Дело № 2а-435/2021
УИД <...>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
15 февраля 2021 года город Брянск
Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Маковеевой Г.П.,
при секретаре Писаревой Е.А.,
с участием представителя административного истца старшего помощника Брянского транспортного прокурора Елисеева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в сети «Интернет»,
установил:
Брянский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в сети «Интернет».
Требования мотивированы тем, что в ходе мониторинга информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что на сайте <адрес> в открытом доступе, любому пользователю на возмездной основе предлагается к приобретению база таможенных органов по экспортно-импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, на вышеуказанном сайте содержится информация об оказании услуг по предоставлению статистики внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, основанной на таможенных данных Российской Федерации за <дата> – по <дата>.
Так, согласно сведениям, указанным на странице анализируемого сайта, выборки из базы данных представляются с полным описанием товаров, включая оборотные листы и дополнительное описание товара с разбивкой на модели, артикулы, марки, сорта и т.п., а также содержат контактные данные отправителей/получателей в России.
На Интернет-сайте по электронным адресам: <адрес>, содержится ссылка на пример предоставляемой базы данных таможенных органов, пройдя по которой любой пользователь за плату получает доступ к файлу в exel-формате, содержащему исчерпывающие сведения о поставках, декларантах по различным параметрам.
В базе данных таможенных органов содержатся сведения об оформленных товарах, с указанием номеров деклараций, ИНН отправителя, получателя, декларанта, страны происхождения товаров, номеров транспортных средств, фамилий, имен, отчеств их представителей, контактных телефонов, а также иная информация.
Вход на сайт является свободным, демо-версии базы предлагаются любому пользователю. Стоимость баз данных таможенных органов указана на указанных страница сайта.
Между тем, предлагаемая к приобретению на сайте база данных таможенных органов содержит в себе информацию ограниченного доступа.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и положения Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2006 года № 125-ФЗ «О персональных данных», Закона Российской Федерации от 27декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», истец просит:
- признать запрещенной информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-ресурсеhttps<адрес> предоставлении за плату баз данных таможенных органов, информацией, распространениекоторой в Российской Федерации запрещено,
- обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области внести указанную информацию в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Елисеев Д.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области,Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не направили своих представителей, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области в материалы дела представило письменные пояснения по заявленным требованиям, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции РФ гарантировано что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч. 3 ст. 53 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 9 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года№ 149-ФЗ предусмотрено, что под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в Информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именами и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
На основании п. 14 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
То есть, сайт, получивший определенное доменное имя, также может иметь страницы, переход на которые осуществляется посредством активизации соответствующих указателей (ссылок).
В силу п. 1 ст. 9 названого Федерального законаограничениедоступа кинформации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ст. 15 Закона)
Как установлено и подтверждается материалами дела, Брянской транспортной прокуратурой на основании ст. 22 Федерального закона от 17января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка содержания Интернет-ресурсов на предмет их соответствия таможенному законодательству, а также нормативно-правовой базе, регламентирующей правоотношения в сфере распространения информации.
В ходе мониторинга информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что на сайте <адрес> в открытом доступе, с которого любому пользователю на возмездной основе предлагается к приобретению база таможенных органов по экспортно-импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, на вышеуказанном сайте содержится информация об оказании услуг по предоставлению статистики внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, основанной на таможенных данных Российской Федерации за <дата> – по <дата>.
Так, согласно сведениям, указанным на странице анализируемого сайта, выборки из базы данных представляются с полным описанием товаров, включая оборотные листы и дополнительное описание товара с разбивкой на модели, артикулы, марки, сорта и т.п., а также содержат контактные данные отправителей/получателей в России.
На страницах:
<адрес>
<адрес>,
приводится ссылка на пример предоставляемой базы данных таможенных органов, пройдя по которой любой пользователь за плату получает доступ к файлу в exel-формате, содержащему исчерпывающие сведения о поставках, декларантах по различным параметрам. В базе данных таможенных органов содержатся сведения об оформленных товарах, с указанием номеров деклараций, ИНН отправителя, получателя, декларанта, страны происхождения товаров, номеров транспортных средств, фамилий, имен, отчеств их представителей, контактных телефонов, а также иная информация.
Вход на сайт является свободным, демо-версии базы предлагаются любому пользователю. Стоимость баз данных таможенных органов указана на указанных страница сайта.
Между тем, предлагаемая к приобретению на сайте база данных таможенных органов содержит в себе информацию ограниченного доступа.
Так, на основании п.п.13 п.1 ст.2, ст.366 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза информационные ресурсы таможенных органов, то есть упорядоченная совокупность документированной информации (базы данных, другие массивы информации), содержащейся в информационных системах таможенных органов, формируются на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, и имеют ограниченный доступ.
