К делу №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2016 г. г.Краснодар
Советский районный суд г.Краснодара в составе:
председательствующего Арестова Н.А.,
при секретаре Юриковой В.А.,
с участием представителя административного истца Григорьевского С.В.,
представителя административного ответчика Кульпиновой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск государственного казенного учреждения Краснодарского края «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» об оспаривании решения Государственной инспекции труда в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» обратилось в суд с административным иском и просит признать незаконными акт проверки от 24.03.2016г. № и предписание от 24.03.2016г. № вынесенные Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае Колосова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с рассмотрением обращения от ДД.ММ.ГГГГ№-ОБ, с целью защиты прав и интересов работника Ястребова А.Н., ранее уволенного в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-Л по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, начальником отдела правового надзора и контроля Кульпиновой О.П. был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ согласно которому выявлены нарушения ст. 91 ст. 154 Трудового кодекса РФ в отношении работника- водителя автомобиля Ястребова А.Н.: не ведется учет времени, фактически отработанного (в табелях учета рабочего времени не отражена и не оплачена работа в ночное время), а так же работа в ночное время не оплачена. В обоснование указанных выводов в акте приведены данные об учете рабочего времени по табелю и путевым листам в отношении Ястребова А.Н. ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела правового надзора и контроля Кулышновой О.П. ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти <адрес>» выдано предписание № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Пунктом 1 которого предписано: табели учета рабочего времени в отношении Ястребова А.Н. привести в соответствие с требованиями трудового законодательства (отражать работу в ночное время). Пунктом 2 предписано оплатить работу в ночное время Ястребова А.Н. за весь период работы, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» считает акт проверки и вынесенное на его основании предписание незаконными и нарушающими права и законные интересы. В обоснование допущенных в предписании нарушений трудового законодательства государственный инспектор труда сослался на нормы Трудового кодекса РФ, регулирующие вопросы учета рабочего времени и оплаты в ночное время. Работа в ночное время, в данном случае, подпадает под понятие работы в режиме ненормированного рабочего дня и потому оплате в повышенном размере не подлежит. Работник Ястребов А.Н. работал на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№-ТД, содержащего условие ненормированного рабочего дня. Учитывая, что действующим трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права порядок и механизм точного учета рабочего времени при ненормированном рабочем дне не разработан, считать нарушением отсутствие в Табеле отклонений, обусловленных ненормированным рабочем днем, неправомерно. Из распоряжения руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае Колосова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ№ также следует, что внеплановая документарная проверка проведена в связи с обращением Ястребова А.Н. по вопросу режима труда и отдыха, предоставления гарантий и компенсаций. Как было указано выше, в акте проверки в подтверждение нарушений норм трудового законодательства приведены сведения только в отношении Ястребова А.Н. В оспариваемом предписании также содержатся ссылки на нарушения, допущенные в отношении Ястребова А.Н. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что требования предписания направлены не на приведение правовых актов в целом в соответствие с действующим федеральным законодательством, а фактически вынесены суждения о необходимости переучета рабочего времени, перерасчета работы и, соответственно, оплаты труда за переработанное время в отношении конкретного работника учреждения за конкретный период. Однако, данные вопросы подлежат разрешению в рамках индивидуального трудового спора о выплате работнику заработной платы за работу по трудовому договору, который, в силу ст. 381 ТК РФ, подлежит рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом. Принимая во внимание указанные обстоятельства, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Григорьевский С.В. доводы, изложенные в административном иске поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Государственной инспекции труда в Краснодарском крае по доверенности Кульпинова О.П. в судебном заседании возражала против заявленных требования, просила в их удовлетворении отказать.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Краснодарском крае Колосова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с рассмотрением обращения Ястребова А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела правового надзора и контроля Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Кульпиновой О.П. в отношении ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем составлен акт проверки от 24.03.2016г. №
Из представленного акта усматривается, что при проведении проверки выявлены следующие нарушения: в нарушение ст.91 Трудового кодекса РФ не ведется учет времени фактически отработанного работниками, а именно в табелях учета рабочего времени не отражена работа в ночное время водителя Ястребова А.Н. (Ястребов А.Н. согласно путевому листу № от 20.03.2015г. работал до 22:10, согласно путевому листу № от ДД.ММ.ГГГГ работал до 22:35, согласно путевому листу № от ДД.ММ.ГГГГ работал до 04:50, согласно путевому № от ДД.ММ.ГГГГ работал с 05:30, согласно путевому листу № от ДД.ММ.ГГГГ работал до 00:20 и др.); в нарушение ч.1 ст. 154 Трудового кодекса РФ работа в ночное время водителя Ястребова А.Н. не оплачена в повышенном размере (согласно путевому листу № от ДД.ММ.ГГГГ работал до 22:10, согласно путевому листу № от ДД.ММ.ГГГГ работал до 22:35, согласно путевому листу № от ДД.ММ.ГГГГ работал до 04:50, согласно путевому листу № от ДД.ММ.ГГГГ работал с 05:30, согласно путевому листу № от 13.08.2015г. работал до 00:20 и др., работа в ночное время не оплачена в повышенном размере).
