ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2795/2022 от 21.10.2022 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-2795/2022

УИД 26RS0023-01-2022-005911-90

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

21 октябрь 2022 года г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Казанчева И.Т.,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по .............. о ликвидации ..............вой правозащитной общественной организации «Общественный контроль»,

УСТАНОВИЛ:

в суд поступило указанное административное исковое заявление, из содержания которого следует, что ..............вая правозащитная общественная организация «Общественный контроль» была зарегистрирована в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ) и ст. 10 Федерального закона от .............. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ). Организация создана по решению общего собрания учредителей от ............... .............. общим собранием членов принято решение о добровольной ликвидации Организации и назначении ликвидатора, о чем .............. в Главное управление поступило соответствующее уведомление. .............. Главным управлением принято решение о внесении в ЕГРЮЛ записи в связи с принятием решения о ликвидации и .............. налоговым органом внесена соответствующая запись.

Поскольку до настоящего времени процедура добровольной ликвидации организацией не завершена, административный истец обратился в суд с требованием о ликвидации ..............вой правозащитной общественной организации «Общественный контроль» и ее исключении из ЕГРЮЛ.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Надлежащим образом уведомленные судом о дате, времени и месте рассмотрения дела административные истец и ответчики, а также представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России .............. по .............., в судебное заседание не явились, представителей не направили, в связи с чем, дело рассмотрено без их участия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

..............вая правозащитная общественная организация «Общественный контроль» была создана по решению общего собрания учредителей .............. и зарегистрирована в соответствии с Законом № 82-ФЗ и ст. 10 Закона № 129-ФЗ.

.............. Главным управлением принято решение о государственной регистрации Организации (распоряжение № Г.85-рот .............., учетный ..............).

Органом ФНС .............. в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации Организации при создании ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/263001001.

.............. Общим собранием членов принято решение о добровольной ликвидации Организации и назначении ликвидатора.

.............. в Главное управление поступило уведомление о принятии решения о ликвидации Организации (вх. .............. от ..............).

.............. Главным управлением принято решение о внесении в ЕГРЮЛ записи в связи с принятием решения о ликвидации (распоряжение ..............-р от..............).

.............. Органом ФНС внесена соответствующая запись. До настоящего времени процедура добровольной ликвидации организацией не завершена.

Переходя к правовому анализу сложившейся ситуации, суд исходит из положений п. 3 ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в соответствии с которым правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Организация имеет статус действующей.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 123.4 ГК РФ, Федерального закона от .............. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ), статей 5 и 8 Закона № 82-ФЗ и п. 2.1.1 Устава - Организация создана в целях объединения интеллектуального потенциала, материальных и финансовых средств, организационных возможностей членов Организации с целью содействия становлению и развитию гражданского общества, защиты прав и законных интересов своих членов, а так же других граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, привлечение внимания общественности к социально значимым проблемам.

Для достижения уставных целей Организация осуществляет виды деятельности в соответствии с п. 2.3 Устава.

Однако, как следует из содержания административного искового заявления и приложенных документов, организация свою деятельность не осуществляет, цели и задачи, предусмотренные законодательством и уставом организации, не могут быть достигнуты.

Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение организацией п. 1 ст. 123.4 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Закона № 7-ФЗ, ст. 5и ст. 8 Закона № 82-ФЗ, поскольку отсутствует уставная деятельность и цели, предусмотренные законодательством и уставом Организации, не могут быть достигнуты.

В соответствии со ст. 38 Закона № 82-ФЗ, и Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста № 25 от 03.03.2014, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю осуществляет контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Закон № 82-ФЗ обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В соответствии со ст. 29 Закона № 82-ФЗ общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц. Указанные сведения представляются в произвольной форме.

Кроме того, помимо указанной отчетности, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, общественные объединения также обязаны представлять информацию по форме № ОНОООЗ, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

В соответствии с приказом Минюста России от 31.03.2021 № 50 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 №122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» срок предоставления отчетности за 2020 год перенесен на 15.07.2021.

В установленные законодательством сроки в Главное управление организацией не представлена отчетность за 2020 год.

Предусмотренная законодательством отчетность за 2021 год в установленные законодательством сроки (до ..............) Организацией так же не представлена.

Организация, в нарушение ст. 29 Закона № 82-ФЗ не предоставила в срок до .............. отчет по форме № ОН 0003, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ............................ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», а также сведения о продолжении деятельности организации за 2021 год.

Отчетность за 2020 и 2021 год организацией до настоящего времени е не представлена.

В соответствии со ст. 29 Закона № 82-ФЗ, неоднократное непредставление Организацией в установленный срок сведений о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения Главного управления в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого ь государственного реестра юридических лиц.

В соответствии со ст. 29 Закона № 82-ФЗ, непредставление организацией в установленный срок сведений об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для обращения Главного управления, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации ц юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов Главное управление вправе обратиться с исковым заявлением в суд о ликвидации организации.

Организацией не предприняты все возможные действия для устранения нарушений, процедура добровольной ликвидации, начатая организацией .............., до настоящего времени не завершена.

Установленные по делу обстоятельства во взаимосвязи с приведенными нормами права приводят суд к выводу о законности и обоснованности заявленного административного искового требования, как следствие, возможности его удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-180, КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое требование Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю о ликвидации Ставропольской краевой правозащитной общественной организации «Общественный контроль», удовлетворить.

Ликвидировать Ставропольскую краевую правозащитную общественную организацию «Общественный контроль», ОГРН <***>.

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Ставропольскую краевую правозащитную общественную организацию «Общественный контроль», ОГРН <***>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд Ставропольского края.

Судья И.Т. Казанчев

Мотивированное решение суда составлено 28 октября 2022 года.