ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2788/2021 от 20.01.2022 Сосновского районного суда (Челябинская область)

Дело №2а-342/2022

УИД 74RS0038-01-2021-003917-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

С. Долгодеревенское 20 января 2022 года

Сосновский районный суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Е.В. Боднарь,

при секретаре судебного заседания Н.Г. Гайнановой,

с участием помощника прокурора А.В. Ошкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску ФИО1 к участковой избирательной комиссии , Территориальной избирательной комиссии Сосновского муниципального района АДРЕС о признании недействительными решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования, признании итогов голосования недействительными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился к участковой избирательной комиссии с административным иском, в котором просил:

- признать недействительным решение (протокол) участковой избирательной комиссии от итогах голосования по Челябинскому одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва от ДАТА;

- признать итоги голосования по <данные изъяты> недействительными.

В обоснование требований указал, что Указом Президента РФ от ДАТА были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва на ДАТА. ДАТА он (ФИО1) был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Челябинскому одномандатному избирательному округу .

При этом при организации процедуры голосования, во время проведения голосования на избирательном участке , при подсчете голосов и при подведении итогов голосования эти требования выполнены не были. Так, в частности, на УИК согласно данным, введенным в систему ГАС Выборы, количество бюллетеней, выданных в помещении для голосования в день голосования (<данные изъяты>) существенно расходятся с данными о количестве бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (<данные изъяты>). Расхождения в <данные изъяты> бюллетеня ничем не мотивировано, количество утраченных бюллетеней - <данные изъяты>. При этом на данном участке количество выданных бюллетеней в помещении и вне помещения в дни голосований по Челябинскому одномандатному округу, существенно выше - <данные изъяты> чем количество бюллетеней, выданных на этом же участке по федеральному избирательному округу (<данные изъяты>).

По мнению административного истца, на УИК имели место нарушения, указанные в пунктах а) и б) пункта 1.2 ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от ДАТА, согласно которым суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.

В порядке подготовки по делу определением судьи от ДАТА к участию в деле в качестве соответчика привлечена территориальная избирательная комиссия Сосновского муниципального района АДРЕС, а также для дачи заключения прокурор АДРЕС.

В судебном заседании административный истец требования поддержал. Относительно возражений ответчика пояснил, что увеличенная форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, на цифровые данные из которого ссылается представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии АДРЕС и административного ответчика Территориальной избирательной комиссии АДРЕС и, как следствие, техническую ошибку, действующим законодательством не предусмотрена, равно как и акт о погашении неиспользованных бюллетеней; данные о результатах подведения итогов голосования введены и выгружены в систему ГАС Выборы с иными показателями, согласно которых <данные изъяты> бюллетеня отсутствуют.

Представитель участковой избирательной комиссии Ч.В.Ю. (председатель) в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии АДРЕС в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии АДРЕС пояснила, что воля избирателей определяется из содержания действительных бюллетеней из числа изъятых из переносных и стационарных ящиков, а недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. На избирательном участке подсчет голосов избирателей осуществлен в соответствии с Федеральным законом, однако, при заполнении протокола была допущена техническая ошибка в строках протокола и , при этом контрольные соотношения сошлись, в связи с чем комиссия не заметила ошибка в указанных строках протокола, все бюллетени, находившиеся в переносных и стационарных ящиках для голосования были подсчитаны членами комиссии, <данные изъяты> бюллетеня не относятся к числу находившихся в указанных ящиках, а потому техническая ошибка в строках <данные изъяты><данные изъяты> не могла повлиять на установление действительной воли избирателей. В то время как не любые нарушения являются основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, а лишь те, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, между тем таких нарушений допущено не было, а потому оснований для признания недействительным решения (протокола) участковой избирательной комиссии об итогах голосования не имеется.

Прокурор в заключении указал об отсутствии оснований для удовлетворения требований с приведением тех же мотивов, на которые сослался представитель Территориальной избирательной комиссии АДРЕС.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) кандидаты … вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) … избирательной комиссии, … нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии… об итогах голосования, о результатах выборов… могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата … (часть 15 ст. 239 КАС РФ).

Административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования (ч. 2 ст. 240 КАС РФ). После опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума (ч. 3 ст. 240 КАС РФ). Сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска (часть 7 статьи 240 КАС РФ).

В силу части 3 статьи 243 КАС РФ о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

Согласно части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) … избирательной комиссией… удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными (часть 2 статьи 244 КАС РФ).

