ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2798/2016 от 15.07.2016 Ставропольского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ставропольский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Шишкина А.Г.

с участием:

представителя административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области – Козырева А.А. по доверенности,

представителя административного ответчика Администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский – Кочеткова Д.В. по доверенности,

при секретаре Ельцовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2798/16 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области к Администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области обратилось в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением. Просит:

-признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Подстенки муниципального района Ставропольский Самарской области по непринятию мер по организации водоснабжения на территории поселения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства;

-обязать Администрацию сельского поселения Подстенки муниципального района Ставропольский Самарской области устранить нарущения санитарно- эпидемиологического законодательства на территории с.п.Подстепки, а именно: обеспечить качество питьевой воды подаваемой населению с. Подстенки, в соответствии требованиями п. 3.4 СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Самарской области - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с ч.1 ст. 23 Федерального Закона от 07.12.2011г №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

На основании ч.4 ст.23 Федерального Закона от 07.12.2011г № 416-ФЗ питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превыщают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В соответствии с требованиями п.3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии с требованиями п.3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.

На основании требований п.3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:

п.3.4.1 обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение;

п.3.4.2 содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения;

п.3.4.3 содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека.

В результате административных расследований, проведенных специалистами Территориального отдела в г.Тольятти Управления Роспотребнадзора по Самарской области на основании обращений жителей с.Подстепки м.р.Ставропольский Самарской области, были выявлены многочисленные нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства в части требований к качеству питьевой воды, поставляемой гражданам, проживающим на территории с.п.Подстепки.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях Автозаводским районным судом г.Тольятти вынесены постановления о назначении административных наказаний по ст.6.5 КоАП РФ в отношении поставщика коммунальных услуг - ООО «МАИ+ЗН». Таким образом, факты ненадлежащего исполнения обязанностей по снабжению населения с.п.Подстепки качественной питьевой водой нашли свое подтверждение в суде.

Администрация с.п. Подстепки, являясь органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представляет интересы населения всего муниципального образования, поскольку местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Законодательством определено, что организация водоснабжения и водоотведения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих в на соответствующей территории. В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Эта группа полномочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами права являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица, находящиеся на территории Российской Федерации,

Проведенные Территориальным отделом в г.Тольятти Управления Роспотребнадзора по Самарской области административные расследования и вынесенные Автозаводским районным судом г.Тольятти постановления по делам об административных правонарушениях свидетельствуют о нарушении перечисленных выше требований. Данное обстоятельство нарушает права граждан, проживающих на территории с.п. Подстепки на благоприятную окружающую среду и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив суду, что бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по обеспечению качества питьевой воды подаваемой населению с. Подстенки, в соответствии требованиями п. 3.4 СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц и является основанием для возложения соответствующей обязанности..

Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что административный ответчик заявленные требования не признает и просит отказать в их удовлетворении в полном объеме т.к. администрацией сельского поселения приняты все необходимые меры по обеспечению жителей села питьевой водой надлежащего качества. Пробы воды взятые на территории села подтверждают отсутствие нарушений. Проверки проведенные административным истцом в отношении ООО «МАИ+3Н» не могут свидетельствовать о бездействии административного ответчика, т.к. ООО «МАИ+3Н» является управляющей компанией и никакого отношения к администрации сельского поселения не имеет. На территории села функционирует созданное администрацией поселения МП «Водоканал Подстепки». Никаких проверок указанной организации со стороны административного истца не проводилось, нарушений не выявлялось. Между ООО «МАИ+3Н» и МП «Водоканал Подстепки» существует разграничение сетей.

Представитель заинтересованного лица МП «Водоканал Подстепки» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что срок для обращения в суд не пропущен.

Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из представленных суду материалов следует, что постановлениями Автозаводского районного суда Самарской области от 05.04.2016 г., 06.04.2016 г., 18.04.2016 г., 29.04.2016 г. ООО «МАИ+3Н» привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ в виде штрафа. Основанием к привлечению Общества к административной ответственности явилось несоблюдение требований п. 3.4 СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений (решений) должностных лиц органов местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений (решений), действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы сельского поселения Подстепки № 17 создано МП «Водоканал Подстепки».

16.05.2014 г. постановлением главы сельского поселения Подстепки № 19.1 МП «Водоканал Подстепки» присвоен статус гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории сельского поселения Подстепки.

22.04.2016 г. между администрацией сельского поселения Подстепки и МП «Водоканал Подстепки» заключено концессионное соглашение на создание и реконструкцию муниципального имущества, представляющего собой технологически связанные объекты системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод сельского поселения…

Результатами экспертных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» от 28.06.2016 г., 16.05.2016 г. установлено, что холодная вода из распределительной сети сельского поселения Подстепки в месте забора проб «Детский сад», «ОВОП», «ЖКХ», «Магазин», «Колодец системы холодного водоснабжения» соответствует требованиям СанПиН.

Представленные суду административным истцом материалы дел об административных правонарушениях в отношении ООО «МАИ+3Н» преюдициального значения не имеют. Административным ответчиком забор проб в системе водоснабжения в границах балансовой ответственности МП «Водоканал Подстепки» не производился. Соответствующие Акты проверок с заключением суду не представлены.

Суд приходит к выводу о том, что не имеется предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку факт бездействия органа местного самоуправления по обеспечению качества питьевой воды подаваемой населению с. Подстенки, в соответствии требованиями п. 3.4 СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» не установлен. Оснований для возложения на орган местного самоуправления соответствующей обязанности не имеется.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области к Администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.

Судья Шишкин А.Г.

Мотивированное решение изготовлено 18.07.2016 г.