2а-2788/2021
44RS0001-01-2021-004419-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2021 года <...>
Свердловский районный суд в составе
председательствующего судьи Ветровой С.В.,
при секретаре Бурмистровой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УФНС России по Костромской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам,
у с т а н о в и л:
УФНС России по Костромской области обратилось в Свердловский районный суд г.Костромы с указанным административным исковым заявлением к ФИО2 просят суд взыскать с ФИО2 ИНН № задолженность по налогам и пени в общей сумме 120973,23 руб., в том числе, по налогу на имущество пени 14,13 руб., по земельному налогу 120959,10 руб. – налог 110814,69 руб., пени 10144,41 руб. В обоснование требований указано, что на налоговом учёте в Управлении ФНС России по Костромской области состоит в качестве налогоплательщика ФИО1 ИНН: №, проживающий по адресу: <адрес>, год рождения: <дата>, место рождения: <адрес>, номер факса, адрес электронной почты, место работы не известно. Налогоплательщику на праве собственности по сведениям регистрирующих органов (Росреестра, БТИ) принадлежит: жилой дом, кадастровый №, дата регистрации права <дата>, доля в праве 1/3, площадь объекта 173,50 кв.м., адрес: <адрес>; административное знание кадастровый №, дата регистрации права <дата>, площадь объекта 225,80 кв.м., адрес <адрес>. Налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год по налоговому уведомлению № от <дата> в общей сумме 247,00 руб. В связи с тем, что налог уплачен не своевременно - <дата>, на сумму недоимки соответствии с п.3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени 14,13 руб. плательщиком земельного налога и обязан уплатить налог. На основании данных о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения соответствии со статьей 389 НК РФ, представляемых в налоговый орган органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, и органами муниципальных образований принадлежат налогоплательщику на праве собственности земельные участки: кадастровый №, адрес <адрес>, кадастровый №, адрес <адрес>. Налоговым органом исчислен земельный налог за 2017, 2018 гг. общей сумме 120512.00 руб.: - 3962640,00 руб. (кадастровая стоимость участка 44:27:070504:5) * 1/1 (доля в праве) * 1.50% (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев) = 59440*2 = 118880 руб. 00 коп.;
- 815927,00 руб. (кадастровая стоимость участка 44:27:070109:605) * 1/3 (доля в праве)* 0,30 % (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев) = 816*2 = 1632 руб. 00 коп. В связи с частичной оплатой земельного налога размер задолженности на момент обращения с административным исковым заявлением составил 50558,69 руб. за 2017 год, а всего 110814,69руб. В связи с тем, что земельный налог не был уплачен на сумму недоимки в соответствии с п. 3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени в сумме 10144,41 руб. Налоговым органом в отношении ФИО1 выставлены требования от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, в которых сообщалось о наличии задолженности и о начисленной на сумму недоимки пени. Ранее Налоговый орган обращался за взысканием задолженности в МССУ № Свердловского судебного района <адрес>, по результатам рассмотрения были вынесены судебные приказы от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№. В связи с поступившими возражениями от административного ответчика судебные приказы были отменены, о чем свидетельствуют приложенное к материалам дела определения от <дата>, от <дата> об отмене судебных приказов. Требования так же мотивированы нормами ст. 31, 48 НК РФ, ст.ст. 289-293КАС РФ.
В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, о времени и месте его проведения извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, возражений по существу исковых требований не представил.
Исследовав материалы административного дела, материалы дел по заявлениям о выдаче судебных приказов, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При этом, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
На основании пункта 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, административный ответчик имеет в собственности жилой дом, кадастровый №, дата регистрации права <дата>, доля в праве 1/3, площадь объекта 173,50 кв.м., адрес: <адрес>; административное знание кадастровый №, дата регистрации права <дата>, площадь объекта 225,80 кв.м., адрес <адрес>
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости,
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ), в частности, налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры; налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (статья 403 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Налоговым органом ответчику был начислен налог на указанное недвижимое имущество за 2015 год (срок уплаты <дата>) в размере 247,00 руб., сумма указанного налога исчислена и направлена налогоплательщику в налоговом уведомлении № от <дата>.
В связи с тем, что сумма указанного налога была уплачена административным ответчиком несвоевременно – <дата>, на сумму недоимки налоговым органом были начислены пени в сумме 14,13 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу ч. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ, размер налоговой базы по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Как следует из материалов дела, административному ответчику на праве собственности принадлежат земельные участки: площадью 599 кв.м., кадастровый №, адрес <адрес> (доля в праве 1/3), площадью 1520 кв.м. кадастровый №, адрес <адрес> (доля в праве 1/1).
Налоговым органом исчислен земельный налог за 2017, 2018 гг. в общей сумме 120512.00 руб.: - 3962640,00 руб. (кадастровая стоимость участка №) * 1/1 (доля в праве) * 1.50% (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев) = 59440*2 = 118880 руб. 00 коп.; - 815927,00 руб. (кадастровая стоимость участка №) * 1/3 (доля в праве)* 0,30 % (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев) = 816*2 = 1632 руб. 00 коп.