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации регламентированы Федеральным законом № 20-ФЗ от ДАТА (далее - ФЗ № 20-ФЗ)

Так, в соответствии со ст. 84 ФЗ № 20-ФЗ (в редакции от ДАТА) участковая избирательная комиссия оформляет свои решения об итогах голосования на соответствующем избирательном участке двумя протоколами: протоколом N 1 - об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколом N 2 - об итогах голосования по федеральному избирательному округу (далее также - протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования).

Протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования могут быть составлены в электронном виде. Особенности передачи участковыми избирательными комиссиями в вышестоящие избирательные комиссии протоколов об итогах голосования, составленных в электронном виде, приема таких протоколов вышестоящими избирательными комиссиями и ввода содержащихся в этих протоколах данных в ГАС "Выборы" устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (ч.2).

В случае, если протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования оформляются на бумажном носителе, каждый из них составляется, как правило, на одном листе. Если протокол составлен более чем на одном листе, каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии. Каждый протокол должен содержать (ч. 3): 1) номер экземпляра протокола; 2) название выборов, дату голосования, наименование избирательного округа, а для одномандатного избирательного округа также его номер; 3) слово "Протокол"; 4) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка; 5) следующие строки протокола:

а) строка 1: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;

б) строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

в) строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;

г) строка 4: число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования;

д) строка 5: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

е) строка 6: число погашенных избирательных бюллетеней;

ж) строка 7: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;

з) строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;

и) строка 9: число недействительных избирательных бюллетеней;

к) строка 10: число действительных избирательных бюллетеней;

л) строка 11: число утраченных избирательных бюллетеней;

м) строка 12: число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении;

В строку 13 и последующие строки протокола N 1 вносятся фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов в алфавитном порядке, а при совпадении фамилий, имен и отчеств - иные данные о таких кандидатах и число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата (ч. 4).

В строку 13 и последующие строки протокола N 2 вносятся наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, в порядке их размещения в избирательном бюллетене и число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов (ч. 5).

Каждый протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать:

1) сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу. Если в жалобе (заявлении) указывается на нарушения настоящего Федерального закона, иных федеральных законов при проведении голосования как по федеральному избирательному округу, так и по одномандатному избирательному округу, такая жалоба (такое заявление) прилагается к протоколу N 1 и учитывается в его соответствующей графе, а к протоколу N 2 прилагается копия этой жалобы (этого заявления);

2) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и их подписи (если протокол составлен более чем на одном листе, - на каждом листе протокола);

3) дату и время (часы и минуты) подписания протокола (если протокол составлен более чем на одном листе, - на каждом листе протокола);

4) для протокола, составленного на бумажном носителе, - печать участковой избирательной комиссии (если протокол составлен более чем на одном листе, - на каждом листе протокола) (ч. 6).

Числа, указанные в частях 3 - 5 настоящей статьи, вносятся в протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования цифрами и прописью (ч. 7).

Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией регламентирован ст. 85 Федерального закона № 20-ФЗ.

Так, согласно ч. 1 названной статьи подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенные формы протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (отдельно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу), затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу) число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при голосовании. С погашенными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (ч. 3).

Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает и вносит в строку 2 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (ч. 4).

Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице (отдельно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу) (ч. 5):

1) число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета избирателей, исключенных из списка избирателей). При установлении по одномандатному избирательному округу числа избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования, не учитываются избиратели, получившие избирательные бюллетени для голосования только по федеральному избирательному округу;

2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);

3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);

4) число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);

После внесения указанных в части 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который затем их оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Итоговые данные, которые определяются как сумма данных, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи по всем страницам списка избирателей, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает, вносит на последнюю страницу списка избирателей, заверяет своей подписью и печатью участковой избирательной комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу) (ч. 5):

1) в строку 1: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;

2) в строку 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;

3) в строку 4: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;

4) в строку 5: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (ч. 10).

В первую очередь проводится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Сначала вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие избиратели, затем с избирательными бюллетенями, которые заполнили избиратели, проголосовавшие вне помещения для голосования в день голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу). Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня для голосования по соответствующему избирательному округу, все избирательные бюллетени для голосования по соответствующему избирательному округу, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к соответствующему протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих избирательных бюллетеней на квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах или под указанными сведениями, справа от наименований политических партий или под этими наименованиями, делается запись о причине признания избирательного бюллетеня недействительным, которая заверяется подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью данной комиссии, а сами избирательные бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов избирателей не учитываются (ч. 14).

Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них (ч. 15).

