РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
13 августа 2018 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Канаевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-2785/18 по заявлению Д. и О. об оспаривании решения Министерства строительства Самарской области,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Д. и О. решения Министерства строительства Самарской области, выраженные в письмах от 9.06.2018 г. №3/2615 и от 21.06.2018 г. №3/2751 об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: г. Самара, в границах улиц Гастелло, Центральной, ФИО1, ФИО2.
Обязать Министерство строительства Самарской области в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по заявлениям Д. и О. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: г. Самара, в границах улиц Гастелло, Центральной, ФИО1, ФИО2 (объект капитального строительства: «Жилая застройка в границах улиц Гастелло, Центральной, ФИО1, ФИО2 в <адрес>. Жилой <адрес>, секция №»), а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2018 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Канаевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-2785/18 по заявлению Д. и О. об оспаривании решения Министерства строительства Самарской области,
установил:
Д. и О.. обратились в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Министерства строительства Самарской области. В обоснование заявления указывают, что заключили с ООО «Поволжская строительная корпорация» договоры долевого участия в части долевого строительства в отношении квартир № и 254 соответственно в многоэтажном жилом <адрес> по адресу: г. Самара, Октябрьский район, в границах улиц ФИО2, Сапфировой, Центральной, Гастелло, секция 4. Указанные договоры долевого участия были заключены на основании договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 16.11.2012 г. №768, договора субаренды земельного участка от 14.12.2012 г., разрешения на строительство № RU 63301000-165 от 30.12.2015 г. Строительство многоквартирного жилого дома началось в 2015 году, в середины 2017 г. дом выстроен, эксплуатируется, что подтверждается актами о соответствии параметров законченного строительством объекта требованиям проектной документации от 25.05.2017 г., в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, актом приёмки объекта капитального строительство от 25.05.2017 г. ООО «Поволжская строительная корпорация» обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, в границах улиц Гастелло, Центральная, ФИО1, ФИО2, д.2, секция 4. 1.02.2018 г. было получено уведомление Министерства строительства Самарской области об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию. Основанием для отказа явилось непредставление документов, указанных в ч.3 ст.55 ГрК РФ. Они также обращались в Министерство строительства Самарской области и получили уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги №3/2615 от 9.06.2018 г. и №3/2751 от 21.06.2018 г. Они как собственники жилых помещений обладают правами на земельный участок. Имеются справки о выполнении технических условий, заключения и допуски в эксплуатацию инженерного оборудования дома. Просят признать отказы Министерства строительства Самарской области в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию от №3/2615 от 9.06.2018 г. и №3/2751 от 21.06.2018 г. незаконными, обязать Министерство строительства Самарской области рассмотреть их заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию по существу.
В судебном заседании представитель истцов по доверенностям от 26.04.2018 г. ФИО3 заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности от 16.04.2018 г. №3-49/77 ФИО4 в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.3, л.д. 6-8).
Представитель заинтересованного лица ООО «Поволжская строительная корпорация» по доверенности от 15.01.2018 г. ФИО5 в судебном заседании полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.3, л.д. 17-19).
Заинтересованное лицо Департамент градостроительства г.о. Самара представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (т.3, л.д. 9-16).
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 5.12.2017 г. между ООО «Поволжская строительная корпорация» и истицей Д. был заключён договор участия в долевом строительстве от 23.08.2016 г. №ПР-1157/123-2-4 (т.1, л.д. 22-30), по которому ООО «Поволжская строительная корпорация» обязалось осуществить строительство жилого дома по адресу: г. Самара, Октябрьский район, в границах улиц ФИО1, ФИО2, Центральной, Гастелло и передать истице по завершении строительства <адрес> на 3этаже площадью 31,8 м2. Стоимость долевого строительства была определена в 1 814 400 рублей. Проектный срок ввода дома в эксплуатацию – апрель 2018 г.
Аналогичный договор участия в долевом строительстве от 3.08.2016 г. №ПР-1142/254-2-4 (т.1, л.д. 15-21) был заключён ООО «Поволжская строительная корпорация» с истцом ФИО6
ООО «Поволжская строительная корпорация» принадлежало право аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0642001:70, на котором осуществлялось строительство дома (т.1, л.д. 31-35, 48-59).
30.12.2015 г. было выдано разрешение №RU63301000-166 на строительство дома (т.1, л.д. 36-38).
Как усматривается из материалов дела, в настоящее время строительные работы завершены, 25.05.2017 г. ООО «Поволжская строительная корпорация» приняло результат работ у подрядчика ООО «ГрадСтрой» (т.1, л.д. 104). Заявителями представлен технический план дома (т.2, л.д. 1-273).
Согласно п.1 ст.55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с п.2, 3 ст.55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которому прикладывает;
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
- разрешение на строительство;
- акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
- документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
-) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
- схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
- заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
- технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Письмом от 1.02.2018 г. №3/460 (т.1, л.д. 111) Министерство строительства Самарской области отказало ООО «Поволжская строительная корпорация» в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: г. Самара, в границах улиц Гастелло, Центральной, ФИО1, ФИО2 (объект капитального строительства: «Жилая застройка в границах улиц Гастелло, Центральной, ФИО1, ФИО2 в Октябрьском районе г. Самары. Жилой <адрес>, секция №»).