В связи с частичной оплатой земельного налога размер задолженности на момент обращения с административным исковым заявлением составил 50558,69 руб. за 2017 год, а всего 110814,69руб.
В связи с тем, что земельный налог не был уплачен на сумму недоимки в соответствии с п. 3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени в сумме 10144,41 руб.
Налоговым органом в отношении ФИО1 выставлены требования от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, в которых сообщалось о наличии задолженности и о начисленной на сумму недоимки пени.
Факт отправки вышеуказанных требований подтверждается реестрами ИФНС на отправку корреспонденции.
Довод административного ответчика, содержащийся в заявлениях об отмене судебных приказов о том, что решением Костромского областного суда от <дата> по делу № установлена кадастровая стоимость на имущество здание нежилое, расположено <адрес> кадастровый №, площадь 225.8 кв.м, определив стоимость 683 000 рублей. Ранее стоимость ОКС составляла 7 044 573,88 рублей, суд отклоняет, поскольку изменение кадастровой стоимости здания не влияет на ставку и порядок исчисления земельного налога.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Истцом было реализовано право на взыскание задолженности по налогам с ответчика в порядке приказного производства, что подтверждается материалами административных дел о выдаче судебных приказов.
Так, по судебному приказу МССУ № Свердловского судебного района г. Костромы № от <дата> налоговым органом предъявлялась к взысканию сумма 95871.58 руб., (в результате частичной уплаты сумма по иску составила 50691.42 руб.): - земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017 год в сумме 50558.69 руб. (адрес объекта: <адрес>); пени по земельному налогу в сумме 132.73 руб., начисленные на недоимку за 2017 год.
По судебному приказу МССУ № Свердловского судебного района г. Костромы № от <дата> налоговым органом предъявлялась к взысканию сумма 114996.84 руб. (в результате частичной уплаты сумма по иску составила 61453.58 руб.): земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2018 год в сумме 59440.00 руб. (адреса объектов: 156026, <адрес> и в сумме 816.00 руб. (адрес объекта: <адрес>; пени по земельному налогу в сумме 714.03 руб., начисленные на недоимку за 2017 год, взыскиваемую настоящим исковым заявлением и 483.55 руб., начисленные на недоимку за 2018 год.
По судебному приказу 2а-1547/2020 от <дата> налоговым органом предъявлялась к взысканию сумма 10162.50 руб. (в результате частичной уплаты сумма по иску составила 8838.23 руб.): пени по земельному налогу в общей сумме 8824.10 руб., в т.ч.: 1885.15 руб. начисленные на недоимку за 2015 год, взыскиваемую судебным приказом № от <дата> (уплачена частями <дата> и <дата>); 5997.49 руб., начисленные на недоимку за 2017 год; 931.46 руб., начисленные на недоимку за 2018 год; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (адреса объектов - <адрес> и <адрес>) в сумме 14.13 руб., начисленные на недоимку за 2015 год, взыскиваемую судебным приказом № от <дата> (уплачена частями <дата> и <дата>).
Данные судебные приказы были отменены определениями мирового судьи от <дата> и от <дата> в связи с поступлением возражений должника.
В связи с указанным обстоятельством УФНС России по Костромской области обратилось с административным иском о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам с ФИО2, который поступил в Свердловский районный суд г. Костромы <дата>.
Порядок обращения в суд с данным административным исковым заявлением и сроки взыскания задолженности, административным истцом соблюдены, что так же административным ответчиком при рассмотрении дела не оспаривалось.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Как указывает сторона административного истца, имеющаяся у административного ответчика задолженность по обязательным платежам, предъявленная ко взысканию в рамках рассматриваемого административного дела, не погашена по настоящее время.
В ходе рассмотрения в суде требований УФНС по Костромской области, заявленных в административном иске, ответчик не представил доводов или доказательств, подтверждающих исполнение им обязанности по оплате транспортного и имущественного налога за указанные налоговые периоды в установленные законом сроки. Довод, приведенный административным ответчиком в ходе рассмотрения дела о частичном погашении суммы задолженности, не подтверждается материалам дела.
Расчет задолженности по начисленной пени за неисполнение обязанности по оплате налога, ответчиком так же не оспорен, судом проверен и признан арифметически правильным. Оснований полагать, что задолженность по транспортному и имущественному налогу и пени у ответчика за заявленный период в меньшем размере или отсутствует, у суда не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обстоятельства и факты, указанные истцом в обоснование заявленных требований, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, в связи с чем, требования административного истца о взыскании с ФИО2 задолженности по обязательным налоговым платежам подлежат удовлетворению, в заявленном УФНС по Костромской области размере.
В соответствии с п.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании вышеприведенных положений КАС РФ, а так же в силу ст. 333.19 НК РФ, п.2 ст. 61.2, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с административного ответчика также в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3619,46 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования УФНС России по Костромской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 14,13 руб., задолженность по земельному налогу за 2017, 2018 годы в сумме 110814,69 руб., пени земельному налогу за 2017, 2018 годы в сумме 10144,41 руб.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в сумме 3619,46 руб.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме..
Судья: С.В. Ветрова
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 21.10.2021 года.