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса извлекают из конвертов вложенные в них избирательные бюллетени (при использовании конвертов). Избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, сортируются на две пачки - отдельно по одномандатному избирательному округу и по федеральному избирательному округу. После этого члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса осуществляют (сначала с избирательными бюллетенями для голосования по одномандатному избирательному округу, обеспечивая при этом сохранность избирательных бюллетеней для голосования по федеральному избирательному округу, а затем с избирательными бюллетенями для голосования по федеральному избирательному округу) следующие действия. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют избирательные бюллетени, раскладывая их в отдельные пачки, по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Одновременное оглашение содержащихся в двух и более избирательных бюллетенях отметок избирателей не допускается (ч. 16).

Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах или под указанными сведениями, справа от наименований политических партий или под этими наименованиями, либо в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне каждого из таких бюллетеней делается запись о признании его действительным или недействительным. Эта запись заверяется подписями не менее чем двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печатью данной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке избирательных бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании части 14 настоящей статьи) оглашается и вносится в строку 9 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу) (ч. 17).

После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов. При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения вносятся в строку 13 и последующие строки каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу) (ч. 18).

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число действительных избирательных бюллетеней для голосования путем суммирования данных, содержащихся в строке 13 и последующих строках каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, оглашают его и вносят в строку 10 каждого протокола и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу) (ч. 19).

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему избирательному округу, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и вносят в строку 8 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы.

Избирательные бюллетени после завершения подсчета упаковываются в отдельные пачки по голосам избирателей, поданным за зарегистрированных кандидатов, зарегистрированные федеральные списки кандидатов. В отдельные пачки упаковываются недействительные избирательные бюллетени и погашенные избирательные бюллетени. На каждой пачке, в которой упакованы избирательные бюллетени, указываются число находящихся в ней бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, наименование политической партии, отмеченное в соответствующих избирательных бюллетенях, либо ставится отметка: "Недействительные избирательные бюллетени по федеральному избирательному округу" или "Недействительные избирательные бюллетени по одномандатному избирательному округу". Упакованные таким образом избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени, упакованные в соответствии с частями 13 и 14 настоящей статьи, список избирателей помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона (ч. 23).

После осуществления всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а их копии выдаются лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. Каждый протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания. Протоколы, полученные с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретают юридическую силу после подписания их указанными лицами. Не допускаются заполнение протоколов карандашом и внесение в них каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов избирателей (ч. 24).

Если после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила неточность в строках 1 - 12 протокола (в том числе описку, опечатку или ошибку в суммировании данных) либо если неточность выявлена территориальной избирательной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая избирательная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 12 протокола. Участковая избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с частью 2 статьи 32 настоящего Федерального закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию. Ранее представленный участковой избирательной комиссией в территориальную избирательную комиссию протокол приобщается к повторному протоколу. В случае необходимости внесения уточнений в строку 13 и последующие строки протокола проводится повторный подсчет голосов избирателей в порядке, предусмотренном частями 16 и 17 статьи 86 настоящего Федерального закона. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным (ч. 32).

В соответствии с частью 6 статьи 86 Федерального закона № 20-ФЗ данные, содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, по мере их введения в ГАС "Выборы", но не позднее чем через одни сутки со дня голосования (для протоколов с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов" - не позднее чем через одни сутки со дня составления соответствующего протокола) размещаются избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в сети "Интернет" и содержатся там не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

Статьей 100 Федерального закона № 20-ФЗ, регламентирующей вопросы отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы, предусмотрено, что если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения настоящего Федерального закона, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными (ч. 1).

После установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом избирательной комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол избирательной комиссии и (или) сводную таблицу избирательная комиссия, составившая эти протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная" (ч. 2).

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае (ч. 3):

1) нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

3) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

4) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

5) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

В силу части 5 статьи 100 Федерального закона № 20-ФЗ отмена судом решения избирательной комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (выявить действительную волю избирателей), влечет признание соответствующей избирательной комиссией этих итогов голосования недействительными.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет за собой признание результатов выборов по соответствующему избирательному округу недействительными (ч. 8).

Как усматривается из материалов дела, Указом Президента РФ «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» от ДАТА, назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на ДАТА. При этом ФИО1 решением территориальной избирательной комиссии АДРЕС от ДАТА был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Челябинскому одномандатному избирательному округу .

Решением Территориальной избирательной комиссии АДРЕС от ДАТА сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка со сроком полномочий 5 лет (ДАТА гг.), назначен ее состав из 12 человек. Решением той же комиссии от ДАТА председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка назначена Ч.В.Ю..