По итогам проверки начальником отдела правового надзора и контроля Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Кульпиновой О.П. было вынесено в отношении ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» предписание от 24.03.2016г. № об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: 1. Табеля учета рабочего времени в отношении Ястребова А.Н. привести в соответствие с требованиями трудового законодательства (отражать работу в ночное время). Основание ст. 91 ТК РФ; 2. Оплатить работу в ночное время Ястребова А.Н. за весь период работы. Основание ч. ст. 154 ТК РФ.
Так, в вынесенном предписании государственный инспектор труда сослался на нормы Трудового кодекса РФ, регулирующие вопросы учета рабочего времени и оплаты в ночное время.
В соответствии со ст. 97 ТК РФ работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (далее - установленная для работника продолжительность рабочего времени): для сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ); если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ).
Согласно положениям ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
В соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.
Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем устанавливаются в федеральных государственных учреждениях нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в муниципальных учреждениях нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 3, 4 Порядка предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем государственных учреждений Краснодарского края, утверждённого постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№, ненормированный рабочий день может быть установлен для руководящих работников, технического и хозяйственного персонала, а также для лиц, которым начало и окончание рабочего дня установлено индивидуально трудовым договором или иным локальным нормативным актом.
Периодическое выполнение служебных заданий за пределами нормальной продолжительности рабочего времени работникам с ненормированным рабочим днем компенсируется предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Исходя из содержания статьи 101 ТК РФ следует, что привлечение к работе работника, работающего в режиме ненормированного рабочего дня, означает привлечение работника к работе за пределами, установленной для него продолжительности рабочего времени.
Таким образом, компенсацией за такой режим работы является не повышенная оплата труда, а ежегодный оплачиваемый отпуск.
Для тех, кто работает в режиме ненормированного рабочего дня, количество и продолжительность переработки сверх установленного времени не влияет на размер заработной платы.
В табеле учета рабочего времени отражается время работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, когда это связано с дополнительной оплатой.
Трудовой договор № от 12.11.2010г., заключенный между ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» и работником Ястребовым А.Н., содержит условие ненормированного рабочего дня.
В коллективном договоре и приложении к коллективному договору указана должность водителя автомобиля, имеющего право на дополнительный отпуск.
Исходя из изложенного, работа Ястребова А.Н. в ночное время, в данном случае, подпадает под понятие работы в режиме ненормированного рабочего дня, в связи с чем оплате в повышенном размере не подлежит.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из абзаца 6 статьи 357 ТК РФ следует, что государственные инспекторы труда вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматрива¬ются комиссиями по трудовым спорам и судами.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ эмиссиями по трудовым спорам или судами.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
В соответствии с Конвенцией МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
В данном случае разногласия, возникшие между работодателем ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» и работником Ястребовым А.Н. по выплате заработной платы за переработанное время содержат признаки, перечисленные в ст. 381 ТК РФ и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, суд считает, что акт проверки от 24.03.2016г. № и предписание от 24.03.2016г. № вынесенные Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае в отношении ГКУ КК «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края» являются необоснованными и подлежащими отмене.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск государственного казенного учреждения Краснодарского края «Автобаза органов государственной власти Краснодарского края»- удовлетворить.
Признать незаконными акт проверки Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае от 24.03.2016г. №-№ и предписание от 24.03.2016г. №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ
Судья: