ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2785/202011АВГУ от 11.08.2020 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-2785/2020 11 августа 2020 года

78RS0008-01-2020-002470-79 Санкт-Петербург

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Смирновой Н.А.,

при секретаре Шмыглиной П.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бурова Максима Петровича к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, заместителю начальника – заместителю главного государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Матюхину Владимиру Владиславовичу о признании незаконным бездействие,

с участием административного истца и представителя административного ответчика,

УСТАНОВИЛ:

Буров Максим Петрович обратился в суд с административным иском, в котором просит признать бездействие должностного лица заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга В.В. Матюхина незаконным, обязать административного ответчика рассмотреть в приоритетном порядке по существу обращения административного истца 78-2019-13346 от 19.12.2019 в соответствии нормами п.1.3 и п.1.4 статьи 10 ФЗ № 59.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником квартиры <№> по адресу <адрес>. По состоянию на 31.03.2020 в соответствии сданными реестра лицензий в системе ГИС ЖКХ, ООО «ЦСУ» (ИНН 7811560334, ОГРН 1137847348990) управляло домом на основании договора №У-2018/3 от 05.10.2018. Согласно п. 3.1 статьи 45 Жилищного Кодекса Российской Федерации, п. 26.Д.1 Постановления правительства РФ № 491 ведение реестра собственников МКД и предоставление такового реестра собственнику по запросу являются обязанностью Управляющей организации и включены в перечень лицензионных требований по управлению МКД.

26.11.2019 административный истец обратился в ООО «ЦСУ» посредством системы ГИС ЖКХ с требованием о предоставлении реестра собственников многоквартирного дома. В силу закона крайний срок исполнения данного требования истёк в 23:59 01.12.2019. В нарушение требований закона, генеральный директор ООО «ЦСУ» Редин Николай Иванович разместил ответ на запрос о предоставлении 04.12.2019, то есть с опозданием. Кроме того, в ответе Редин Н.И. не привёл никаких доказательств отправки реестра по почте. По состоянию на 31.03.2020 административный истец не получил запрашиваемый реестр.

19.12.2019 административный истец обратился с жалобой о нарушении своих законных прав и интересов в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга, в которой просил возбудить в отношении Генерального директора ООО «ЦСУ» Редина Н.И., а также в отношении юридического лица ООО «ЦСУ» административное производство в порядке п.2 Статьи 14.1.3 КоАП Российской Федерации. 16.01.2020 административный истец получил ответ № ОБ-13023-19/19-0-1 за подписью заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга В.В. Матюхина о продлении срока ответа на обращение административного истца. 17.02.2020 административный истец получил ответ № ОБ-13023-19/19-0-2 за подписью заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга В.В. Матюхина, однако он не содержал никаких ответов на обращения административного истца.

На основании изложенного, административный истец полагает, что должностное лицо заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга В.В. Матюхин нарушил п. 1.4 Статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», то есть не дал письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, то есть не принял меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

В дополнение к своей позиции, административный истец указывает, что 22.03.2020 обратился в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга с досудебной претензией, однако ответ на нее не получил. Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга адрес Бурова М.П. было направлено письмо №06-201-21/20-0-1 от 12.05.2020, в котором признала необоснованным продление сроков рассмотрения обращения административного истца. Необоснованное продление сроков рассмотрения обращения административного истца привело к существенному нарушению его законных прав и интересов и позволило ООО «ЦСУ» избежать предусмотренной законом ответственности. Административный истец критически оценивает довод в Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о необходимости проведения повторной внеплановой проверки ООО «ЦСУ», поскольку факт нарушения со стороны ООО «ЦСУ», ею установлен и не опровергается.

Административный истец Буров М.П. в судебное заседание явился, требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Сазонов Г.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, поддержал доводы, изложенные в возражениях на административный иск.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Буров М.П. являлся инициатором собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, для проведения голосования в заочной форме с 12.12.2019 по 31.01.2020 (л.д. 77).

26.11.2019 Буров М.П. обращался в ООО «Центр сервисных услуг» о предоставлении реестра собственников указанного многоквартирного дома с просьбой о направлении указанного реестра почтовым отправлением на адрес заявителя (л.д. 76).

28.11.2019 ООО «Центр сервисных услуг» был дан ответ, согласно которому запрашиваемый реестр Буров М.П. вправе получить в часы приема в управляющей компании, написав расписку о непредставлении реестра собственников третьим лицам, об ответственности за возможное распространение данной информации, содержащей персональные данные граждан, валяющихся собственниками. Указанный ответ был направлен Бурову М.П. почтой 03.12.2020 (л.д. 75, 74-75).

Обращение Бурова М.П. было эскалировано в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга 04.12.2019 посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 71-72).

04.02.2020 Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга вынесено распоряжение №09/230-Р о проведении внеплановой проверки в отношении ООО «Центр Сервисных услуг» с целью проверки фактов, изложенных в обращениях от 17.01.2020 №Об201-3/20-0-0, от 20.12.2019 №Об-13023-20/19-0-0, от 20.12.2019 №13023/19/19-0-0. Лицом, уполномоченным на проведение проверки назначена Ш.., предметом проверки являются соблюдение обязательных требований по определению размера и вынесению платы за коммунальные услуги и соблюдение обязательных требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Срок проведения проверки – с 05.02.2020 по 25.02.2020. Среди запрашиваемых у юридического лица документов в числе прочих указаны заверенная копия ответа на обращение № 78-2019-12144, направленное через ГИС ЖКХ, а также документы, подтверждающие направление реестра, запрашиваемого Буровым М.П. (л.д. 68-70).

