ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2784/2021 от 20.10.2021 Калининского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

УИД 21RS0024-01-2021-004094-68

Дело № 2а-2784/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2021 года г. Чебоксары

Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Шипееве А.Д., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя ответчика администрации г. Чебоксары ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 к администрации <адрес> о признании незаконным отказа, обязании принять решение о внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории, обеспечить подготовку документации для внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории, обеспечить организацию и проведение публичных слушаний, направление подготовленной документации для внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к администрации <адрес>:

- о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ во внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, ФИО4, Молодежным переулком <адрес>, утвержденный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части образования земельного участка с видом разрешенного использования – для хранения автотранспорта, под объектом недвижимости – одноэтажным нежилым зданием с кадастровым номером расположенным по адресу: <адрес>, гаражный бокс ;

обязании администрацию <адрес> в четырехмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта:

- принять по заявлению ФИО3 решение о внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, ФИО4, Молодежным переулком <адрес>, утвержденный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части образования земельного участка с видом разрешенного использования – для хранения автотранспорта под объектом недвижимости – одноэтажным нежилым зданием с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, гаражный бокс ;

-обеспечить подготовку документации для внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, ФИО4, Молодежным переулком <адрес>, предусмотрев образование земельного участка с видом разрешенного использования – для хранения автотранспорта под объектом недвижимости – одноэтажным нежилым зданием с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> гаражный бокс ; в соответствии со схемой, выполненной ООО «НПП «Инженер», направленной ФИО3 в администрацию <адрес> сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ;

-обеспечить организацию и проведение слушаний по вопросу внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, ФИО4, Молодежным переулком <адрес> ;

-обеспечить направление главе администрации <адрес> для утверждения подготовленной документации для внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, утвержденный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что истец является собственником объекта недвижимости – одноэтажного здания с кадастровым номером 21:01:030105:4205, расположенного по адресу: <адрес> гаражный бокс . Для определения границ земельного участка под гаражом им были заказаны кадастровые работы, ООО НПП «Инженер» была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для обслуживания автотранспорта, которая была направлена в администрацию <адрес>. Однако администрация <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказала истцу в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для хранения автотранспорта, сославшись на п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, указав, что представленная схема не соответствует ранее утвержденному ДД.ММ.ГГГГ проекту межевания территории , в котором формирование земельного участка под гаражом истца не предусмотрено.

В последующем ФИО3 обратился с заявлением о внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, но администрация <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказала в принятии заявления в связи с несоответствием требованиям, предусмотренным административным регламентом и непредставлением в полном объеме документов. ДД.ММ.ГГГГ истец, устранив замечания, повторно обратился в орган местного самоуправления с заявлением о внесении изменений в проект планировки и межевания территории, однако администрация г. Чебоксары письмом от ДД.ММ.ГГГГ вновь отказала истцу во внесении изменений в проект межевания со ссылкой на нормы ст.39.20 Земельного кодекса РФ. Считает отказ администрации г. Чебоксары незаконным, поскольку наличие утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен образуемый земельный участок, исключает необходимость утверждения схемы расположения этого земельного участка, соответственно, способом образования земельного участка, необходимого истцу в целях размещения здания гаража, является внесение изменений в утвержденные постановлением администрации г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ проект планировки и проект межевания; заявление истца, направленное в администрацию г. Чебоксары, являлось основанием для выполнения ответчиком обязанности по формированию земельного участка под гаражом истца путем разработки документации по внесению соответствующих изменений в проект планировки и проект межевания территории и администрация г. Чебоксары при наличии заявления собственника обязана была инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего сформировать земельный участок для обслуживания гаража истца.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям, и вновь привел их суду. Добавил, что «гаражная амнистия» предусматривает возможность предоставления земельного участка, находящегося под гаражом, бесплатно.

Представитель ответчика администрации г.Чебоксары ФИО2 административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и вновь привела их, пояснив, что поданное истцом в администрации г. Чебоксары заявление не соответствует требованиям к форме заявления, поскольку к нему не была приложена схема границ территории, в отношении которой планируется подготовка документации по планировке территории. Указала, что в бюджете г. Чебоксары отсутствуют средства, предусмотренные на подготовку внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории, а в поданном истцом заявлении не указана информация о разработке документации за счет собственных средств.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Порядок подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории, их содержание регулируется главой 5 ГрК РФ, а также административным регламентом администрации города Чебоксары по предоставлению муниципальной услуги « Принятие решения о подготовке, утверждении документации по планировке территории на территории Чебоксарского городского округа, утвержденным Постановлением администрации города Чебоксары от 03.06.2019 № 1237..

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По общему правилу образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1)проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в пункте 16 названной статьи, к числу которых относятся: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Административным регламентом администрации <адрес> по предоставлению муниципальной услуги « Принятие решения о подготовке, утверждении документации по планировке территории на территории Чебоксарского городского округа, утвержденным Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что к заявлению прилагаются, в том числе схема территории, в отношении которой планируется подготовка документации по планировке территории.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2.10.1 подраздела 2.10. административного регламента, одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной подуслуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории на территории Чебоксарского городского округа» является несоответствие поданного заявления требованиям и условиям, предусмотренным подразделом 2.6 административного регламента.

Согласно абзацу седьмому пункта 2.10.1 подраздела 2.10 административного регламента в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано в случае отсутствия в бюджете <адрес> средств, предусмотренных на подготовку документации по планировке территории.

Судом установлено, что ФИО3 является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения (гаражного бокса ) с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Указанный объект недвижимости не является отдельно расположенным объектом недвижимости, расположен на земельном участке с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с видом разрешенного использования - хранение автотранспорта, расположенного под его гаражным боксом, площадью 33 кв.м, без проведения торгов на основании п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ. К указанному заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, подготовленная ООО НПП «Инженер».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> отказала истцу в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для хранения автотранспорта, сославшись на п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, указав, что представленная схема не соответствует ранее утвержденному ДД.ММ.ГГГГ проекту межевания территории , в котором формирование земельного участка под гаражом истца не предусмотрено.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился с заявлением о внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, ФИО4, Молодежным переулком <адрес>, но администрация <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказала в принятии заявления в связи с несоответствием требованиям, предусмотренным административным регламентом и непредставлением в полном объеме документов

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 вновь обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в проект планировки в проект межевания территории, ограниченной <адрес>.

В ответ на данное заявление ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> отказала в удовлетворении его заявления, указав, что гаражный бокс истца не является отдельно расположенным объектом недвижимости, такой земельный участок в силу ст.39.20 Земельного кодекса может быть приобретен в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Не согласившись с отказом администрации <адрес>, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, полагая, что обязанность по формированию земельного участка под гаражом истца путем разработки документации по внесению соответствующих изменений в проект планировки и проект межевания территории лежит на администрации <адрес>.

Однако суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, ФИО4, Молодежным переулком г Чебоксары, которым раздел земельного участка с кадастровым номером не предусмотрен.

При этом, как указывалось выше, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории.

В этой связи администрацией <адрес> обоснованно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку это не противоречит положениям п.16 ст.11.10 Земельного кодекса.

Является обоснованным и отказ ответчика в подготовке документации по внесению изменений в проект планировки и проект межевания, поскольку к заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, тогда как положения административного регламента предусматривают приложение схемы границ территории, в отношении которой планируется подготовка документации по планировке территории.

При этом ссылка истца на обязанность ответчика по разработке документации по внесению соответствующих изменений в проект планировки и проект межевания территории также является необоснованной в силу следующего

Согласно ч.5 ст.45 ГРК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

В соответствии с ч.8 ст. ГРК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Указанными нормами закона действительно предусмотрено осуществление ответчиком подготовки документации по планировке территории. Вместе с тем реализация данного полномочия предоставлена также физическим лицам за счет их средств.

Как указывалось выше, административным регламентом предусмотрено, что в случае отсутствия в бюджете г. Чебоксары средств, предусмотренных на подготовку документации по планировке территории, в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано.

Поскольку в бюджете города Чебоксары отсутствуют средства, предусмотренные на подготовку внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории, а в заявлении истца сведений о разработке информации по планировке за счет собственных средств не имелось, отказ администрации, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, во внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории не противоречит требованиям законодательства, и не нарушает прав истца. В данном случае предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории могут быть представлены и в форме самостоятельно разработанного проекта планировки территории.

Намерение заинтересованного лица подготовить проект планировки территории за свой счет направлено, в том числе и на реализацию права участия в публичных слушаниях по рассмотрению проекта планировки территории (статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом ссылка истца на Федеральный закон от 05.04.2021 N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" («гаражная амнистия»), согласно которому гражданину, использующему гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ (30 декабря 2004 года), предоставляется до ДД.ММ.ГГГГ право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, на обоснованность вынесенного администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ отказа не влияет, поскольку на момент его вынесения не действовал. Начало действия редакции – ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в отказать удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3:

- о признании незаконным отказа № от ДД.ММ.ГГГГ во внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, ФИО4, Молодежным переулком <адрес>, утвержденный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части образования земельного участка с видом разрешенного использования – для хранения автотранспорта, под объектом недвижимости – одноэтажным нежилым зданием с кадастровым номером , расположенным по адресу: г<адрес>;

обязании администрацию <адрес> в четырехмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта:

- принять по заявлению ФИО3 решение о внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес> утвержденный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части образования земельного участка с видом разрешенного использования – для хранения автотранспорта под объектом недвижимости – одноэтажным нежилым зданием с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, гаражный бокс ;

-обеспечить подготовку документации для внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, предусмотрев образование земельного участка с видом разрешенного использования – для хранения автотранспорта под объектом недвижимости – одноэтажным нежилым зданием с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> гаражный бокс ; в соответствии со схемой, выполненной ООО «НПП «Инженер», направленной ФИО3 в администрацию <адрес> сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ;

-обеспечить организацию и проведение слушаний по вопросу внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, ФИО4, Молодежным переулком <адрес> ;

-обеспечить направление главе администрации <адрес> для утверждения подготовленной документации для внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, утвержденный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд <адрес> Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.В. Мартьянова

.