ-77» и именно указанные лица осуществляю эксплуатацию мест общего пользования. Иные лица в указанное помещения доступа не имеют и их права не могут быть нарушены. С перераспределением мест общего пользования в предложенном ФИО2 порядке ООО «СМУ-77» согласно, о чем заключено нотариальное согласие.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав и оценив материалы административного дела, обсудив доводы иска, суд находит, исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 218 ч.1 КАС Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст.226 ч.9 и 11 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.11, настоящей Статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (части 2, 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 раздела 1 (определение состава общего имущества) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Согласно ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме.

В силу ст. 27 ЖК РФ, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником нежилого помещения площадью 183,2 кв.м, с кадастровым номером 02:55:010521:2036, расположенного на цокольном этаже второго подъезда многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, бульвар Ибрагимова, <адрес>, корпус 3, номер на этаже 90. Номера помещений на поэтажном плане 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 57, 58, 59.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

На основании технического задания к от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ответчиком, был разработан проект перепланировки и переустройства принадлежащего ему помещения.

Пунктом 6 технического задания установлен необходимый перечень согласований проектной документации - администрация <адрес>, управляющая организация жилого дома (МУП ЕРКЦ <адрес>), заключение о соответствии проектной документации санитарным нормам, МБУ ЦГД <адрес>.

Проект получил положительные согласования в следующих инстанциях: администрация <адрес>, управляющая организация жилого дома (МУП ЕРКЦ <адрес>), заключение ФБУЗ ЦГИЭ в РБ о соответствии проектной документации санитарным нормам.

ДД.ММ.ГГГГ ответчику были поданы документы и выдана расписка в предоставлении документов на рассмотрение на заседании межведомственной комиссии.

В результате перепланировки помещения затрагиваются помещения с номерами 43, 44, 45, 46, 47, 48, 50, 51, 60 общей площадью 92,5 кв.м., расположенные на этом же этаже и являющиеся местом общего пользования, в том числе, нежилых помещений с кадастровым номерами 02:55:010521:1457, 02:55:010521:1446, принадлежащих на праве собственности ООО «СМУ-77». Номера принадлежащих ему помещений на этаже 49, 52, 53, 54, 55, 56.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ в случае, если переустройство (перепланировка) помещения невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в данном доме, то к заявлению на перепланировку прилагается протокол собрания собственников в данном доме.

Пунктом 5 Определения Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ помещения с номерами 43, 44, 45, 46, 47, 48, 50, 51, 60, общей площадью 92,5 кв.м, были признаны местом общего пользования не всего дома, а только нежилых помещений, расположенных в цокольном этаже второго подъезда, в котором расположено помещение истца и ООО «СМУ-77».

Нежилые помещения цокольного этажа второго подъезда отделены от жилой части дома, имеют самостоятельную входную группу, посторонние лица не имеют свободного доступа в эти помещения. Таким образом, собрание общего собрания всего дома не требуется. Следовательно, необходимо только согласие собственника помещений ООО «СМУ-77».

В свою очередь, собственником помещений ООО «СМУ-77» выдано нотариальное согласие от ДД.ММ.ГГГГ на уменьшение размера общего имущества и мест общего пользования путем безвозмездного отчуждения в собственность ФИО2 и присоединения к нежилому помещению с кадастровым номером 02:55:010521:2036. Номера отчуждаемых помещений 43, 44, 45, 46, 47, 48, 50 и часть помещения 60 согласно проектным данным.

Учитывая изложенное, суд считает, что находит доказанным тот факт, что на цокольном этаже, собственниками нежилых помещений являются лишь истец и ООО «СМУ-77» и именно указанные лица осуществляют эксплуатацию мест общего пользования. Иные лица в указанное помещение доступа не имеют и их права указанным перераспределением не могут быть нарушены, а следовательно отсутствует необходимость в истребовании согласия всех собственников многоквартирного дома при решении вопроса о перераспределении мест общего пользования на цокольном этаже многоквартирного дома, где собственниками нежилых помещений являются ФИО2 и ООО «СМУ-77».

Учитывая изложенное, суд решил исковые требования ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> РБ о признании незаконным решения межведомственной комиссии об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) помещения удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании перепланировки (переустройстве) помещения, расположенного по адресу: <адрес>, бульвар Ибрагимова <адрес>, корпус 3 литера А, цокольный этаж, помещения: 34-42, 57, 58, 59.

Обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан выдать решение о согласовании перепланировки и переустройства нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, бульвар Ибрагимова <адрес>, корпус 3 литера А, цокольный этаж, номер на этаже 90, в соответствии с проектом .286/2-ОПЗ, ТХ, AC, OB, ВК, ЭМ, ПС, выполненным ООО «АПБ «Первый эксперт».

В удовлетворении исковых требований о признании перепланировки и переустройства согласованными, о разрешении начать строительно-монтажные работы, об обязании выдать разрешение на строительно-монтажные работы в нежилом помещении, расположенного по адресу: <адрес>, бульвар Ибрагимова <адрес>, корпус 3 литера А, цокольный этаж, номер на этаже 90, в соответствии с проектом .286/2-ОПЗ, ТХ, AC, OB, ВК, ЭМ, ПС, выполненным ООО «АПБ «Первый эксперт» отказать.

Руководствуясь ст.180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> РБ о признании незаконным решения межведомственной комиссии в отказе согласования перепланировки (переустройства) помещения удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании перепланировки (переустройстве) помещения, расположенного по адресу: <адрес>, бульвар Ибрагимова <адрес>, корпус 3 литера А, цокольный этаж, помещения: 34-42, 57, 58, 59.

Обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан выдать решение о согласовании перепланировки и переустройства нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, бульвар Ибрагимова <адрес>, корпус 3 литера А, цокольный этаж, номер на этаже 90, в соответствии с проектом .286/2-ОПЗ, ТХ, AC, OB, ВК, ЭМ, ПС, выполненным ООО «АПБ «Первый эксперт».

В удовлетворении исковых требований о признании перепланировки и переустройства согласованными, о разрешении начать строительно-монтажные работы, об обязании выдать разрешение на строительно-монтажные работы в нежилом помещении, расположенного по адресу: <адрес>, бульвар Ибрагимова <адрес>, корпус 3 литера А, цокольный этаж, номер на этаже 90, в соответствии с проектом .286/2-ОПЗ, ТХ, AC, OB, ВК, ЭМ, ПС, выполненным ООО «АПБ «Первый эксперт» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ в течение месяца, через Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

СУДЬЯ: Давыдов Д.В.