Согласно акту проверки от 05.02.2020, ООО «Центр Сервисных услуг» 04.12.2019 был направлен ответ на обращение № 78-2019-12144 от 26.11.2020, в связи с чем 10-дневный срок для ответа на обращение не нарушен (л.д. 65-67), о чем 17.02.2020 Бурову М.П. сообщено Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в дополнение к отправленному ранее 16.01.2020 письму (л.д. 63-64).

12.05.2020 Бурову М.П. Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга сообщено о рассмотрении обращения от 13.04.2020 № 78-2020-5027, от 13.04.2020 № 78-2020-5019, от 16.04.2020 № 78-2020-5177 поступивших в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга посредством Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Согласно данного ответа, после повторного изучения документов, полученных инспекцией в ходе проверки проведенной 05.02.2020 в отношении ООО «ЦСУ», осуществляющего управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, д. 2, стр. 1, установлено, что реестр собственников помещений в МКД, запрошенный им в обращении № 78-2019-12144 от 26.11.2019, направлен ООО «ЦСУ» с неверным указанием адресата и с нарушением срока установленного частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По вопросу необоснованного продления срока рассмотрения обращения от 20.12.2019 № ОБ-13023-19/19-0-0, сообщено о депремировании за указанное нарушение начальника отдела надзора и контроля Калининского, Невского районов. Вопрос о привлечении к административной ответственности заместителя начальника Инспекции - заместителя главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга В.В. Матюхина находится на рассмотрении в прокуратуре Санкт-Петербурга.

Для объективного рассмотрения обращения от 19.12.2019 №78-2019-13346 требуется проведение повторной внеплановой проверки, однако, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внеплановые проверки в отношении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей по изложенным в обращении основаниям не проводятся. При наличии фактов, подтверждающих причинение вреда жизни и здоровью граждан или создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан действиями (бездействием), внеплановая проверка проводится по согласованию с органами прокуратуры. После снятия вышеназванных ограничений, инспекцией будет повторно проведена проверка фактов изложенных в обращениях, в части не предоставления ООО «ЦСУ» реестра собственников помещений и рассмотрен вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях (л.д. 58-59).

Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

При этом на государственный орган возложена обязанность после рассмотрения заявления дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч.1 ст.10 названного Федерального закона).

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статьей 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен перечень условий, при которых в 2020 году может быть проведена проверка субъектов малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек. Требования, указанные в обращении административного истца не содержатся данном перечне, а потому не являются основанием для проведения внеплановой проверки юридического лица.

Как усматривается из ответа Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 12.05.2020, вопрос о привлечении к административной ответственности заместителя главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга Матюхина В.В. за необоснованное продление срока рассмотрения обращения Бурова М.П. от 19.12.2019 №78-2019-13346 находится на рассмотрении в прокуратуре Санкт-Петербурга, а согласно пояснениям представителя административного ответчика, на момент рассмотрения настоящего дела решение прокуратуры о привлечении к административной ответственности Матюхина В.В. обжалуется в апелляционном порядке в Красногвардейском районном суде Санкт-Петербурга.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Вместе с тем, доказательств направления Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга ответа по результатам рассмотрения заявления Бурова М.П. от 19.12.2019 №78-2019-13346, предусмотренного п. 4 ч.1 ст.10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в материалы дела не представлено, в то время как 30-дневный срок, установленный для совершения данного действия, истёк. Данное обстоятельство не оспаривалось административными ответчиками в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, административным ответчиком признано необоснованным продление срока рассмотрения обращения Бурова М.П. от 19.12.2019 №78-2019-13346, как и не представлено суду оснований для продления такого срока.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные в административном исковом заявлении требования подлежат удовлетворению, поскольку должностное лицо Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга не исполнило возложенную на него обязанность по рассмотрению обращения административного истца в соответствии с действующим законодательством, чем допустило незаконное бездействие приведшее к нарушение его прав.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права суд полагает необходимым обязать Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга рассмотреть по существу обращение Бурова Максима Петровича от 19.12.2019 №78-2019-13346.

Однако, принимая во внимание, что для рассмотрения обращения Бурова М.П. административному ответчику необходимо провести повторную проверку в отношении ООО «Центр Сервисных услуг», осуществить которую не представляется возможным до конца 2020 года в соответствии требованиями Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, суд обязывает административного ответчика устранить нарушение прав административного истца после снятия установленных указанным нормативным актом ограничений, и сообщить в суд о результате его рассмотрения в течение 1 месяца с момента совершения указанных действий.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Бурова Максима Петровича удовлетворить.

Признать незаконным бездействие заместителя главного государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Матюхина Владимира Владиславовича, выразившееся в не рассмотрении по существу обращения Бурова Максима Петровича от 19.12.2019 за №78-2019-13346.

Обязать Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга рассмотреть по существу обращение Бурова Максима Петровича от 19.12.2019 за №78-2019-13346, о чём сообщить в суд в течение месяца со дня совершения указанных действий.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/

Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2020 года.