2а-2791/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 29 июня 2022 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
федерального судьи Реутских П. С.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
административный истец обратился в суд с указанными выше требованиями, указав в их обоснование следующее.
Административный истец является собственником объекта недвижимости – жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: . ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанному выше адресу, приложив необходимый пакет документов. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка №. Административный истец полагает оспариваемое решение незаконным и необоснованным, указав, что основанием отказа в предоставлении земельного участка явилось несоответствие представленной схемы требованиям Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ – по мнению административного ответчика, заявитель обязан был указать в схеме расположения земельного участка кадастровые номера земельных участков №, №. Однако, по мнению административного истца, указанные земельные участки не граничат с образуемым, поскольку между ними находится земля ООПТ «Черняевский лес». По указанной причине не соответствует действительности и основания отказа, указанные в п. 2 оспариваемого решения, так как границы в точках 1-2-3 не могут быть сведены к границам земельных участков с кадастровыми номерами № и № по причине нахождения между указанными земельными участками и образуемым земель ООПТ «Черняевский лес». В соответствии п. 4 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются положения об особо охраняемой природной территории. Что касается не доведения границ образуемого земельного участка в точках 1-7 до «смежных», то, согласно действующему законодательству, образование земельных участков должно осуществляться с учетом фактического землепользования. Границы образуемого участка установлены с учетом фактического землепользования, в соответствии с расположением забора. Третье основание для отказа в предварительном согласовании, приведенное административным ответчиком в оспариваемом решении, административный истец также полагает несостоятельным, поскольку проектом межевания 2017 г. формирование земельного участка в испрашиваемых границах не было предусмотрено, так как проект межевания предусматривал формирование земельного участка и иных границах за счет земель ООПТ «Черняевский лес», что противоречит закону.
В связи с изложенным, административный истец просит признать незаконным решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка №; возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, и выдать решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Административный истец является собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , дата постройки 1965 г. (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под жилым домом по указанному выше адресу, приложив необходимый пакет документов, в том числе схему испрашиваемого земельного участка (л.д. 12-13).
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка №, указав следующие основания:
1) схема расположения земельного участка не соответствует по форме, формату или требованиям к ее подготовке – в соответствии с п. 6 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ в схеме приводятся изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения. В графической части схемы, представленной заявителем, не указана информация об учтенных земельных участках с кадастровыми №№, № (отсутствуют надписи указанных земельных участков);
2) разработка схемы с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам – образование земельного участка по представленным в схеме координатам приведет к нерациональному использованию земель с земельными участками №, №, № и № (граница образуемого земельного участка в точках 1-7 не сведена с границами земельных участков с кадастровыми номерами №, №, в точках 1-2-3 не сведена с границами земельных участков с кадастровыми номерами № и №).
3) образуемый земельный участок расположен в границах территории, для которой постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден проект межевания, не предусматривающий формирование земельного участка в испрашиваемых границах.
Разрешая заявленные административным истцом требования о признании решения № незаконным, суд учитывает следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 39.1, п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, среди прочего, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Поскольку административный истец является собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , он обладает исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен упомянутый жилой дом.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с ч. 2, 3, 7 и 8 ст. 39.15 ЗК РФ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
При этом, в соответствии с ч. 12 и 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.п. 3, 4 и 6 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (далее – Требования), схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.
Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
утвержденных документов территориального планирования;
правил землепользования и застройки;
проектов планировки территории;
землеустроительной документации;
положения об особо охраняемой природной территории;
о зонах с особыми условиями использования территории;
о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
о местоположении границ земельных участков,
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В схеме расположения земельного участка приводятся, применительно к рассматриваемому случаю:
проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);
Из приложенной к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует, что указанная схема подготовлена с учетом приведенных выше требований приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 762, в частности в ней отражены: проектная площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка, изображение границ учтенных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения. На данной схеме нанесены контуры жилого дома, позволяющие определить его местоположение относительно образуемого земельного участка.
При этом у суда нет оснований согласиться с доводами административного ответчика о том, что в графической части схемы, представленной заявителем, не указана информация об учтенных земельных участках с кадастровыми №№, № (отсутствуют надписи указанных земельных участков).
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как было указано выше, в представленной административным истцом схеме указаны необходимые надписи. Необходимость внесения надписей, касающихся земельных участков с кадастровыми №№, №, для суда неочевидна, и административным ответчиком не обоснована, поскольку сведения о том, что данные земельные участки имеют общую границу с образуемым, суду не представлены.
В то же время, наличие характерных точек на схеме и месторасположения жилого дома позволяют с достоверностью определить границы испрашиваемого земельного участка как по отношению к соседним земельным участкам, так и по отношению к площади, занимаемой жилым домом.
Таким образом, представленная схема расположения земельного участка позволяет определить проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка, который предполагается образовать (п. 3 Требований), в связи с чем первое приведенное в оспариваемом решении основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не является законным и обоснованным.
Разрешая вопрос о законности второго приведенного административным ответчиком в оспариваемом решении основания, суд принимает во внимание, что, действительно, в соответствии с ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Однако в рассматриваемом случае суд не усматривает препятствий к рациональному использованию земель. Как указано административным истцом и подтверждено сведениями, изложенными в представленной схеме, земельный участок испрашивается административным истцом в границах по существующему фактическому землепользованию.
Доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая, что осуществление фактического землепользования предполагается собственниками жилого дома с момента его постройки и возникновения права собственности, то есть с 1965 г., и до настоящего времени у административного ответчика не возникало вопросов по рациональному использованию муниципальных земель, суд не усматривает оснований для признания факта наличия препятствий рациональному использованию и охране земель у границ образуемого земельного участка.
Сведение границ образуемого участка к границам участков, расположенных неподалеку, не является ни частью Требований к подготовке схемы расположения земельного участка, ни доказательством наличия препятствий рациональному использованию и охране земель.
С учетом изложенного, второе основание для отказа административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка также не является законным и обоснованным.
Также суд не считает обоснованными доводы административного ответчика о наличии такого основания для отказа административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, как расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 5 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ), поскольку, как было указано выше, право собственника жилого дома на приобретение в собственность земельного участка под данным домом установлено федеральным законом, и не может быть ограничено лишь наличием проекта межевания территории.
С учетом изложенного, требования административного истца о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка № подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое решение вынесено при отсутствии к тому законных оснований, и нарушает право административного истца на приобретение в собственность земельного участка на стадии предварительного согласования предоставления земельного участка.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку, в силу приведенных выше норм, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа, и все изложенные в оспариваемом решении основания были признаны незаконными, учитывая, что при отсутствии оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, принимая во внимание, что установленные тридцать дней истекли, на административного ответчика должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка – в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180, 293-294.1 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка под жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: .
Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность направить ФИО1 в течение одного меясца со дня вступления настоящего решения в законную силу решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка под жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: .
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.
Федеральный судья: П. С. Реутских