Административный истец оспаривает итоги голосования, отраженные в протоколе от ДАТА участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку по одномандатному избирательному округу АДРЕС - Челябинский одномандатный избирательный округ .

В протоколе от ДАТА содержатся следующие сведения:

1. Число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, - <данные изъяты>;

2. Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, - <данные изъяты>;

3. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, - <данные изъяты>;

4. Число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования, - <данные изъяты>;

5. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения, для голосования в день голосования, - <данные изъяты>;

6. Число погашенных избирательных бюллетеней <данные изъяты>;

7. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, - <данные изъяты>;

8. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, - <данные изъяты>;

9. Число недействительных избирательных бюллетеней - <данные изъяты>;

10. Число действительных избирательных бюллетеней - <данные изъяты>;

11. Число утраченных избирательных бюллетеней <данные изъяты>;

12. Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении, - <данные изъяты>

Фамилии, имени и отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов/ Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата:

13. А.А.О. - <данные изъяты>;

14. В.Е.А. - <данные изъяты>;

15. В.В.В. - <данные изъяты>

16. Г.И..А - <данные изъяты>

17. П.В.В.<данные изъяты>;

18. Р.Е.П. - <данные изъяты>;

19. С.С.В. - <данные изъяты>;

20. Ш.В.Г. - <данные изъяты>;

21. ФИО1 - <данные изъяты>;

22. Я.А.Н. - <данные изъяты>;

Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу - <данные изъяты>.

Названный протокол подписан членами, в том числе председателем и участковой избирательной комиссии , а также заверен печатью Избирательного участка . Дата и время подписания - ДАТА.

Те же сведения содержатся в ГАС Выборы, что следует из скриншота результатов голосования (л.д. 73).

Представителем административного ответчика представлялась на обозрение суда и участников процесса увеличенная форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу по избирательному участку , фотография которого имеется на л.д<данные изъяты> в деле, в котором по сравнению с бумажным протоколом имеются следующие различия в данных: в пункте <данные изъяты> указано <данные изъяты> вместо <данные изъяты>, в пункте <данные изъяты> указано <данные изъяты> вместо <данные изъяты>.

По запросу суда Территориальной избирательной комиссией АДРЕС был предоставлен опечатанный пакет с погашенными бюллетенями по одномандатному избирательному округу АДРЕС - Челябинский одномандатный избирательный округ (участковая избирательная комиссия ), по вскрытии пакета судом были пересчитаны в присутствии лиц, участвующих в судебном заседании, бюллетени и их количество составило <данные изъяты> штуки. При этом каждый бюллетень был не заполненным, имел печать избирательного участка , подпись члена комиссии, голограмму и отрезанный уголок бланка для подтверждения его погашения, копия упаковки и бюллетеня находятся на л.д. <данные изъяты>, <данные изъяты>

Учитывая изложенное, сомнений относительно того, что погашенных бюллетеней по избирательному участку составляет <данные изъяты> шт., что отражено в увеличенной форме протокола, и наличии ошибки в бумажном экземпляре протокола , у суда не возникло.

При этом различий в количестве действительных бюллетеней, по результатам которых подводятся итоги голосования по каждому кандидату и итоги голосования по избирательному участку, не имеется: в увеличенной форме протокола и в бумажном протоколе этот показатель составляет <данные изъяты>.

Как указал ФИО1 в судебном заседании, его требования по административному иску не направлены на понуждение организовать повторные выборы на данном избирательном участке, на изменение соотношений голосов между кандидатами, признания его как кандидата выигравшим выборы на данном избирательном участке, он просит лишь признать итоги голосования недействительными по формальным основаниям в интересах законности.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что допущенная в протоколе техническая ошибка в части количества выданных и погашенных бюллетеней не относится к тем ошибкам, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, то оснований для признания результатов выборов по избирательному участку недействительным не имеется.

При этом доводов относительно недействительности протокола от ДАТА участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку по федеральному избирательному округу в административном иске не содержится.

Руководствуясь ст.ст. 180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к участковой избирательной комиссии , Территориальной избирательной комиссии Сосновского муниципального района АДРЕС о признании недействительными решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования по Челябинскому одномандатному избирательному округу (протокол от ДАТА) и решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования по федеральному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (протокол от ДАТА), признании итогов голосования недействительными отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябин­ский областной суд через Сосновский районный суд АДРЕС в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> Е.В. Боднарь

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Е.В. Боднарь