Письмами от 9.06.2018 г. №3/2615 (т.3, л.д. 30-33) и от 21.06.2018 г. №3/2751 (т.3, л.д. 26-29) Министерство строительства Самарской области отказало заявителям в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: г. Самара, в границах улиц Гастелло, Центральной, ФИО1, ФИО2 (объект капитального строительства: «Жилая застройка в границах улиц Гастелло, Центральной, ФИО1, ФИО2 в Октябрьском районе г. Самары. Жилой <адрес>, секция №»).
Данное решение очевидным образом затрагивает законные интересы истцов как участников долевого строительства дома, в связи с чем может быть оспорено ими в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона Самарской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области», к полномочиям органов государственной власти Самарской области отнесены полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с ГрК РФ должны быть выданы органами местного самоуправления.
Следовательно, Министерство строительства Самарской области было компетентно рассмотреть заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома и принять решения по существу заявлений.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию закон не устанавливает.
В соответствии с п.6 ст.55 ГрК РФ, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие указанных в п.3 ст.55 ГрК РФ документов;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
Отказ заявителям в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: г. Самара, в границах улиц Гастелло, Центральной, ФИО1, ФИО2 (объект капитального строительства: «Жилая застройка в границах улиц Гастелло, Центральной, ФИО1, ФИО2 в Октябрьском районе г. Самары. Жилой <адрес>, секция №»), был обоснован тем, что правообладателем земельного участка, на котором возведён жилой дом, и застройщиком дома являлось ООО «Поволжская строительная корпорация», а не заявители.
Однако с позицией ответчика нельзя согласится, поскольку заявители как участники долевого строительства дома имеют общий с застройщиком интерес во вводе дома в эксплуатацию, следовательно, они имели право на обращение за выдачей соответствующего разрешения на основании документов, выданных застройщику. Кроме того, с момента ввода жома в эксплуатацию участники долевого строительства приобретут в силу ст.36 ЖК РФ доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором построен дом.
Отказ застройщику в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: г. Самара, в границах улиц Гастелло, Центральной, ФИО1, ФИО2 (объект капитального строительства: «Жилая застройка в границах улиц Гастелло, Центральной, ФИО1, ФИО2 в Октябрьском районе г. Самары. Жилой <адрес>, секция №»), был обоснован отсутствием заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Между тем, застройщиком представлено заключение строительно-технической экспертизы по результатам обследования и оценке технического состояния несущих и ограждающих конструкций дома по тому же вопросу, составленное ООО «Лаборатория качества и технологии строительства» (т.1, л.д. 60-101). Доказательств его недостоверности, а равно невозможности получения заключения органа государственного строительного надзора в порядке межведомственного взаимодействия ответчиком не представлено.
Кроме того, основанием отказа явилось отсутствие справок о выполнении технических условий на подключение к тепловым сетям от 31.07.2015 г. №67т/390/3257, выданных ОАО «Волжская ТГК», и технических условий на подключение к ливневой канализации от 11.01.2013 г. №13, выданных Департаментом благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара.
Однако из материалов дела следует, что технические условия на подключение к ливневой канализации от 11.01.2013 г. №13 были изменены письмом Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара от 11.07.2017 г. №396 (т.1, л.д. 133-135). В материалах дела имеется справка Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара от 23.03.2018 г. №07 (т.1, л.д. 136) о выполнении застройщиком технических условий от 11.07.2017 г. №396.
Выполнение технических условий на подключение к тепловым сетям от 31.07.2015 г. №67т/390/3257, в действительности выданных ПАО «Т плюс», а не ОАО «Волжская ТГК», подтверждается двусторонним актом готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя от 20.03.2018 г. (т.1, л.д. 118-119), подписанным застройщиком, ПАО «Т плюс» и согласованным с АО «Предприятие тепловых сетей» и ОАО «Энергосбыт плюс». По смыслу закона для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть представлен любой документ, подтверждающий соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанный представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Указанный акт является таким документом.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемые решения не соответствуют закону и приняты без должного рассмотрения заявлений.
Суд не наделен полномочиями предопределять содержание решения, которое должно быть принято ответчиком, однако изложенная в судебном решении правовая позиция является обязательной для ответчика при принятии решения.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является разумным.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Д. и О. решения Министерства строительства Самарской области, выраженные в письмах от 9.06.2018 г. №3/2615 и от 21.06.2018 г. №3/2751 об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: г. Самара, в границах улиц Гастелло, Центральной, ФИО1, ФИО2.
Обязать Министерство строительства Самарской области в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по заявлениям Д. и О. о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: <адрес>, в границах улиц Гастелло, Центральной, ФИО1, ФИО2 (объект капитального строительства: «Жилая застройка в границах улиц Гастелло, Центральной, ФИО1, ФИО2 в Октябрьском районе г. Самары. Жилой <адрес>, секция №»), а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.08.2018 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь