ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-278/19 от 14.03.2019 Новозыбковского городского суда (Брянская область)

№2а-278/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2019 года г.Новозыбков

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Ивановой Н.П.,

при секретаре судебного заседания Конончук Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации города Новозыбкова Брянской области об отсрочке уплаты суммы исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Новозыбкова Брянской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП по Брянской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области об отсрочке уплаты суммы исполнительского сбора по исполнительному производству № 22011/17/32021-ИП, согласно которому с администрации г. Новозыбкова взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты>. В обоснование заявленных требований указала, что на момент подачи административного искового заявления в суд, решение суда, а также требования исполнительного документа по решению суда исполнены, неисполнение решения суда было вызвано наличием чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий. Наложенный судебным приставом-исполнителем исполнительский сбор в связи с неисполнением решения суда в настоящее время возместить они не могут в силу отсутствия в бюджете муниципального образования денежных средств. В силу решения Совета народных депутатов от 05.02.2019 №5-541 о преобразовании муниципальных образований «Новозыбковский муниципальный район» и сельских поселений (Верещакского, Деменского, Замишевского, Старобобовичского, Старокривецкого, Тростанского, Шеломовского) в одно муниципальное образование со статусом городского округа, городской округ «город Новозыбков» Брянской области с административным центром в г. Новозыбкове, будут объединены бюджеты муниципальных образований с последующим перераспределением их по целевому назначению, что позволит решить вопрос в отношении уплаты исполнительского сбора. Просит отсрочить уплату исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 11.10.2017 № 22011/17/32021-ИП до 31 декабря 2019 года.

В судебное заседание административный истец не явился, представив заявление о рассмотрении дела без их участия, на удовлетворении требований по изложенным в административном исковом заявлении основаниям настаивает.

Административный ответчик Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без их участия.

Административный ответчик ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения, в судебное заседание не явился, письменного отзыва относительно заявленных требований не представил.

Суд, изучив доводы сторон и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в процессе исполнения требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор, который в силу статьи 112 названного выше закона, является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае не исполнения исполнительного документа неимущественного характера, исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч, с должника организации - пятидесяти тысяч рублей.

По смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Новозыбковского городского суда от 18 августа 2015 года, вступившим в законную силу, удовлетворено исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора, выступившего в защиту интересов ФИО1, к администрации г. Новозыбкова Брянской области, которым на последнюю возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилищного помещения общей площадью не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления.

По делу выдан исполнительный лист и 09.02.2016 возбуждено исполнительное производство №1296/16/32021-ИП. Определением суда от 15.02.2016 частично удовлетворены требования администрации г. Новозыбкова о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 15.08.2016. В связи с неисполнением в установленный срок решения суда, 22.09.2016 судебным приставом-исполнителем ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области вынесено постановление 32021/16/111190 о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, 11.10.2017 постановлением судебного пристава-исполнителя № 17/199794 было возбуждено исполнительное производство №22011/17/32021-ИП на предмет взыскания: исполнительский сбор.

Администрация города Новозыбкова обратилась с заявлением об отсрочке уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 22009/17/32021-ИП, сославшись на отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования.

Требования администрации г. Новозыбкова об отсрочке уплаты исполнительского сбора, суд находит несостоятельными.

В силу части 1 статьи 16КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей статье (в частности об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего кодекса.

В соответствии со ст.358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Перечень оснований предоставления отсрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу положений статьи 37 Закона N229-ФЗ, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу вышеперечисленных норм основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.

Постановление судебного пристава-исполнителя №32021/16/111190 о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> вынесено 22.09.2016, 11.10.2017 возбуждено исполнительнее производств № 22011/17/32021-ИП, где предметом исполнения является исполнительский сбор. Данное постановление не обжаловано.

20 февраля 2019 года администрация г. Новозыбкова обратилась с рассматриваемым заявлением в суд. При этом, несмотря на то, что с момента возбуждения исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора прошло более года, в обоснование заявленного требования не представлено никаких доказательств того, что ею были приняты необходимые и достаточные меры, направленные на его своевременное исполнение, а также доказательств наличия неустранимых обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок, либо существенно затрудняющих его исполнение.

Отсутствие бюджетных ассигнований нельзя отнести к таким основаниям, тем более что администрацией города не представлено каких-либо доказательств того, что ею принимались какие бы то ни было меры по изысканию денежных средств. Ссылка администрации г. Новозыбкова на принятие Советом народных депутатов 09.02.2019 решения о преобразовании районных муниципальных образований с присвоении статуса городского округа с последующим соединением их бюджетов, не является доказательством, подтверждающим принятие мер для надлежащего исполнения обязательства.

Сведений о том, что должником принимались своевременные меры для надлежащего исполнения вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления от 11.10.2017, не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией города Новозыбкова не представлено надлежащих, бесспорных и убедительных доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, затрудняющих своевременное исполнение постановление судебного пристава-исполнителя от 11.10.2017, и являющихся основанием для отсрочки его исполнения и принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления администрации города Новозыбкова Брянской области к ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области, Управлению федеральной службы судебных приставов по Брянской области об отсрочке уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя № 22011/17/32021-ИП от 11 октября 2017 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.П.Иванова