Дело № 2а- 278/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Пограничный районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Билле И.П., с участием помощника прокурора Пограничного района Малофеева В.В., при секретарях Денисовой Т.А., Шакировой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального комитета Пограничного городского поселения об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, УСТАНОВИЛ: Административный истец - муниципальный комитет Пограничного городского поселения обратился в суд с заявлением об обжаловании действий судебного пристава – исполнителя ОСП по Пограничному району УФССП России по Приморскому краю. В обоснование заявления председатель муниципального комитета указал, что на основании постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Пограничному району от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП. В ходе исполнительного производства постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Пограничному району от ДД.ММ.ГГГГ установлен исполнительский сбор в размере 50000 руб. Вручено постановление о взыскании исполнительского сбора заявителю 03.07.2018г. Просит суд признать постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. В соответствии с ч. 2 ст. 46 КАС РФ административный истец просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора. В судебном заседании председатель муниципального комитета Пограничного городского поселения ФИО4 требование об освобождении от исполнительского сбора поддержал, суду пояснил, что исполнительное производство было возбуждено на основании решения Пограничного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым на муниципальный комитет Пограничного городского поселения Пограничного муниципального района Приморского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда с сообщением об исполнении решения в течение одного месяца. Нарушение закона выразилось в том, что не принято решение о досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального комитета ФИО5 и ФИО6 по основанию, предусмотренному ч.7.1 ст.40 ФЗ № 131-ФЗ. Муниципальный комитет является коллегиальным органом, все решения принимаются на заседаниях комитета. ДД.ММ.ГГГГ в повестку дня заседания был включен вопрос о прекращении полномочий депутатов ФИО5 и ФИО6 По данному вопросу все депутаты проголосовали против. Решение муниципального комитета № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что депутаты приняли решение, не принимать отставку депутатов, было направлено судебному приставу. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб., за неисполнение решения суда. Муниципальный комитет является коллегиальным органом, председатель не может обязать депутатов голосовать за прекращение полномочий. Муниципальный комитет не имеет своего расчетного счета, финансируется за счет средств местного бюджета. В бюджете заложены расходы только на заработную плату председателя. В мае 2018 депутаты Величко и Шахудина подали заявления о прекращение полномочий депутатов. На основании решения муниципального комитета № от ДД.ММ.ГГГГ прекращены досрочно полномочия депутатов Величко и Шахудиной. Решение суда исполнено. Глава администрации Пограничного городского поселения ФИО7 заявленные требования поддержал, суду пояснил, что в бюджете поселения заложены денежные средства только на оплату председателя муниципального комитета. Судебный пристав-исполнитель ОСП по Пограничному району УФССП по Приморскому краю ФИО8 с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что судебный пристав исполнитель действовала в рамках Закона РФ «Об исполнительном производстве». Постановление судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ должнику вручено 03.07.2018г. Представитель УФССП по Приморскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще – повесткой. Помощник прокурора Пограничного района ФИО9 просил суд снизить размер исполнительского срока, отказать в требовании об освобождении. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. На основании ч. 1 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Ч. 11 указанной статьи установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона об исполнительном производстве. Согласно ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника-организации исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Ч. 7 указанной статьи предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п. 7 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве" об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной власти или бюджетного учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Муниципальный комитет является представительным органом муниципального образования и состоит из 15 депутатов. Решения муниципального комитета принимаются путем голосования. На основании решения Пограничного районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление прокурора Пограничного района Приморского края удовлетворено частично. Признано незаконным, не соответствующим Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и нарушающим права, свободы и законные интересы Пограничного городского поселения Пограничного муниципального района Приморского края Решение муниципального комитета Пограничного городского поселения от 20.04.2017 года № 170 «О рассмотрении решения Пограничного районного суда Приморского края от 24.10.2016 г. по административному исковому заявлению прокурора Пограничного района Приморского края в интересах Российской Федерации, Пограничного городского поселения к Муниципальному комитету Пограничного городского поселения о возложении обязанности на Муниципальный комитет Пограничного городского поселения устранить допущенные нарушения закона». На муниципальный комитет Пограничного городского поселения Пограничного муниципального района Приморского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда с сообщением об исполнении решения в течение одного месяца. Принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутатов находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в повестку дня заседания муниципального комитета был включен вопрос о прекращении полномочий депутатов ФИО5 и ФИО6 По данному вопросу все депутаты проголосовали против. Решение муниципального комитета № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что депутаты приняли решение, не принимать отставку депутатов, было направлено судебному приставу. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства. Юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок. Принимая во внимание, что муниципальный комитет является коллегиальным органом, порядок принятия решений строго регламентирован Уставом Пограничного городского поселения, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника, и удовлетворении требований административного истца. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, Р Е Ш И Л: Административное исковое заявление муниципального комитета Пограничного городского поселения удовлетворить. Освободить муниципальный комитет Пограничного городского поселения от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом мотивированного решения. Судья И.П.Билле |