Порядок формирования информационных ресурсов таможенных органов и доступа к ним устанавливается законодательством государств-членов. При этом из п. 3 ст. 366 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что только информационные ресурсы таможенных органов, содержащие информацию о международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования, являются открытыми и общедоступными, которые размещаются на официальных сайтах таможенных органов и (или) Союза в сети Интернет.
В соответствии со ст. 356 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или)законодательством государств-членов, используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций.
Порядок получения и использования лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов, имеющих ограниченный доступ и находящихся в ведении таможенных органов, а также состав и порядок предоставления такой информации устанавливаются законодательством государств-членов (п.4 ст.366 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Согласно ч.3 ст.305 Федерального закона от 03 августа 2018 года№ 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» информация предоставляется таможенными органами лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность либо тем, в отношении которых проводился таможенный контроль, на основании их обращения. При этом информация передается именно тому лицу, к которому она относится.
Таким образом, сведения о декларантах, отправителях, получателях и иных участниках таможенных отношений, составляют информационные ресурсы таможенных органов и носят ограниченный характер.
Более того, ст.7 Федерального закона от 27 июля 2006 года№ 125-ФЗ«О персональных данных» установлен запрет лицам, получившим доступ к персональным данным, раскрывать их третьим лицам и распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. База данных таможенных органов содержит сведения о представителях организаций-декларантов, отправителей и иных участников таможенных отношений, а именно – их фамилии, имена, отчества, телефоны, что в силу ст.3 названного закона является персональными данными и носит ограниченный характер.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами, в том числе сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <...>
В силу п. 9 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года№ 149-ФЗ«Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) предусмотрено, что под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Согласно п.13 ст.2 Федерального закона № 149-ФЗ сайт в сети «Интернет» – это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В соответствии с п.14 ст.2 указанного закона страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) – часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
То есть, сайт, получивший определенное доменное имя, также может иметь страницы, переход на которые осуществляется посредством активизации соответствующих указателей (ссылок).
В силу ч. 1, 6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Из анализа указанных правовых норм следует, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.9, ч.1 ст.15 Федерального закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации, передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральнымизаконами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, приэтом обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Таким образом, ограничение доступа к информации, установленное законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, а также законодательством о персональных данных, влечет невозможность распространения данных сведений неопределенному кругу лиц. В этой связи предложение неопределенному кругу лиц к приобретению баз данных таможенных органов является нарушением требований указанного законодательства.
За нарушение требований о защите информации, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность по ч.6 ст.13.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Согласно п. 2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет» осуществляется посредством внесения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр) соответствующих сведений, распространение которых запрещено вступившим в законную силу решением суда. Ведение такого Реестра в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» осуществляет Роскомнадзор.
Установлено, что на момент проверки информация о вышеуказанных страницах сети «Интернет» отсутствует в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что подтверждается снимками экранов страниц сайтов и актом проверки.
При таких обстоятельствах распространение в сети Интернет информации о продаже базы данных таможенных органов является незаконным, соответствующие страницы интернет-ресурса подлежат включению в Реестр.
Поскольку предлагаемые к распространению в сети Интернет базы данных являются информационными ресурсами таможенных органов, использование которых регламентировано таможенным законодательством, несоблюдение установленного порядка распространения свидетельствует о нарушении прав и интересов Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанная информация на Интернет-сайте, расположенная по электронным адресам: https://<адрес>, запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Положениями ст. 9 названного Федерального законапредусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Закона в реестр включаются:
доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 3 ст. 15.1 Закона № 149- ФЗ предусмотрено, что создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 15.1 Закона основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении:материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети Интернет;информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети Интернет;информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Поскольку информация, размещенная на указанных электронных страницах сайтов по URL-адресам прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимопризнание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.
Установить личности и место жительства лиц, осуществляющих распространение данной информации на сайтах, объективно не представляется возможным.
В ходе судебного разбирательства информация о владельцах вышеназванных сайтов, об авторах информации, размещенной на данных сайтах, добыто не было. Сведения о владельцах данных сайтов в открытом доступе отсутствуют.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, суд приходит к выводу, что информация, распространяемая посредством сети «Интернет» и размещенная на указателе страницы <адрес>,является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, поэтому административные исковые требования Брянского транспортного прокурора законны и обоснованы, и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в сети «Интернет» - удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на указателе страницы сайта
<адрес>
<адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Включить информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на указателе страницы <адрес>,в Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения информации, размещенной на указателе страницы сайтаhttps<адрес>
страница:<адрес>в Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Г.П.Маковеева
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2021 года.