ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2795/2022 от 21.10.2022 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-2795/2022

УИД 26RS0023-01-2022-005911-90

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

21 октябрь 2022 года г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Казанчева И.Т.,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по .............. о ликвидации ..............вой правозащитной общественной организации «Общественный контроль»,

УСТАНОВИЛ:

в суд поступило указанное административное исковое заявление, из содержания которого следует, что ..............вая правозащитная общественная организация «Общественный контроль» была зарегистрирована в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ) и ст. 10 Федерального закона от .............. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ). Организация создана по решению общего собрания учредителей от ............... .............. общим собранием членов принято решение о добровольной ликвидации Организации и назначении ликвидатора, о чем .............. в Главное управление поступило соответствующее уведомление. .............. Главным управлением принято решение о внесении в ЕГРЮЛ записи в связи с принятием решения о ликвидации и .............. налоговым органом внесена соответствующая запись.

Поскольку до настоящего времени процедура добровольной ликвидации организацией не завершена, административный истец обратился в суд с требованием о ликвидации ..............вой правозащитной общественной организации «Общественный контроль» и ее исключении из ЕГРЮЛ.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Надлежащим образом уведомленные судом о дате, времени и месте рассмотрения дела административные истец и ответчики, а также представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России .............. по .............., в судебное заседание не явились, представителей не направили, в связи с чем, дело рассмотрено без их участия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

..............вая правозащитная общественная организация «Общественный контроль» была создана по решению общего собрания учредителей .............. и зарегистрирована в соответствии с Законом № 82-ФЗ и ст. 10 Закона № 129-ФЗ.

.............. Главным управлением принято решение о государственной регистрации Организации (распоряжение № Г.85-рот .............., учетный ..............).

Органом ФНС .............. в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации Организации при создании ОГРН 1142651025550, ИНН/КПП 2630805022/263001001.

.............. Общим собранием членов принято решение о добровольной ликвидации Организации и назначении ликвидатора.

.............. в Главное управление поступило уведомление о принятии решения о ликвидации Организации (вх. .............. от ..............).

.............. Главным управлением принято решение о внесении в ЕГРЮЛ записи в связи с принятием решения о ликвидации (распоряжение ..............-р от..............).

.............. Органом ФНС внесена соответствующая запись. До настоящего времени процедура добровольной ликвидации организацией не завершена.

Переходя к правовому анализу сложившейся ситуации, суд исходит из положений п. 3 ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в соответствии с которым правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Организация имеет статус действующей.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 123.4 ГК РФ, Федерального закона от .............. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ), статей 5 и 8 Закона № 82-ФЗ и п. 2.1.1 Устава - Организация создана в целях объединения интеллектуального потенциала, материальных и финансовых средств, организационных возможностей членов Организации с целью содействия становлению и развитию гражданского общества, защиты прав и законных интересов своих членов, а так же других граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, привлечение внимания общественности к социально значимым проблемам.

Для достижения уставных целей Организация осуществляет виды деятельности в соответствии с п. 2.3 Устава.

Однако, как следует из содержания административного искового заявления и приложенных документов, организация свою деятельность не осуществляет, цели и задачи, предусмотренные законодательством и уставом организации, не могут быть достигнуты.

Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение организацией п. 1 ст. 123.4 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Закона № 7-ФЗ, ст. 5и ст. 8 Закона № 82-ФЗ, поскольку отсутствует уставная деятельность и цели, предусмотренные законодательством и уставом Организации, не могут быть достигнуты.

В соответствии со ст. 38 Закона № 82-ФЗ, и Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста № 25 от 03.03.2014, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю осуществляет контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Закон № 82-ФЗ обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В соответствии со ст. 29 Закона № 82-ФЗ общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц. Указанные сведения представляются в произвольной форме.

Кроме того, помимо указанной отчетности, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, общественные объединения также обязаны представлять информацию по форме № ОНОООЗ, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

В соответствии с приказом Минюста России от 31.03.2021 № 50 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 №122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» срок предоставления отчетности за 2020 год перенесен на 15.07.2021.

В установленные законодательством сроки в Главное управление организацией не представлена отчетность за 2020 год.

Предусмотренная законодательством отчетность за 2021 год в установленные законодательством сроки (до ..............) Организацией так же не представлена.

Организация, в нарушение ст. 29 Закона № 82-ФЗ не предоставила в срок до .............. отчет по форме № ОН 0003, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ............................ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», а также сведения о продолжении деятельности организации за 2021 год.

Отчетность за 2020 и 2021 год организацией до настоящего времени е не представлена.

В соответствии со ст. 29 Закона № 82-ФЗ, неоднократное непредставление Организацией в установленный срок сведений о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения Главного управления в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого ь государственного реестра юридических лиц.

В соответствии со ст. 29 Закона № 82-ФЗ, непредставление организацией в установленный срок сведений об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для обращения Главного управления, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации ц юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов Главное управление вправе обратиться с исковым заявлением в суд о ликвидации организации.

Организацией не предприняты все возможные действия для устранения нарушений, процедура добровольной ликвидации, начатая организацией .............., до настоящего времени не завершена.

Установленные по делу обстоятельства во взаимосвязи с приведенными нормами права приводят суд к выводу о законности и обоснованности заявленного административного искового требования, как следствие, возможности его удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-180, КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое требование Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю о ликвидации Ставропольской краевой правозащитной общественной организации «Общественный контроль», удовлетворить.

Ликвидировать Ставропольскую краевую правозащитную общественную организацию «Общественный контроль», ОГРН 1142651025550.

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Ставропольскую краевую правозащитную общественную организацию «Общественный контроль», ОГРН 1142651025550.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд Ставропольского края.

Судья И.Т. Казанчев

Мотивированное решение суда составлено 28 октября 2022 года.